36 Механизм государства
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.
1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.
2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.
Структура механизма государства
Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части - органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.
Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.
Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.
К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.
Понятие и признаки государственного органа
Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.
Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.
Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.
3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация орг ном государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
Виды органов государства
Органы государства классифицируются по различным основаниям По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.
По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент". В Англии, Канаде, Индии и других странах термин "парламент" - собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.
Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.
Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках - президент.
В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.
Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.
В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.
В парламентарных республиках президент - малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта.
В президентских республиках президент - центральная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он возглавляет громадный государственный аппарат, насчитывающий 2,5 млн. государственных служащих, из которых около 1500 чиновников федеральных ведомств назначает сам. Только на высшие федеральные должности президент назначает "по совету и с согласия" Сената. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.
Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.
В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство общефедеральное и правительства членов федерации.
По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором - двух или нескольких.
Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации - министерства, ведомства, комиссии и т. д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства.
Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
Суды независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д.
В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства,- вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней - охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д.
Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко, наряду с назначенными должностными лицами, на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.
- 1 Юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
- 2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
- 3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений
- 4 Организация власти в первобытном обществе
- 5 Понятие правовой идеологии
- 6 Государство и гражданское общество: система сдержек и противовесов
- 7 Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
- 8 Фундаментальные принципы правового государства
- 9 Верховенство права как принцип деятельности современного государства
- 10 Понятие правонарушения и его виды
- 11Философия права и теория права в их соотношении
- 12 Общественное мнение в системе правовой государственности
- 13 Демократический правовой режим
- 14 Государственный (политический) режим: понятие, виды
- 15 Государственный суверенитет
- 16 Понятие и структура политической системы общества
- 17 Типы государства: различные подходы
- 18 Соотношение права и морали
- 19 Принцип разделения властей
- 20 Понятие государства и его признаки
- 21 Происхождение и сущность государства
- Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
- 1. Теологическая теория происхождения государства
- 2. Патриархальная теория происхождения государства.
- 3. Психологическая теория происхождения государства
- 4. Договорная теория происхождения государства
- 5. Теория насилия (завоевания)
- 7. Органическая теория происхождения государства
- 8. Марксистская теория.
- 22 Состав правонарушения
- 23 Органы государственной власти и органы самоуправления. Задачи по формированию института общественной власти в рф
- 26 Понятие и классификация форм правления
- 27 Республиканская форма правления
- 28 Президентская и парламентская республика. Особенности республиканской формы правления в рф
- 29 Правовая активность и правовой нигилизм
- 30 Форма государственного устройства как элемент формы государства. Разновидности форм государственного устройства
- 31 Унитарное государство. Тенденции развития унитаризма в современном мире
- 32 Федерация как форма государственного устройства. Особенности рф
- 33 Материалистическая теория о сущности и предназначении государства и права
- 34 Формы осуществления функций государства
- 35 Основные принципы права
- 36 Механизм государства
- 37 Право и закон. Их соотношение
- 38 Основания юридической ответственности
- 39 Понятие функции государства в современной теории государства, классификация функций
- 40 Правопонимание: эволюция представлений о праве, характеристика основных учений о сущности права
- 41 Взаимная ответственность государства и личности
- 42 Естественно – правовая идеология и ормирование современной концепции прав человека
- 43 Политический режим как элемент формы государства. Типология политических режимов
- 44 Система прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав и свобод
- 45 Порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нпа
- 46 Характеристика основных черт романно – германской (континентальной) правовой семьи
- 47 Обратная сила закона: понятие, порядок и пределы применения
- 48 Конституция в системе нормативно правовых актов
- 49 Система права: понятие и структурные элементы
- 50 Виды правоотношений
- 51 Применение права: понятие и роль в осуществлении права
- 52 Субъекты права и субъекты правоотношений
- 53 Толкование правовых норм. Виды толкования
- 54 Понятие, признаки и виды законов
- 55 Правовая культура гражданина и должностного лица
- 56 Источник права в формально – юридическом и материальном смысле
- 57 Предмет и метод теории государства и права
- 58 Формирование (происхождение) права как нормативного регулятора общественных отношений. Теории происхождения права
- 59 Объекты правоотношений: понятие и виды
- 60 Форма государства как институт теории государства: понятие, структура, характеристика основных элементов
- 61 Структура нормы права. Виды правовых норм
- 62 Теория государтсва и права в системе юридических наук
- 63 Естественные права человека и гражданина
- 64 Законодательные органы современного российского государства
- 65 Позитивистская теория права. Преодоление позитивистского подхода в отечественной теории и юридической практике
- 66 Применение права как особая форма его реализации
- 67 Соотношение права и государства: основные теоретические модели
- 68 Характеристика основных черт англо – американской правовой семьи (семьи общего права)
- 69 Содержание правоотношений
- 70 Правовые нормативные акты: понятие, виды, соподчиненность
- 71 Граждане (физические лица) как субъекты правоотношений
- 72 Предмет и метод правового регулирования как основные критерии построения системы права
- § 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
- 73 Правомерное поведение. Позитивная и негативная юридическая ответственность
- 74 Подзаконные акты: понятие и виды
- 75 Правоотношение: понятие, признаки, виды
- 76 Понятие и виды юридической ответственности
- 77 Юридический факт в теории правоотношений. Виды юридических фактов
- 78 Право как регулятор общественных отношений
- 79 Систематизация правовых нормативных актов
- 80 Основания юридической ответственности
- 81 Понятие правоспособности и дееспособности
- 82 Прецедент как источник права и элемент судебной практики
- 83 Возникновение и развитие теории права в России
- 84 Реализация права: понятие и формы
- 85 Деформация правосознания, профессиональная деформация
- 86 Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права, тенденции их использования в юридической практике рф
- 87 Субъективное право и юридическая обязанность
- 88 Действие нормативно – правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 89 Фактический состав
- 90 Причины правонарушений и пути их устранения
- 91 Право в системе социальных норм
- 92 Кодификация как вид систематизации законодательства
- 93 Публичное и частное право
- 94 Внутренние и внешние функции государства
- 95 Понятие нормы права как элемента системы права. Признаки правовых норм
- 96 Правовая психология как структурный элемент правосознания
- 97 Стадии процесса применения норм права
- 98 Тоталитарное государство
- 99 Правосознание: понятие, структура, виды
- 100 Орган государства: правовой статус
- 101 Теория естественного права
- 102 Уяснение и разъяснение как способы толкования права
- 103 Понятие источников права и его виды
- 104 Непосредственная и представительная демократия
- 105 Материальное и процессуальное право: правовая природа и роль в правовом регулировании, в защите прав и свобод граждан
- 106 Понятие законности и правопорядка