Государственное регулирование коммерческой деятельности, основные принципы и методы.
Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.
Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.
К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.
Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.
Косвенные методы:
кредитно-денежная политика,
таможенная политика,
налоговая политика.
Антимонопольное законодательство и его роль в развитии коммерческой деятельности.
Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
Разработка и принятие антимонопольного законодательства -одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.
Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.
Государственный контроль в торговле заключается в надзоре за выполнением законов и установленных правил.
Функциями гос. Контроля наделены многие федеральные органы исполнительной власти, а также региональные и местные о органы, которые имеют право проверять различные направления производственной и хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий:
- Министерство экономического развития и торговли РФ
- Министерство внутренних дел РФ
- Федеральная антимонопольная служба
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии и др.
Законодатели решили защитить права и интересы организаций в процессе проведения контрольных мероприятий. Принят ФЗ от 8.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении гос. контроля (надзора).
Положения этого закона не применяются к отношениям с проведением: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного, банковского и страхового, транспортного, таможенного, лицензионного, санитарно-карантинного и ветеринарного.
В законе формулируются основные принципы защиты прав:
презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
соблюдение международных договоров Российской Федерации;
открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);
возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;
недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.
В законе четко определяются требования которые предъявляют к организации и проведению мероприятий по контролю.
Указаны права юридических лиц и ИП при проведении контроля.
Субъекты коммерческой деятельности, их правовое положение, виды и классификация.
Субъект права - лицо или организация, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т. е. правоспособностью).
Субъекты коммерческого права делятся на:
индивидуальных предпринимателей;
полные и коммандитные товарищества;
общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;
акционерные общества;
производственные кооперативы;
государственные и муниципальные предприятия;
некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Индивидуальное предпринимательство в коммерческой деятельности. Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей.
Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей установлен Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года № 1482х; в соответствии с которым граждане - предприниматели регистрируются администрацией района, города и района в городе, поселка, села по месту постоянного жительства предпринимателя.
Гражданин, желающий зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, оформляет в администрации района по месту жительства заявление /бланки заявления выдаются в администрации.
Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту постоянного жительства в 10-ти дневный срок с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае несоблюдения указанного срока на предпринимателя налагается штраф от 5 000 рублей.
Постановка на налоговый учет сопровождается присвоением 12-разрядного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Налоговая инспекция выдает свидетельство установленная образца.
Индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в Пенсионном фонде и в Фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщика страховых взносов.
Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом (ст. 25 ГК РФ), либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.
При заполнении заявления особенно внимательно следует подойти к перечислению видов деятельности, которые Вы хотите осуществлять.
Предприниматель вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации.
Занятие отдельными видами деятельности возможно только после получения соответствующей лицензии.
Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя оформляется в 3 экземплярах: один выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, а третий направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.
Так как к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, то в сфере потребительского рынка и услуг индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами. В то же время предпринимательство в качестве индивидуального предпринимателя несравнимо проще в смысле финансового и налогового учета его можно вести и без специального бухгалтерского образования. Что касается использования труда других граждан, индивидуальный предприниматель имеет право привлекать их на основе договоров гражданско-правового характера (договоры подряда, поручения, комиссии, агентирования).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Понятие и сущность коммерческой деятельности как одного из видов предпринимательства.
- Государственное регулирование коммерческой деятельности, основные принципы и методы.
- Понятие и виды объектов торгового оборота, их оборотоспособность.
- Понятие, виды, условия действительности сделок.
- Понятие и значение представительства в коммерческой деятельности.
- Коммерческое представительство.
- Доверенность как способ выражения полномочий представителя. Виды доверенности. Прекращение доверенности.
- Патентный закон рф и Закон рф «о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
- Закон рф «о защите прав потребителей» - права и обязанности изготовителя, производителя и продавца.
- Права потребителей и ответственность продавца (изготовителя, исполнителя), определенные Законом рф «о защите прав потребителей».
- Договор розничной купли-продажи - правовая форма торгового обслуживания населения: понятие, содержание, порядок заключения, форма договора.
- Права и обязанности продавца и покупателя по договору розничной купли-продажи при различных формах торгового обслуживания.
- Договор купли-продажи - основной вид торговых договоров: понятие, значение в торговом обороте и коммерческой деятельности. Отдельные виды договора купли-продажи.
- Договор поставки: понятие, содержание, отличие от договора розничной купли-продажи. Его роль в условиях рыночной экономики.
- Договор поставки товаров для государственных нужд и его правовое регулирование
- Техническое регулирование, правовые вопросы стандартизации и сертификации товаров и продуктов.
- Договор контрактации - правовая форма закупок сельскохозяйственной продукции, его понятие, содержание, особенности.
- Правовые вопросы приемки товаров по количеству и качеству.
- Порядок составления актов о недостаче или ненадлежащем качестве товара.
- Договор купли-продажи недвижимости и его применение в коммерческой деятельности. Форма договора. Государственная регистрация перехода права собственности.
- Договоры поручения, комиссии, агентирования, их понятия, отличия и содержание. Сфера применения в коммерческой деятельности.