logo
ответы ГП

44.Договор перевозки грузов.

По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверен­ный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Особенности договора перевозки грузов:

• Д перевозки грузов является двусторонним и возмездным;

• наличие в договоре третьего лица (получателя груза), который не уча­ствует в заключении договора, однако наделяется определенными вами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обяз-тями (обяз-ть принять груз и доплатить провозную плату). Грузополуча­телем также может быть грузоотправитель или его экспедитор.

• Д перевозки грузов является реальным - он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Обяз-ти же по предоставлению транспорта (у перевозчика) и по передаче груза (у грузоотправителя) обычно возникают из договора об организации работ по обеспечению перевозок грузов;

• договор перевозки грузов обычно заключается не путем подписания единого документа, а путем составления квитанций, накладных, коносаментов, иных документов, предусмотренных транспортным законодательством;

• провозная плата часто жестко регулируется тарифами, установленными нормативно-правовыми актами.

Виды договора перевозки грузов. По виду транспорта различают: ж/д, авто, морские, воздуш, внутр водные.

От числа перевозчиков: местного сообщения (одно транспортное предприятие), прямого (по одному и тому же документу несколькими перевозчиками, одного вида транспорта), прямое смешанное (разными видами, разными перевозчиками).

В морских перевозках: малый каботаж (м/у российскими портами на одном море), большой каботаж (м/у рос портами в разных морях), с заграничным сообщением (м/у разными странами и морями).

От перевозимого груза: перевозка грузов, почты, пассажиров, багажа.

Транспортировке предшествует согласование основных условий (сроков и кол-ва транспортных ср-в , объемов и хар-ра груза).

Перевозчик доложен подать под погрузку исправные транспортные ср-ва, а грузоотправитель – предъявить груз к перевозке. Существенные условия – объемы и сроки предоставления транспортных ср-в и предъявления груза к перевозке, порядок расчета.

По договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или не скольких ТС на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

На морском и внутриводном транспорте применяются договоры бук­сировки и тайм-чартера.

По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграж­дение буксировать другое судно или иной плавучий объект на опреде­ленное расстояние или в течение определенного времени либо для вы­полнения маневра.

По договору тайм-чартера (фрахтования судна на время) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) другой стороне (фрахтователю, арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей. По своей сути договор фрахтования на время является договором не транспортного, а аренд­ного типа.

Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов зак­лючаются между перевозчиками и грузовладельцами при осуществле­нии систематических перевозок грузов или между транспортными организациями для рациональной организации перевозок грузов и являются скорее договорами организационного, а не транспортного типа.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получе­ние груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку (ст.785 ГК).

Большинство транспортных организаций являются перевозчиками транспортом общего пользования, которые обязаны заключить договор перевозки с любым обратившимся к ним юридическим лицом или гражданином.

Договор перевозки грузов реальный, поэтому он считается заключен­ным с момента получения перевозчиком груза от грузовладельца. Транспортные уставы и кодексы устанавливают меры Отв-сти за неподачу транспортных средств и непредъявление грузов (в форме неустойки), а также обстоятельства, освобождающие от такой Отв-сти (непреодолимая сила, введение ограничений перевозок грузов).

Заключение договора перевозки грузов подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транс­портным уставом или кодексом).

Транспортная накладная применяется на железнодорожном, автомобильном, воздушном и речном транспорте. Коносамент применяется на морском и речном транспорте.

Функ. транспортной документации: • доказательство заключения договора; • дает право на распоряжение грузом; • морской коносамент является товарораспорядительной ценной бумагой.

Транспортные документы составляются по установленной форме на специальных бланках.

Выдача груза в пункте назначения.

Перевозчик обязан выдать груз в пункте назначения указанному в транс­портных документах грузополучателю. Выдача груза - завершающий этап исполнения договора.

Перевозчик обязан уведомить получателя о прибывшем в его адрес грузе. Получатель обязан принять и вывезти груз, поступивший в его адрес. Он вправе отказаться от принятия груза только в случае, если качество груза изменилось настолько, что исключает возможность его использован! В случае прибытия незаказанного груза получатель обязан принять его на ответственное хранение, выяснить действительную принадлежность груза и распорядиться им в соответствии с полученными указаниями его собст-ка с отнесением на него всех расходов, понесенных в связи с принятием, хранением и транспортировкой этого груза. Обычно выгрузка груза производится силами грузополучателя. Транспортными уставами и кодексами устанавливаются сроки выгруз­ки груза, а также штрафы за их просрочку.

При выдаче груза получатель при участии перевозчика обязан прове­рить состояние груза в соответствии с правилами перевозок этим вид транспорта. В случае обнаружения несохранности груза об этом должен быть составлен коммерческий акт.

В случае отказа получателя от уплаты провозных и иных платежей пере­возчик вправе удерживать груз до их полной уплаты. В случае различного рода происшествий при перевозке морским транс­портом перевозчик должен совершить морской протест по правилам, установленным Кодексом торгового мореплавания