logo
Аудиовизуальные архивы для заочников

Реставрация звука

Разумеется, только очистки картинки недостаточно. Звук многих старых фильмов записан в моно, а зрителю хочется как минимум стерео. И чтобы шумов было поменьше.

Теоретически идеальный вариант – это получение исходников в раздельном виде: речь актёров, шумы и саундтрек на отдельных дорожках. Однако звукорежиссеры считают, что им повезло, если имеется дорожка со сведенной речью, музыкой и шумами и отдельная дорожка, на которой только шумы и музыка. В этом случае порой удается настроить фильмы так, чтобы отделить друг от друга речь, музыку и шумы. В общем и целом работает простое правило: чем лучше исходники, тем лучше конечный результат.

На практике в силу вступает еще одно соображение. Качественная работа со звуком требует очень больших денег. По уму, хорошо бы переозвучить все шумы – заново записать шаги персонажей, к примеру, - и панорамировать их. Да и саундтрек переписать, как правило, не мешает. Однако первая задача требует привлечения дополнительных людских ресурсов (а людей, способных качественно синхронизировать шум шагов с изображением не так-то и много), а вторая часто упирается в необходимость работы с оркестром, что тоже влетает в копеечку, или отсутствие партитуры. Надо ли говорить, что заказчики, как правило, на такие траты не готовы.

Впрочем, отдельные шумы все-таки можно заменить сэмплами из цифровых библиотек. К примеру, шум толпы, выстрелы из пушек, проезд кареты – да любые несинхронные шумы, не привязанные к картинке жестко, могут быть заменены и панорамированы.