logo
Факультет Коммерции и маркетинга / Шпаргалки / Правовое регулирование коммерческой деятельности

Государственное регулирование коммерческой деятельности, основ­ные принципы и методы.

Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.

К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Косвенные методы:

кредитно-денежная политика,

таможенная политика,

налоговая политика.

Антимонопольное законодательство и его роль в развитии коммер­ческой деятельности.

Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства -одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.

Государственный контроль в торговле заключается в надзоре за выполнением законов и установленных правил.

Функциями гос. Контроля наделены многие федеральные органы исполнительной власти, а также региональные и местные о органы, которые имеют право проверять различные направления производственной и хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий:

- Министерство экономического развития и торговли РФ

- Министерство внутренних дел РФ

- Федеральная антимонопольная служба

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

- Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии и др.

Законодатели решили защитить права и интересы организаций в процессе проведения контрольных мероприятий. Принят ФЗ от 8.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении гос. контроля (надзора).

Положения этого закона не применяются к отношениям с проведением: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного, банковского и страхового, транспортного, таможенного, лицензионного, санитарно-карантинного и ветеринарного.

В законе формулируются основные принципы защиты прав:

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

соблюдение международных договоров Российской Федерации;

открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;

недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

В законе четко определяются требования которые предъявляют к организации и проведению мероприятий по контролю.

Указаны права юридических лиц и ИП при проведении контроля.

Субъекты коммерческой деятельности, их правовое положение, виды и классификация.

Субъект права - лицо или организация, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т. е. правоспособностью).

Субъекты коммерческого права делятся на:

индивидуальных предпринимателей;

полные и коммандитные товарищества;

общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;

акционерные общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные предприятия;

некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Индивидуальное предпринимательство в коммерческой деятельнос­ти. Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей установлен Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года № 1482х; в соответствии с которым граждане - предприниматели регистрируются администрацией района, города и района в городе, поселка, села по месту постоянного жительства предпринимателя.

Гражданин, желающий зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, оформляет в администрации района по месту жительства заявление /бланки заявления выдаются в администрации.

Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту постоянного жительства в 10-ти дневный срок с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае несоблюдения указанного срока на предпринимателя налагается штраф от 5 000 рублей.

Постановка на налоговый учет сопровождается присвоением 12-разрядного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Налоговая инспекция выдает свидетельство установленная образца.

Индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в Пенсионном фонде и в Фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщика страховых взносов.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом (ст. 25 ГК РФ), либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.

При заполнении заявления особенно внимательно следует подойти к перечислению видов деятельности, которые Вы хотите осуществлять.

Предприниматель вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации.

Занятие отдельными видами деятельности возможно только после получения соответствующей лицензии.

Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя оформляется в 3 экземплярах: один выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, а третий направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.

Так как к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, то в сфере потребительского рынка и услуг индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами. В то же время предпринимательство в качестве индивидуального предпринимателя несравнимо проще в смысле финансового и налогового учета его можно вести и без специального бухгалтерского образования. Что касается использования труда других граждан, индивидуальный предприниматель имеет право привлекать их на основе договоров гражданско-правового характера (договоры подряда, поручения, комиссии, агентирования).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4