Вопросы к практическому занятию
1. Понятие и признаки авторского права.
2. Объекты авторского права.
2.1. Общая характеристика.
2.2. Творческий характер.
2.3. Объективная форма и воспроизводимость.
2.4. Выполнение формальностей.
3. Субъекты авторского права.
3.1. Автор произведения.
3.2. Соавторство.
3.3. Иностранные авторы.
3.4. Наследники и иные правопреемники.
3.5. Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.
4. Содержание авторского права.
4.1. Общая характеристика содержания авторского права.
4.2. Личные неимущественные права авторов.
4.3. Имущественные права.
5. Понятие смежных прав.
6. Субъекты смежных прав.
6.1. Исполнители.
6.2. Изготовители фонограмм.
6.3. Организации эфирного и кабельного вещания.
6.4. Изготовители базы данных.
6.5. Публикаторы.
7. Объекты смежных прав.
7.1. Исполнения.
7.2. Фонограммы.
7.3. Программы эфирного и кабельного вещания.
7.4. Содержание баз данных.
7.5. Обнародованные произведения литературы, науки и искусства, до этого не обнародованные и находящиеся в общественном достоянии.
8. Исключительное право субъекта смежных прав.
Задачи
1. Из поговорки слова не выкинешь.
Какие объекты авторского права вам известны? Являются ли пословицы и поговорки объектом гражданского, в частности авторского, права?
2. Из песни слова не выкинешь.
Какие правовые последствия могут наступить, если из авторской песни исчезли слова? Проанализируйте ситуацию с учетом изменений текста третьими лицами без согласия автора.
3. Писатель Иван Бертран решил прекратить свою карьеру и эмигрировать во Францию.
В связи с тем, что его имя приобрело некоторую известность у читателей, издатель предложил И. Бертрану заключить договор, на основании которого бывший писатель «уступает» свое имя за $10 000 начинающему и никому неизвестному писателю Василию Пулькину.
О каком авторском праве идет речь? Будет ли иметь такое соглашение юридическую силу, если И. Бертран согласится его заключить?
4. П.А. Ламм обратился с иском в суд к дирекции Большого театра с требованием признать его соавтором оперы «Борис Годунов» и выплатить ему авторское вознаграждение. П.А. Ламм в течение нескольких лет работал над оперой М.П. Мусоргского «Борис Годунов», воссоздал первоначальную редакцию этой оперы, основанную на тщательном изучении музыкального наследия Мусоргского. Считая, что его работа по восстановлению оперы не является техническим редактированием, а носит более сложный характер, П.А. Ламм просил суд признать за ним право соавторства на оперу «Борис Годунов» в его редакции. Помимо этого, он также потребовал от дирекции Большого театра указывать в афишах не только фамилию М.П. Мусоргского, но и его, как соавтора, с выплатой авторского вознаграждения.
Правомерны ли требования музыканта П.А. Ламма? Есть ли основания признать П.А. Ламма соавтором М.П. Мусоргского и выплатить ему авторский гонорар? Какое решение должен вынести суд?
5. Самохвалов обратился в суд с иском к ЗАО «Индийский слон» о признании соавторства на шахматные партии, сыгранные им в декабре 2000 г., и возмещении убытков, понесенных вследствие нарушения его авторского права на указанные партии.
Свои требования истец обосновал тем, что ответчик в 2005 г. выпустил в продажу компьютерную базу данных по шахматным партиям, размещенную на CD, в которой были использованы шахматные партии, сыгранные истцом в качестве игрока. При этом исключительные права на использование шахматных партий истец ответчику не передавал.
Является ли сыгранная шахматная партия объектом авторского права? Какое решение должен вынести суд?
6. Депутат Государственной Думы Яблочков написал эссе о судьбе страны «Кому на Руси жить хорошо?». Посчитав, что его первый творческий труд может оказаться не совсем удачным, он воспользовался псевдонимом Грушевский. После публикации эссе вызвало положительные отклики читателей, поэтому второе произведение Яблочков решил опубликовать уже под собственным именем.
Издатель отказался опубликовать произведение под собственным именем автора, ссылаясь на то, что его псевдоним уже приобрел некоторую известность у читателей.
Какие условия предусматривает закон для приобретения права на псевдоним? Кто определяет срок и объем использования псевдонима? Если автор уже воспользовался правом на псевдоним, означает ли это, что в дальнейшем он будет выступать только под вымышленным именем?
7. Певец Лагутин обратился в суд с иском о защите репутации и возмещении морального вреда в размере 100 тысяч рублей. Ответчиком по иску призывался известный юморист Палкин, который в своих номерах делал пародии как на самого певца Лагутина, так и его выступления.
Певец считал, что такие пародии плохо сказываются на его имидже, и в ходе судебного разбирательства он дополнил свои исковые требования запретом Палкину и другим юмористам использовать его творчество в качестве темы выступления.
Правомерны ли требования Лагутина? Возможно ли предъявить аналогичные требования, например, популярному журналу, автор статьи которого критикует творчество певца Лагутина?
8. Сорокин и Михалков перевели на русский язык пьесу Д. Пристли «Сокровище», которая была опубликована в журнале «Театр». Авторы перевода получили вознаграждение. Через полгода киностудия «Мосфильм» экранизировала пьесу без согласия переводчиков. Сорокин и Михалков обратились в суд с иском о взыскании с киностудии вознаграждения за использование их произведения.
Какое решение должен вынести суд?
9. Картину Сомова «Неожиданная встреча» купил любитель живописи Лавров. Спустя год Сомов обратился к Лаврову с просьбой предоставить ему возможность снять копию с картины. Однако последний заявил, что через несколько дней выставляет картину на аукционе, и в просьбе отказал.
На аукционе картина «Неожиданная встреча» была продана по цене, значительно превышающей предыдущую. Сомов, присутствовавший на аукционе, потребовал от Лаврова уплатить причитающуюся ему долю от продажной цены картины. Но тот отказался, заявив, что ничего не должен Сомову, т.к. расплатился с ним полностью при покупке картины.
Правомерна ли просьба художника Сомова к Лаврову о предоставлении ему возможности снять с нее копию? В каком случае Сомов имел право требовать от продавца написанной им картины вознаграждения после ее перепродажи?
10. Скульптор Курочкин создал в бронзе фигуру Остапа Бендера, стоящего на пьедестале со стулом в правой руке. Скульптура была установлена недалеко от входа в городской театр юмора и сатиры в 1974 г. На 25-ю годовщину ее создания в 1999 г. скульптура была показана в телевизионной передаче, посвященной творчеству Курочкина, в которой также говорилось о распродаже открыток с изображением скульптуры Остапа Бендера.
Увидев эту передачу, Курочкин предъявил в суд два иска. Первый – к предпринимателю Лисицыну, использовавшему изображение скульптуры Остапа Бендера в коммерческих целях без согласия автора, с требованием выплаты авторского вознаграждения. Второй – к автору репортажа Коркину с требованием выплаты авторского вознаграждения за показ скульптуры в телевизионной передаче без согласия автора и возмещения ущерба за рекламу неправомерной торговли открытками с ее изображением.
На заседании суда по рассмотрению ответчики этих исков не признали.
Какое решение должен вынести суд по каждому из этих исков? Является ли репортаж Коркина рекламой продажи открыток с изображением скульптуры Остапа Бендера?
11. Писатель Антипов, преследуемый советскими властями за политические убеждения, эмигрировал в Австрию. Там он написал роман «Россия под красным покрывалом».
После распада СССР Антипов вернулся в Россию и передал свой роман в издательство «Ретро» с целью опубликования. Одновременно Антипов отправил копию рукописи в Вену своему другу с просьбой издать роман, т.к. при заключении авторского договора с редакцией издательства «Ретро» у него возникли сомнения в том, что его произведение может быть опубликовано без купюр.
Роман Антипова был издан в Вене 18 апреля 1999 г., а в Москве 17 мая 1999 г., но с большими купюрами без согласия автора.
В какой стране – в России или в Австрии – роман считается опубликованным? Распространяется ли авторское право на роман, обнародованный в Вене, и признается ли оно за Антиповым, гражданином России? Какое право Антипова нарушило издательство «Ретро»?
12. Писателем Коротковым было создано литературное произведение, которое в дальнейшем он собирался передать издательству. Опасаясь, что с произведением может что-нибудь произойти, он задумался, как приобретаются авторские права и каким образом можно гарантировать их охрану. С этими вопросами он обратился в юридическую фирму «Копирайтер».
Проконсультируйте писателя Короткова от имени сотрудников юридической фирмы «Копирайтер».
13. Художник Огюст Ренуар, который создавал также скульптуры, утратив способность в достаточной мере двигать руками, обратился к одному из своих учеников Ришару Гино и поручил ему исполнение некоторых из своих скульптур. Сам, будучи преклонного возраста и без средств к существованию, Ришар Гино не потребовал распределения прибыли от последующего тиражирования, в то время как наследники Ренуара отказали ему в праве выпустить в свет некоторые скульптуры, которыми он владел. Он намеревался объяснить, что не утратил никаких своих прав, которые причитались ему как соавтору, но наследники Ренуара оспорили это право и признали за ним лишь роль исполнителя, подчиняющегося указаниям и вдохновению мэтра.
Дело Ренуара поставило весьма деликатный вопрос художественного творчества: следует ли признавать авторство за художником, который сам предложил идею скульптуры и руководил ее созданием, или следует признать его за скульптором, который сам создал произведение, или рассматривать их как соавторов совместно созданного произведения?
14. Леонов обратился в суд с иском о защите авторского права в связи с тем, что в телевизионной программе с участием Сутулова были использованы принадлежащие Сутулову фотографии с его изображением, автором которых является истец, причем одна из фотографий была переработана, а имя автора при использовании фотографий (в титрах передачи) указано не было.
Ответчики утверждали, что данные фотографии не являются объектом авторского права, т.к. не имеют художественной ценности, а также использование правомерно опубликованных фотографий можно приравнять к цитированию. Под правомерным опубликованием они понимали предоставление автором этих фотографий лицу, которое на них изображено.
Являются ли такие фотографии объектом авторского права? Какими правами обладает автор фотографии и изображенное на ней лицо? Подлежит ли данное требование истца удовлетворению?
15. Один из видных российских ученых Пряхин находился в длительной переписке со своим школьным другом Петуховым, проживающим в Твери. После смерти ученого, друг, желая увековечить его память, решил издать их переписку, заключив с тверским издательством договор. Когда письма были опубликованы, дети ученого Пряхина обратились к другу отца с требованием изъять все письма отца из книги. Однако Петухов отказался выполнить данное требование, считая, что это его личное дело.
Рассматривается ли переписка в качестве объекта авторского права? Подлежат ли требования детей удовлетворению?
16. Среди работ, полученных наследниками художника Суркова, ими были обнаружены эскизы, наброски, вариации композиций, а также дневник художника, в котором он описывал замыслы будущих работ.
Посчитав, что из незаконченных работ автора можно составить целый сборник, наследники обратились в издательство «Современное искусство». Однако издательство отказалось заключить с ними договор, мотивируя свой отказ тем, что незаконченные работы не представляют интерес, и к тому же не являются объектами авторского права.
Считая такой отказ неправомерным, наследники обратились за консультацией к юристу.
Распространяется ли авторское право на незавершенные работы автора?
17. Ежемесячный журнал «София» опубликовал на своих страницах гороскоп, разработанный астрологом И. Звездочкиным. Спустя какое-то время Звездочкин увидел свой гороскоп в еженедельной газете «Утро». Посчитав, что газета «Утро» несанкционированно использует его произведение, Звездочкин обратился в редакцию с требованием возмещения убытков. На что получил отказ, редакция газеты мотивировала свое решение тем, что астрологический прогноз не является самостоятельным творческим произведением, на которое распространяется авторское право. Не согласившись с таким решением, Звездочкин обратился в суд.
Какое решение должен вынести суд?
18. Волков обратился в суд с иском к ЗАО «Арлекин» о защите смежных прав на постановку спектакля, т.к. он является режиссером-постановщиком спектакля и, соответственно, обладает смежными правами на его постановку, однако ответчик без его согласия использует спектакль, т.е. осуществляет его прокат на территории России и за рубежом, при этом на афишах указывает имя истца в качестве режиссера-постановщика.
В судебном процессе было установлено, что Волков является гражданином Российской Федерации и осуществил постановку в качестве режиссера-постановщика. Премьера спектакля состоялась в Москве 14 февраля 2008 г.
Какие права режиссера-постановщика Волкова были нарушены? О каких объектах смежных прав идет речь?
19. Главный врач Укропов у себя дома с помощью собственного оборудования осуществил запись кинофильма «Букет кактусов», который транслировался по телеканалу телекомпании «Спутник», и показал ее в актовом зале своим пациентам. Об этом стало известно телекомпании. Учитывая, что кинофильм был снят по заказу «Спутника», а видеокассеты не поступили в свободную продажу, телекомпания посчитала свои исключительные права нарушенными и предъявила иск к Укропову с требованием выплатить ей вознаграждение за запись фильма и показ его видеозаписи в актовом зале больницы.
При рассмотрении дела в суде Укропов иск не признал, заявив, что был вправе осуществить запись кинофильма «Букет кактусов» без согласия телекомпании «Спутник» в личных целях, а ее показ в актовом зале больницы проводился бесплатно, поэтому разрешение телекомпании на это не требуется.
Правомерно ли требование телекомпании, предъявленное к Укропову?
20. Рекламное агентство «Профи+» получило заказ изготовить видеоролик, рекламирующий молочную продукцию ЗАО «33 коровы». Сценарий ролика содержал в себе кадры из мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Заказчик сценарий одобрил, на основании чего видеоролик был снят. Трансляцию ролика осуществили центральные каналы телевидения, с которыми ЗАО «33 коровы» заключило договор. Автор мультфильма «Каникулы в Простоквашино» Э. Успенский обратился с иском в суд к рекламному агентству «Профи +», ЗАО «33 коровы» и телеканалам, показавшим этот ролик, с требованиями возмещения убытков и прекращением трансляции.
Кому принадлежат авторские права на рекламный видеоролик? Какие права автора были нарушены? Какое решение должен вынести суд?
21. Известный аранжировщик DJ Hawk осуществил переработку произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов». Новая переработанная версия часто звучала в эфире ряда радиостанций. Через некоторое время он обнаружил, что его версия «Вальса цветов» используется в качестве рингтона в мобильных телефонах.
DJ Hawk предъявил требования к Интернет-провайдеру о прекращении несанкционированного использования его произведения и выплаты авторского вознаграждения, на что получил отказ.
Интернет-провайдер мотивировал это тем, что у него не возникло авторского права на данное произведение, автором которого является П.И. Чайковский, к тому же авторское право не распространяется на рингтоны, следовательно, ни о каком нарушении прав речь не идет.
Оцените эти доводы с точки зрения действующего законодательства.
- Рабочая программа дисциплины
- Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Содержание дисциплины Модуль 1. Понятие интеллектуальной собственности
- Модуль 2. Авторское право и смежные права
- Модуль 3. Промышленная собственность
- Модуль 4. Защита интеллектуальных прав
- Модуль 5. Договоры о передаче прав на объекты интеллектуальной собственности
- Практические занятия
- Самостоятельная работа студента1
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Вопросы к зачету
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- К теме «Понятие интеллектуальной собственности»
- К теме «Авторское право»
- К теме «Объекты авторских прав»
- К теме «Смежные права»
- К теме «Права на средства индивидуализации»
- К теме «Защита интеллектуальных прав»
- К теме «Договоры о передаче прав на объекты интеллектуальной собственности»
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Виды и содержание учебных занятий Модуль 1. Понятие интеллектуальной собственности
- Задания для самостоятельной работы (16 часов)
- Модуль 2. Авторское право и смежные права
- Практическое занятие Авторское право (2 часа)
- Вопросы к практическому занятию
- Задания для самостоятельной работы (20 часов)
- Тест № 1
- Модуль 3. Промышленная собственность
- Практическое занятие Права на средства индивидуализации (4 часа)
- Задания для самостоятельной работы (18 часов)
- Тест № 2
- Модуль 4. Защита интеллектуальных прав
- Задания для самостоятельной работы (20 часов)
- Модуль 5. Договоры о передаче прав на объекты интеллектуальной собственности
- Задание для самостоятельной работы (20 часов)
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 2. Критерии оценивания Тестовых заданий
- Решение задач
- Выполнение самостоятельной работы
- Защита реферата
- Требования, предъявляемые к рефератам в ходе защиты
- Темы рефератов
- Критерии оценивания ответов студентов на зачете