logo
ГП ЭКЗАМЕН

97. Охарактеризуйте договор комплексной предпринимательской лицензии (договор франчайзинга) (понятие, форма, существенные условия, права, обязанности и ответственность сторон).

Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франшиза (от фр. franchir, «освобождать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.

Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера — от размеров и цвета полок до униформы персонала).

Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга[:

По договору комплексной предпринимательской лицензии (договору франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельности пользователя (ст. 910 ГК).

Характеристика договора: двусторонний, возмездный, консенсуальный.

Франчайзинг – комплексный договор (разновидность лицензионного договора), который совмещает в себе элементы:

  1. пользование правами на интеллектуальную собственность;

  2. оказание услуг;

  3. купля-продажа;

  4. отношения простого товарищества.

Предмет договора: передача за вознаграждение комплекса исключительных прав на следующие объекты:

Данный перечень не исчерпывающий. Передача прав включает фактическую передачу (передача всей коммерческой и технической документации) и юридическую передачу (соответствующее юр. оформление передачи прав).

Стороны договора: 1) правообладатель; 2) пользователь. Ими могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (!!!).

Форма договора: письменная. Для некоторых исключит. прав характерна регистрационная система их возникновения. Несоблюдение требования о регистрации договора франчайзинга влечёт его недействительность (ничтожность).

Права и обязанности сторон (правам одной стороны корреспондируют обязанности другой стороны):

  1. Правообладатель обязан:

  1. Пользователь обязан:

Прекращение договора:

Истечение срока договора (если договор был срочным);

По требованию заинтересованной стороны при существенном нарушении договора другой стороной;

Прекращение принадлежащего правообладателю права на фирменное наименование и (или) объявление его банкротом.

При прекращении договора пользователь не вправе использовать интеллектуальную собственность правообладателя. Прекращение договора подлежит регистрации.

Ответственность сторон: устанавливается договором франчайзинга и наступает в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязанностей. Пользователь и правообладатель несут ответственность так же и перед третьими лицами по договорам, заключённым с ними.