4.1.3. Системы защиты информации во Французской Республике
Правительство Французской Республики (далее Франция) рассматривает концепцию информационной войны, как совокупность двух главных элементов: военного и экономического. Военная концепция видит место информационным действиям в контексте конфликтов малой интенсивности или в миротворческих операциях, т.е. предполагает несколько ограниченный характер. В этом контексте союзники не рассматриваются противниками.
Напротив, экономический элемент включает более широкий диапазон потенциального применения информационных операций. Французское представление конфликта в экономической сфере имеет более глубокое понимание в отличие от большинства других европейских стран. В этом случае французы не видят себя связанными рамками НАТО, ООН или согласием США. Их подход к экономическому конфликту учитывает тот факт, чтобы быть и союзником и противником одновременно.
Франция активно формирует структуры по контролю ее граждан в киберпространстве. По аналогии с американской системой «Эшелон» французы создали собственную версию этой системы, которая направлена на перехват фактически всех частных глобальных коммуникаций.
Французское военное руководство проявляет растущую озабоченность по поводу отставания национальных исследований в области ИВ от лидирующих в этой сфере США. В специальной записке, посвященной указанной проблеме, начальник штаба ВС Франции, констатируя появление новой разновидности войны - информационной- и пристальное внимание к ней со стороны США и ряда других стран, призвал ускорить и расширить соответствующие национальные НИОКР.
Французские специалисты в области информационных технологий развернули обсуждение роли и значения ИВ в современных условиях. По их мнению, ход войны в Персидском заливе показал, что информационное оружие выходит на первое место среди применяемых в современной войне видов вооружений. Это явилось причиной ускорения ряда европейских программ в области средств коммуникаций. В то же время меры европейских государств по увеличению собственного потенциала информационного оружия, по мнению аналитиков французского Центра исследований стратегических технологий (Centre de recherche et d'etudes sur les strategic tecnologiques), наталкиваются на серьезное противодействие США. Стремясь затормозить собственные разработки европейцев, США даже идут на продажу по демпинговым ценам космических систем слежения и контроля линий связи, предоставляют доступ к накопленным базам данных.
Эксперты Института международных отношений и стратегических исследований (Institut de relations intemationales et strategiques) полагают, что сегодня союзники США по НАТО находятся в серьезной военной зависимости от них, поскольку в своих системах вооружений широко используют американское программное обеспечение (в частности, указывают на систему позиционирования французских ракет).
Анализируя новые аспекты американской военной доктрины, направленные на достижение победы бескровными методами при минимуме потерь, французские специалисты обращают внимание на то, что главным средством является не контроль над территорией, а полное господство в «инфосфере», представляющей собой совокупность информационных систем и сетей связи на планете. При этом война приобретает виртуальный и невидимый характер, что позволяет добиться решающего преимущества, не разворачивая боевых действий.
Указывая на эту особенность устремлений США, ряд не связанных с Министерством обороны Франции экспертов из Центра исследований в области социальных наук критикуют существующие программы военных инвестиций. По их мнению, французские военные находятся под впечатлением успехов США в области применения высокоточного оружия и систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и упускают значительно большую составляющую ИВ - средства контроля за информацией.
Французские вооруженные силы, в отличие от американских, не располагают высокими технологиями, позволяющими осуществлять открытое или неявное руководство операциями. Следовательно, они могут оказывать на поле боя лишь второстепенное значение, быть придатком американских высоких технологий и нести непосредственные потери.
В настоящее время во Франции создается информационно-аналитическая система поддержки принятия решений высшего руководства страны в любых кризисных ситуациях. Основная цель разрабатываемой системы - обеспечение высших органов государственного управления необходимой информацией, моделирование реальной обстановки в развитии, подготовка прогнозов и рекомендаций.
По мнению руководителей Центра исследований стратегии и технологии, Франция должна изменить свою политику в области информационных разработок и финансирования военного производства, отдав приоритет информационным системам, в том числе разведывательным спутникам, телекоммуникационным сетям, средствам управления, и при этом активно использовать средства гражданской информатики. Кроме того, учитывая темпы развития электроники и информатики, представленных во всех системах вооружений, необходимо увеличить срок службы материальной части, осуществляя регулярную модернизацию за счет электронно-информационных компонентов. А также необходимо значительно увеличить долю расходов на системы, позволяющие осуществлять моделирование как на всех этапах создания систем вооружений, так и на этапе их боевого применения, что обеспечит высокий уровень технологических исследований.
Франция уделяет особое внимание вопросу защиты своих информационных ресурсов от несанкционированного проникновения и манипулирования.
Разработкой стратегических направлений политики по обеспечению национальной безопасности занимается объединение CLUSIF (Club de la securite informatique francaise), являющееся по своему статусу открытой ассоциацией юридических и физических лиц, работающих в области информатики. CLUSIF пользуется полной поддержкой государства и имеет тесный контакт со спецслужбами.
Французские эксперты полагают, что наилучшую защиту информации в сетях обеспечивают только методы шифрации. В связи с этим ведется активное внедрение криптографического программного обеспечения и оборудования в наиболее важные системы. Работы по созданию соответствующих устройств осуществляются фирмами Thomson, Sagem, Matra.
Анализ оценок французских экспертов показывает, что угроза ИВ воспринимается как реальная, однако защитные действия по предотвращению или снижению вероятности угрозы наталкиваются на инерционность системы военных расходов и недостаточное осознание всех возможностей информационного оружия, которые далеко выходят за рамки традиционных средств защиты информации.
Структура спецслужб Франции
Общий штат разведсообщества Франции составляет около 12779 сотрудников, работающих в службах, подчиненных трем разным министерствам. Три службы действуют под эгидой Министерства обороны (http://www.defense.gouv.fr). Прежде всего, это Генеральная дирекция внешней безопасности (DGSE). Служба была создана согласно декрету от 2 апреля 1982 года и лишь формально подчиняется министру обороны.
Министерству обороны подчиняются еще две спецслужбы. Во-первых, это созданное в 1992 году Управление военной разведки (DRM). Во-вторых, это Управление военной контрразведки (DPSD), которое было создано в 1981.
Среди специальных служб необходимо также упомянуть и жандармерию (Gendarmerie), одной из задач которой является проведение разведдеятельности – каждое подразделение жандармерии имеет разведотдел.
Две спецслужбы подчинены Министерству внутренних дел. Во-первых, это созданная после Второй мировой войны контрразведка (DST). Во-вторых, существует еще Служба генеральной разведки (RG), которая также отвечает за внутреннюю безопасность. В связи с небольшим объёмом информации об Управлении военной контрразведки, циркулирующим в открытых источниках, в рамках данной книги будут рассмотрены подробно только Генеральная дирекция внешней безопасности и Управление военной разведки.
Генеральная дирекция внешней безопасности – главная военная разведка Франции (Direction Generalе de la Securite Exterieure /DGSE/ )
Ш таб-квартира DGSE расположена в 20-м округе Парижа. DGSE была создана на основе нескольких различных спецслужб, действующих во время Второй мировой войны. С целью освобождения Франции в 1942 году было создано Центральное бюро информации и действия (BCRA), штаб-квартира которого с ноября 1943 года действовала с территории Алжира, получив к тому времени название «Главный директорат спецсил» (DGSS). 6 ноября 1944 года разведывательные сети движения сопротивления были интегрированы в систему DGSS, который был переименован в «Директорат изучения и исследований» (DGER). В 1946 правительство Четвертой республики сформировало Службу внешней документации и контршпионажа (SDECE), которая напрямую подчинялась премьер-министру. Это ведомство принимало активное участие в проведении спецопераций на территории Камбоджи, Лаоса и Вьетнама.
В 1962 году Президент Франции Шарль Де Голль переподчинил SDECE министру обороны, ограничив круг его задач только военными вопросами.
В 1982 года SDECE была переименована в DGSE. Структура DGSE представлена на рис. 4.4.
В компетенцию DGSE входит широкий спектр задач и обязанностей:
сбор и анализ информации, относящейся к безопасности Франции;
выявление и предупреждение подрывной деятельности против Франции за ее пределами;
в необходимых случаях проведение в национальных интересах совершено секретных операций.
Рис. 4.4. Структура DGSE
Несмотря на подчинение Министерству обороны, в штате управления большинство сотрудников – гражданские лица. Судя по информации, публикуемой в средствах массовой информации, в последнее время происходит интенсивный набор специалистов высокого класса в таких отраслях, как экономика, информатика, точные науки.
Управление военной разведки (La Direction du Renseignement Militair /DRM/)
Управление было создано 16 июня 1992 года для планирования, координации и руководства подразделениями военной разведки после войны в Персидском заливе. Служба DRM была сформирована на основе Центра эксплуатации военной разведки (CERM - Centre d'Exploitation du Renseignement Militaire), Центра информации электромагнетической радиации (CIREM - Centre d'Information sur les rayonnements Electrotmagnetiques), Центра аэрофотосъемки (Centre l'Interpretation Interarmees de l'Imagerie), армейского подразделения HELIOS (l'Unite Interarmees HELIOS) и второго бюро армии и ВВС. Морская разведка не вошла в структуру DRM и осталась в подчинении Бюро иностранных дел (BRE), входящего в состав штаба флота.
Однако позднее из только военной разведки DRM стала превращаться в политическую и стратегическую разведку, войдя в сферу компетенции DGSE. Между тем DRM не является спецслужбой, она не занимается обеспечением внутренней безопасности – DRM не проводит «активных мероприятий». Сфера деятельности DRM ограничивается анализом информации со спутников-шпионов и другими данными радиошпионажа. Структура DRM показана на рис. 4.5.
Рис. 4.5. Структура DRM
Штаб-квартира DRM находится в Париже, а подразделения технической разведки в Крейле и Страсбурге. Они включают:
Управление исследований - une sous-direction Recherche (SDR)
Управление эксплуатации - une sous-direction Exploitation (SDE)
Управление вооружений - une sous-direction Armements-Prolifération (SDA)
Техническое управление - une sous-direction Technique (SDT)
Управление кадров une sous-direction Ressources humaines – formation ( SDH)
Также в число спецслужб Франции входят:
Директорат защиты и безопасности обороны DPSD (военная контрразведка)
Бригада электронной войны BRGE (аналитический центр)
Центральное агентство безопасности систем информации SCSSI (криптография)
Военно-воздушные силы: 54 эскадрон воздушной разведки (радиоперехват)
Дирекция безопасности территории DST (контрразведка)
- Брянск Издательство бгту
- Темплан 2007 г., п. 7
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Глава 1 история развития систем защиты информации в зарубежных странах
- Развитие средств и методов защиты информации
- 3 Период (с 60-х г. XX века до наших дней)
- 1.2. Этапы развития системы защиты информации в настоящее время
- 1.3. Структура систем защиты информации, применяемых в общемировой практике обеспечения информационной безопасности
- Контрольные вопросы:
- Глава 2 Информационное противоборство в системе международных отношений современного общества
- 2.1. Современная картина политических отношений в мире
- 2.2. Основы информационно-психологического воздействия
- 2.3. Типы современного информационного оружия
- Контрольные вопросы:
- Глава 3 системы защиты информации в сша
- 3.1. Современная концепция информационной войны в сша
- 3.2. Правовое регулирование информационной безопасности в сша
- 3.3. Государственные органы обеспечения национальной безопасности сша
- 3.4. Особенности подготовки кадров в области информационной безопасности в сша
- Контрольные вопросы:
- Глава 4 Системы защиты информации в странах евросоюза
- 4.1. Состояние проблемы информационной безопасности в странах Евросоюза
- 4.1.1. Системы защиты информации в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии
- Парламентский Комитет по разведке и безопасности Великобритании (Intelligence and Security Committee /isc/)
- 4.1.2. Системы защиты информации в Федеративной Республике Германия
- 4.1.3. Системы защиты информации во Французской Республике
- 4.1.4. Системы защиты информации в Швеции
- Контрольные вопросы:
- Глава 5 СистемЫ защиты информации в китайской народной республике
- 5.1. Представление об информационном противоборстве в Китае
- 5.2. Законодательство в сфере информационной безопасности в Китае
- Планирование и разработка компьютерных и информационных систем.
- Управление компьютерными и информационными системами.
- Обеспечение безопасности компьютерных и информационных систем.
- Уголовная и иная ответственность за правонарушения в данной области.
- 5.3. Организационная структура спецслужб Китая
- «Великая стена» информационной безопасности Китая
- Контрольные вопросы:
- Глава 6 Международное сотрудничество в области обеспечения информационной безопасности
- 6.1. Развитие международного сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности
- 6.2. Международные организации в области информационной безопасности
- 6.3. Правовое регулирование сети Интернет
- Контрольные вопросы:
- Глава 7 Стандарты информационной безопасности
- 7.1. Предпосылки создания международных стандартов иб
- 7.2. Стандарт «Критерии оценки надежности компьютерных систем» («Оранжевая книга»)
- 7.3. Гармонизированные критерии европейских стран
- 7.4. Германский стандарт bsi
- 7.5. Британский стандарт bs 7799
- 7.6. Международный стандарт iso 17799
- 7.7. Международный стандарт iso 15408 – «Общие критерии»
- 7.8. Стандарт cobit
- Контрольные вопросы:
- Глава 8 системЫ защиты информации в ведущих мировых компаниях
- 8.1. Практика компании ibm в области защиты информации
- 8.2. Практика компании Cisco Systems в разработке сетевой политики безопасности
- 8.3. Практика компании Microsoft в области информационной безопасности
- Контрольные вопросы:
- Заключение
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Приложение 1
- Практическое занятие №1 Изучение зарубежных технических средств защиты информации
- 1. Порядок выполнения работы
- 2. Форма и содержание отчета
- Практическое занятие № 2 Изучение зарубежной практики применения алгоритмов криптографической защиты данных
- 1. Порядок выполнения работы
- 2. Форма и содержание отчета
- Контрразведывательные службы:
- Разведывательные службы:
- Практическое занятие № 4 Изучение информационно-психологической войны и типов информационного оружия
- 1. Порядок выполнения работы
- 2. Форма и содержание отчета
- Практическое занятие №5 Изучение системы международных стандартов информационной безопасности
- 1. Порядок выполнения работы
- 2. Форма и содержание отчета
- Приложение 2 Окинавская Хартия глобального информационного общества
- Использование возможностей цифровых технологий
- Преодоление электронно-цифрового разрыва
- Содействие всеобщему участию
- Дальнейшее развитие
- Формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения:
- Приложение 3 Кодекс этики isc
- Приложение 4
- Глава I. Возможности
- Глава II. Авторское право
- Глава III. Своеобразные правовые вопросы
- Глава IV. Общие условия