3. Авторское право на служебные, производные, составные и аудиовизуальные произведения
Составное произведение – это произведение, включающее другие произведения или их части. Составные произведения создаются объединением иных произведений или частей из них в новое произведение, которое иногда называют сборником или компиляцией.
Правовой режим составных произведений определяют следующие положения:
1. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор и расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство).
Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.
Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания.
2. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения. Они также сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом. Эти положения действуют, если иное не предусмотрено авторским договором.
3. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.
Составным произведениям по сути близки аудиовизуальные произведения, которые выступают самостоятельным сложным объектом авторского права.
Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста.
Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения производителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения аудиовизуального произведения, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено договором. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Производитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Автор музыкального произведения с текстом или без текста сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения при использовании аудиовизуального произведения, включающего данное музыкальное произведение. Авторы ранее существовавших произведений, включенных в аудиовизуальное произведение или переработанных для аудиовизуального произведения, сохраняют авторское право на свои произведения и могут использовать их отдельно от аудиовизуального произведения.
Производное произведение – это произведение, которое создано в результате переработки другого произведения
Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, инсценировку, аранжировку или другую переработку при условии соблюдения ими прав автора произведения.
Авторское право переводчика и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.
Служебное произведение – это произведение, которое создано автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.
В обоих случаях создание служебного произведения оплачено нанимателем или работодателем автора.
Правовой режим служебных произведений заключается в следующем:
1. Исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором. В случаях, предусмотренных договором между нанимателем и автором, если исключительное право на служебное произведение принадлежит нанимателю, автор (наследники автора) имеет право на получение авторского вознаграждения за использование этого произведения.
Если наниматель в течение пяти лет со дня, когда к нему перешло исключительное право на служебное произведение, не начнет использование этого произведения или не передаст исключительное право на это произведение другому лицу, исключительное право на служебное произведение переходит к автору, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором.
3. После ликвидации юридического лица - нанимателя, а также в случае смерти физического лица - нанимателя при отсутствии у него наследников исключительное право на служебное произведение автоматически переходит к его автору, в случае смерти автора - к его наследникам в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.
4. Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем, а также реализовать принадлежащее ему право на отзыв.
5. Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать их указания.
6. Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. При этом наниматель обязан указать в произведении об осуществленной им адаптации.
3. 4. Права автора
Как указывалось ранее, права автора делятся на две группы: личные неимущественные и имущественные права.
Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации);
право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование). Это право сопровождается правом на отзыв, т.е. автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения. Это правило не применяется для произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания.
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных имущественных прав на использование произведения.
Автору в отношении его произведения или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия (имущественные права):
1) воспроизведение произведения;
2) распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности; если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены с разрешения автора в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории РБ без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения;
3) прокат оригиналов или экземпляров компьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры указанных произведений; данное право не применяется в отношении компьютерных программ, если сама программа не является основным объектом проката, и в отношении аудиовизуальных произведений, если только их прокат не приводит к широкому копированию таких произведений, наносящему существенный ущерб исключительному праву на воспроизведение;
4) импорт экземпляров произведения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав;
5) публичный показ оригинала или экземпляра произведения;
6) публичное исполнение произведения;
7) передачу произведения в эфир;
8) иное сообщение произведения для всеобщего сведения;
9) перевод произведения на другой язык;
10) переделку или иную переработку произведения.
Автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения. Законодательством Республики Беларусь предусмотрено исключение из этого правила, когда использование произведения допускается без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения.
- Учреждение образования
- Тема 1. ИнтеллектуальнАя собственность План
- 1. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2. Личные неимущественные и имущественные права на объекты интеллектуальной собственности. Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности
- 3. Национальное и международное законодательство в области регулирования отношений интеллектуальной собственности
- Тема 2. Авторское право и смежные права План
- 1. Понятие, задачи и принципы авторского права. Источники авторского права. Сфера и срок действия авторского права
- 2. Субъекты и объекты авторского права. Неохраняемые объекты
- 3. Авторское право на служебные, производные, составные и аудиовизуальные произведения
- 5. Понятие и категории смежных прав. Принципы и критерии возникновения смежных прав. Сфера и срок действия смежных прав
- 6. Субъекты и объекты смежных прав. Служебные объекты смежных прав
- 7. Компьютерные программы как объекты авторского права
- 8. Понятие и виды авторских договоров
- Тема 3. Право промышленной собственности. План
- 1. Понятие, объекты и источники права промышленной собственности
- 2. Правовая охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов
- 3. Патент как средство правовой охраны объектов права промышленной собственности. Процедура получения патента. Срок действия патента. Недействительность патента
- 4. Права автора и патентообладателя на объект промышленной собственности
- 5. Понятие и виды лицензионного договора
- 4. Защита прав в области отношений интеллектуальной собственности План
- 1. Общие положения о способах защиты прав на интеллектуальную собственность
- 2. Контрафактные объекты авторского и смежных прав. Защита авторских и смежных прав
- 3. Защита прав авторов и правообладателей объектов промышленной собственности
- 4. Охрана прав граждан и юридических лиц Республики Беларусь на объекты промышленной собственности за границей
- Список рекомендуемой литературы
- Нормативные акты