logo
sistemy_zashhity_informacii_za_rubezhom

4.1.3. Системы защиты информации во Французской Республике

Правительство Французской Республики (далее Франция) рассматривает концепцию информационной войны, как совокупность двух главных элементов: военного и  экономического. Военная концепция видит место информационным действиям в контексте конфликтов малой интенсивности или в миротворческих операциях, т.е. предполагает несколько ограниченный характер. В этом контексте союзники не рассматриваются противниками.

Напротив, экономический элемент включает более широкий диапазон потенциального применения информационных операций. Французское представление конфликта в экономической сфере имеет более глубокое понимание в отличие от большинства других европейских стран. В этом случае французы не видят себя связанными рамками НАТО, ООН или согласием США. Их подход к экономическому конфликту учитывает тот факт, чтобы быть и союзником и противником одновременно.

Франция активно формирует структуры по контролю ее  граждан в киберпространстве. По аналогии с американской системой «Эшелон» французы создали собственную версию этой системы, которая направлена на перехват фактически всех частных глобальных коммуникаций.

Французское военное руководство проявляет растущую озабочен­ность по поводу отставания национальных исследований в области ИВ от лидирующих в этой сфере США. В специальной записке, посвя­щенной указанной проблеме, начальник штаба ВС Франции, констатируя появление новой разновидности войны - ин­формационной- и пристальное внимание к ней со стороны США и ря­да других стран, призвал ускорить и расширить соответствующие на­циональные НИОКР.

Французские специалисты в области информационных технологий развернули обсуждение роли и значе­ния ИВ в современных условиях. По их мнению, ход войны в Персид­ском заливе показал, что информационное оружие выходит на первое место среди применяемых в современной войне видов вооружений. Это явилось причиной ускорения ряда европейских программ в облас­ти средств коммуникаций. В то же время меры европейских государств по увеличению собст­венного потенциала информационного оружия, по мнению аналитиков французского Центра исследований стратегических технологий (Centre de recherche et d'etudes sur les strategic tecnologiques), наталкиваются на серьезное противодействие США. Стремясь затормозить собствен­ные разработки европейцев, США даже идут на продажу по демпинго­вым ценам космических систем слежения и контроля линий связи, предоставляют доступ к накопленным базам данных.

Эксперты Института международных отношений и стратегических исследований (Institut de relations intemationales et strategiques) полага­ют, что сегодня союзники США по НАТО находятся в серьезной военной зависимости от них, поскольку в своих систе­мах вооружений широко используют американское программное обес­печение (в частности, указывают на систему позиционирования фран­цузских ракет).

Анализируя новые аспекты американской военной доктрины, на­правленные на достижение победы бескровными методами при мини­муме потерь, французские специалисты обращают внимание на то, что главным средством является не контроль над территорией, а полное господство в «инфосфере», представляющей собой совокупность ин­формационных систем и сетей связи на планете. При этом война при­обретает виртуальный и невидимый характер, что позволяет добиться решающего преимущества, не разворачивая боевых действий.

Указывая на эту особенность устремлений США, ряд не связанных с Министерством обороны Франции экспертов из Центра исследований в области социальных наук критику­ют существующие программы военных инвестиций. По их мнению, французские военные находятся под впечатлением успехов США в об­ласти применения высокоточного оружия и систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и упускают значительно большую составляющую ИВ - средства конт­роля за информацией.

Французские вооруженные силы, в отличие от американских, не располагают высокими технологиями, позволяющими осуществлять открытое или неявное руководство операциями. Следовательно, они могут оказывать на поле боя лишь второстепенное значение, быть придатком американских высоких технологий и нести непосредственные потери.

В настоящее время во Франции создается информационно-анали­тическая система поддержки принятия решений высшего руководства страны в любых кризисных ситуациях. Основная цель разрабатываемой системы - обеспечение высших органов государственного управления необходимой информацией, мо­делирование реальной обстановки в развитии, подготовка прогнозов и рекомендаций.

По мнению руководителей Центра исследований стратегии и технологии, Франция должна изменить свою политику в области информационных разработок и финансирования военного производства, отдав приоритет информационным системам, в том чис­ле разведывательным спутникам, телекоммуникационным сетям, сред­ствам управления, и при этом активно использовать средства граждан­ской информатики. Кроме того, учитывая темпы развития электро­ники и информатики, представленных во всех системах вооружений, необходимо увеличить срок службы материальной части, осуществляя регулярную модернизацию за счет электронно-информационных ком­понентов. А также необходимо значительно увеличить долю расходов на системы, позволяющие осуществлять моделирование как на всех этапах создания систем вооружений, так и на этапе их боевого применения, что обеспечит высокий уровень технологических иссле­дований.

Франция уделяет особое внимание вопросу защиты своих информационных ресурсов от несанкционированного проникновения и манипулирования.

Разработкой стратегических направлений политики по обеспече­нию национальной безопасности занимается объединение CLUSIF (Club de la securite informatique francaise), являющееся по своему статусу открытой ассоциацией юридических и физических лиц, работающих в области информатики. CLUSIF пользуется полной поддержкой госу­дарства и имеет тесный контакт со спецслужбами.

Французские эксперты полагают, что наилучшую защиту инфор­мации в сетях обеспечивают только методы шифрации. В связи с этим ведется активное внедрение криптографического программного обес­печения и оборудования в наиболее важные системы. Работы по соз­данию соответствующих устройств осуществляются фирмами Thom­son, Sagem, Matra.

Анализ оценок французских экспертов показывает, что угроза ИВ воспринимается как реальная, однако защитные действия по предотвращению или снижению вероятности угрозы наталкиваются на инерционность системы военных расходов и недостаточное осозна­ние всех возможностей информационного оружия, которые далеко вы­ходят за рамки традиционных средств защиты информации.

Структура спецслужб Франции

Общий штат разведсообщества Франции составляет около 12779 сотрудников, работающих в службах, подчиненных трем разным министерствам. Три службы действуют под эгидой Министерства обороны (http://www.defense.gouv.fr). Прежде всего, это Генеральная дирекция внешней безопасности (DGSE). Служба была создана согласно декрету от 2 апреля 1982 года и лишь формально подчиняется министру обороны.

Министерству обороны подчиняются еще две спецслужбы. Во-первых, это созданное в 1992 году Управление военной разведки (DRM). Во-вторых, это Управление военной контрразведки (DPSD), которое было создано в 1981.

Среди специальных служб необходимо также упомянуть и жандармерию (Gendarmerie), одной из задач которой является проведение разведдеятельности – каждое подразделение жандармерии имеет разведотдел. 

Две спецслужбы подчинены Министерству внутренних дел. Во-первых, это созданная после Второй мировой войны контрразведка (DST). Во-вторых, существует еще Служба генеральной разведки (RG), которая также отвечает за внутреннюю безопасность. В связи с небольшим объёмом информации об Управлении военной контрразведки, циркулирующим в открытых источниках, в рамках данной книги будут рассмотрены подробно только Генеральная дирекция внешней безопасности и Управление военной разведки.

Генеральная дирекция внешней безопасности – главная военная разведка Франции (Direction Generalе de la Securite Exterieure /DGSE/ )

Ш таб-квартира DGSE расположена в 20-м округе Парижа. DGSE была создана на основе нескольких различных спецслужб, действующих во время Второй мировой войны. С целью освобождения Франции в 1942 году было создано Центральное бюро информации и действия (BCRA), штаб-квартира которого с ноября 1943 года действовала с территории Алжира, получив к тому времени название «Главный директорат спецсил» (DGSS). 6 ноября 1944 года разведывательные сети движения сопротивления были интегрированы в систему DGSS, который был переименован в «Директорат изучения и исследований» (DGER). В 1946 правительство Четвертой республики сформировало Службу внешней документации и контршпионажа (SDECE), которая напрямую подчинялась премьер-министру. Это ведомство принимало активное участие в проведении спецопераций на территории Камбоджи, Лаоса и Вьетнама.

В 1962 году Президент Франции Шарль Де Голль переподчинил SDECE министру обороны, ограничив круг его задач только военными вопросами.

В 1982 года SDECE была переименована в DGSE. Структура DGSE представлена на рис. 4.4.

В компетенцию DGSE входит широкий спектр задач и обязанностей:

Рис. 4.4. Структура DGSE

Несмотря на подчинение Министерству обороны, в штате управления большинство сотрудников – гражданские лица. Судя по информации, публикуемой в средствах массовой информации, в последнее время происходит интенсивный набор специалистов высокого класса в таких отраслях, как экономика, информатика, точные науки.

Управление военной разведки (La Direction du Renseignement Militair /DRM/)

Управление было создано 16 июня 1992 года для планирования, координации и руководства подразделениями военной разведки после войны в Персидском заливе. Служба DRM была сформирована на основе Центра эксплуатации военной разведки (CERM - Centre d'Exploitation du Renseignement Militaire), Центра информации электромагнетической радиации (CIREM - Centre d'Information sur les rayonnements Electrotmagnetiques), Центра аэрофотосъемки (Centre l'Interpretation Interarmees de l'Imagerie), армейского подразделения HELIOS (l'Unite Interarmees HELIOS) и второго бюро армии и ВВС. Морская разведка не вошла в структуру DRM и осталась в подчинении Бюро иностранных дел (BRE), входящего в состав штаба флота.

Однако позднее из только военной разведки DRM стала превращаться в политическую и стратегическую разведку, войдя в сферу компетенции DGSE. Между тем DRM не является спецслужбой, она не занимается обеспечением внутренней безопасности – DRM не проводит «активных мероприятий». Сфера деятельности DRM ограничивается анализом информации со спутников-шпионов и другими данными радиошпионажа. Структура DRM показана на рис. 4.5.

Рис. 4.5. Структура DRM

Штаб-квартира DRM находится в Париже, а подразделения технической разведки в Крейле и Страсбурге. Они включают:

Также в число спецслужб Франции входят: