7.3. Гармонизированные критерии европейских стран
Следуя по пути интеграции, европейские страны приняли согласованные критерии оценки безопасности информационных технологий (Information Technology Security Evaluation Criteria, ITSEC), опубликованные в июне 1991 года от имени соответствующих органов четырех стран – Франции, Германии, Нидерландов и Великобритании. Выгода от использования согласованных критериев очевидна для всех – и для производителей, и для потребителей, и для самих органов сертификации.
Европейские критерии включают следующие основные составляющие информационной безопасности:
конфиденциальность, то есть защиту от несанкционированного получения информации;
целостность, то есть защиту от несанкционированного изменения информации;
доступность, то есть защиту от несанкционированного удержания информации и ресурсов.
В критериях проводится различие между системами и продуктами. Система – это конкретная аппаратно-программная конфигурация, построенная с вполне определенными целями и функционирующая в известном окружении. Продукт – это аппаратно-программный "пакет", который можно купить и по своему усмотрению встроить в ту или иную систему. Таким образом, с точки зрения информационной безопасности, основное отличие между системой и продуктом состоит в том, что система имеет конкретное окружение, которое можно определить и изучить сколь угодно детально, а продукт должен быть рассчитан на использование в различных условиях. Угрозы безопасности системы носят вполне конкретный и реальный характер. Относительно угроз продукту можно лишь строить предположения. Разработчик может специфицировать условия, пригодные для функционирования продукта; дело покупателя – обеспечить выполнение этих условий.
Из практических соображений важно обеспечить единство критериев оценки продуктов и систем, например, чтобы облегчить и удешевить оценку системы, составленной из ранее сертифицированных продуктов. В этой связи для систем и продуктов вводится единый термин – объект оценки. В соответствующих местах делаются оговорки, какие требования относятся исключительно к системам, а какие – только к продуктам.
Каждая система и/или продукт предъявляет свои требования к обеспечению конфиденциальности, целостности и доступности. Чтобы удовлетворить эти требования, необходимо предоставить соответствующий набор функций (сервисов) безопасности, таких как идентификация и аутентификация, управление доступом или восстановление после сбоев.
Сервисы безопасности реализуются посредством конкретных механизмов.
Чтобы объект оценки можно было признать надежным, необходима определенная степень уверенности в наборе функций и механизмов безопасности. Степень уверенности в предлагаемом стандарте называется гарантированностью. Гарантированность может быть большей или меньшей в зависимости от тщательности проведения оценки.
Гарантированность затрагивает два аспекта – эффективность и корректность средств безопасности. При проверке эффективности анализируется соответствие между целями, сформулированными для объекта оценки, и имеющимся набором функций безопасности. Точнее говоря, рассматриваются вопросы адекватности функциональности, взаимной согласованности функций, простоты их использования, а также возможные последствия эксплуатации известных слабых мест защиты. Кроме того, в понятие эффективности входит способность механизмов защиты противостоять прямым атакам (мощность механизма). Определяются три градации мощности – базовая, средняя и высокая.
Они определяют следующее:
Базовый – способность противостоять отдельным случайным атакам;
Средний – способность противостоять злоумышленникам с ограниченными ресурсами и возможностями;
Высокий – механизм может быть побежден только злоумышленником высокой квалификации с набором возможностей и ресурсов, выходящих за пределы практичности.
В критериях вводят термин – корректность, под которой понимается правильность реализации функций и механизмов безопасности. Используется семь возможных уровней гарантированности корректности – от Е0 до Е6 (в порядке возрастания). Уровень Е0 обозначает гарантированное отсутствие (аналог уровня D "Оранжевой книги"). При проверке корректности анализируется весь жизненный цикл объекта оценки – от проектирования до эксплуатации и сопровождения.
Общая оценка системы складывается из минимальной мощности механизмов безопасности и уровня гарантированности корректности. Теоретически эти два аспекта независимы, хотя на практике нет смысла проверять правильность реализации "по высшему разряду", если механизмы безопасности не обладают даже средней мощностью.
В европейских критериях средства, имеющие отношение к информационной безопасности, рассматриваются на трех уровнях детализации. Наиболее абстрактный взгляд касается лишь целей безопасности. На этом уровне получают ответ на вопрос, зачем нужны функции безопасности. Второй уровень содержит спецификации функций безопасности. Здесь определяется, какая функциональность на самом деле обеспечивается. Наконец, на третьем уровне содержится информация о механизмах безопасности. Таким образом, показывается декларированная функциональность анализируемой системы.
Спецификации функций безопасности – важнейшая часть описания объекта оценки. Критерии рекомендуют выделить в этих спецификациях разделы со следующими заголовками [1]:
Идентификация и аутентификация.
Управление доступом.
Точность информации.
Надежность обслуживания.
Обмен данными.
Под идентификацией и аутентификацией понимается не только проверка подлинности пользователей в узком смысле, но и функции для регистрации новых пользователей и удаления старых, а также функции для генерации, изменения и проверки аутентификационной информации, в том числе средства контроля целостности. Сюда же относятся функции для ограничения числа повторных попыток аутентификации.
Средства управления доступом также трактуются европейскими критериями достаточно широко. В этот раздел попадают, помимо прочих, функции, обеспечивающие временное ограничение доступа к совместно используемым объектам с целью поддержания целостности этих объектов – мера, типичная для систем управления базами данных. В этот же раздел попадают функции для управления распространением прав доступа и для контроля за получением информации путем логического вывода и агрегирования данных (что также типично для Систем управления базами данных (СУБД)).
Под точностью в критериях понимается поддержание определенного соответствия между различными частями данных (точность связей) и обеспечение неизменности данных при передаче между процессами (точность коммуникаций). Точность выступает как один из аспектов целостности информации.
Функции надежности обслуживания должны гарантировать, что действия, критичные по времени, будут выполнены ровно тогда, когда нужно – не раньше и не позже, и что некритичные действия нельзя перевести в разряд критичных. Должна быть гарантия, что авторизованные пользователи за разумное время получат запрашиваемые ресурсы. Сюда же относятся функции для обнаружения и нейтрализации ошибок, необходимые для минимизации простоев, а также функции планирования, позволяющие гарантировать время реакции на внешние события.
К области обмена данными относятся функции, обеспечивающие коммуникационную безопасность, то есть безопасность данных, передаваемых по каналам связи.
- Брянск Издательство бгту
- Темплан 2007 г., п. 7
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Глава 1 история развития систем защиты информации в зарубежных странах
- Развитие средств и методов защиты информации
- 3 Период (с 60-х г. XX века до наших дней)
- 1.2. Этапы развития системы защиты информации в настоящее время
- 1.3. Структура систем защиты информации, применяемых в общемировой практике обеспечения информационной безопасности
- Контрольные вопросы:
- Глава 2 Информационное противоборство в системе международных отношений современного общества
- 2.1. Современная картина политических отношений в мире
- 2.2. Основы информационно-психологического воздействия
- 2.3. Типы современного информационного оружия
- Контрольные вопросы:
- Глава 3 системы защиты информации в сша
- 3.1. Современная концепция информационной войны в сша
- 3.2. Правовое регулирование информационной безопасности в сша
- 3.3. Государственные органы обеспечения национальной безопасности сша
- 3.4. Особенности подготовки кадров в области информационной безопасности в сша
- Контрольные вопросы:
- Глава 4 Системы защиты информации в странах евросоюза
- 4.1. Состояние проблемы информационной безопасности в странах Евросоюза
- 4.1.1. Системы защиты информации в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии
- Парламентский Комитет по разведке и безопасности Великобритании (Intelligence and Security Committee /isc/)
- 4.1.2. Системы защиты информации в Федеративной Республике Германия
- 4.1.3. Системы защиты информации во Французской Республике
- 4.1.4. Системы защиты информации в Швеции
- Контрольные вопросы:
- Глава 5 СистемЫ защиты информации в китайской народной республике
- 5.1. Представление об информационном противоборстве в Китае
- 5.2. Законодательство в сфере информационной безопасности в Китае
- Планирование и разработка компьютерных и информационных систем.
- Управление компьютерными и информационными системами.
- Обеспечение безопасности компьютерных и информационных систем.
- Уголовная и иная ответственность за правонарушения в данной области.
- 5.3. Организационная структура спецслужб Китая
- «Великая стена» информационной безопасности Китая
- Контрольные вопросы:
- Глава 6 Международное сотрудничество в области обеспечения информационной безопасности
- 6.1. Развитие международного сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности
- 6.2. Международные организации в области информационной безопасности
- 6.3. Правовое регулирование сети Интернет
- Контрольные вопросы:
- Глава 7 Стандарты информационной безопасности
- 7.1. Предпосылки создания международных стандартов иб
- 7.2. Стандарт «Критерии оценки надежности компьютерных систем» («Оранжевая книга»)
- 7.3. Гармонизированные критерии европейских стран
- 7.4. Германский стандарт bsi
- 7.5. Британский стандарт bs 7799
- 7.6. Международный стандарт iso 17799
- 7.7. Международный стандарт iso 15408 – «Общие критерии»
- 7.8. Стандарт cobit
- Контрольные вопросы:
- Глава 8 системЫ защиты информации в ведущих мировых компаниях
- 8.1. Практика компании ibm в области защиты информации
- 8.2. Практика компании Cisco Systems в разработке сетевой политики безопасности
- 8.3. Практика компании Microsoft в области информационной безопасности
- Контрольные вопросы:
- Заключение
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Приложение 1
- Практическое занятие №1 Изучение зарубежных технических средств защиты информации
- 1. Порядок выполнения работы
- 2. Форма и содержание отчета
- Практическое занятие № 2 Изучение зарубежной практики применения алгоритмов криптографической защиты данных
- 1. Порядок выполнения работы
- 2. Форма и содержание отчета
- Контрразведывательные службы:
- Разведывательные службы:
- Практическое занятие № 4 Изучение информационно-психологической войны и типов информационного оружия
- 1. Порядок выполнения работы
- 2. Форма и содержание отчета
- Практическое занятие №5 Изучение системы международных стандартов информационной безопасности
- 1. Порядок выполнения работы
- 2. Форма и содержание отчета
- Приложение 2 Окинавская Хартия глобального информационного общества
- Использование возможностей цифровых технологий
- Преодоление электронно-цифрового разрыва
- Содействие всеобщему участию
- Дальнейшее развитие
- Формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения:
- Приложение 3 Кодекс этики isc
- Приложение 4
- Глава I. Возможности
- Глава II. Авторское право
- Глава III. Своеобразные правовые вопросы
- Глава IV. Общие условия