logo
Аудиовизуальные архивы для заочников

«Устав Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации» утвержденный постановлением Правительства рф 23 декабря 2002 г. N 370

п. 6. … В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах коллекция Госфильмофонда России входит в государственную часть Архивного фонда Российской Федерации. Сроки, условия хранения и использования коллекции фильмов и других киноматериалов в Госфильмофонде России устанавливаются в соглашении, заключаемом между Министерством культуры Российской Федерации, Госфильмофондом России и Федеральной архивной службой России на основании Положения об Архивном фонде Российской Федерации.

Устав Госфильмофонда России не согласован с Росархивом, что противоречит п.11 Соглашения о сотрудничестве между Росархивом, Госкино России и Госфильмофондом огт 30 сентября 19994 г.

п.9. Основными задачами Госфильмофонда России являются:

а) хранение коллекции российских и зарубежных игровых, мультипликационных, научно-популярных, документальных фильмов и других киноматериалов;

б) осуществление исследовательской и собирательской деятельности, связанной с пополнением коллекции российских и зарубежных фильмов и других киноматериалов, имеющих культурную и научную ценность …

п. 10. Госфильмофонд России в целях выполнения поставленных перед ним задач:

… в) ведет учет коллекции фильмов и киноматериалов, осуществляет контроль за ее техническим состоянием, профилактическую обработку, восстановление и реставрацию поступающих и хранящихся фильмов и киноматериалов, изготавливает копии для архивного обмена, пополнения собственной коллекции, а также по заявкам других организаций;

г) осуществляет мероприятия по созданию оптимальных условий хранения фильмов и киноматериалов, в том числе исходных материалов национальных фильмов, в порядке, определяемом Министерством культуры Российской Федерации …

… ж) осуществляет закупки копий новых российских и зарубежных фильмов и киноматериалов для пополнения коллекции …

Устав федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Утвержден постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. № 844.

Цели и предмет деятельности:

… - производство и распространение телерадиопрограмм в Российской Федерации и за ее пределами; (цели)

- производство и распространение кино-, видео- и аудиопродукции…

Ничего не сказано о порядке и сроках хранения аудиовизуальной продукции.

Подобная проблема комплектования государственных архивов аудиовизуальными документами стоит не только перед Россией, но и многими другими странами.

Из полученных сведений очевидно, что (Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Узбекистан, Украина) аудиовизуальная документация занимает важное место в составе архивных фондов. В архивах государств (включая Россию) сосредоточено 6.8 млн. ед. хр. документов за период с середины XIX в. до наших дней. они хранятся как в центральных специализированных архивах, которые созданы во всех указанных странах СНГ (за исключением Молдавии), так и в региональных архивах общего профиля.

Особая организационно-правовая ситуация сложилась в Армении, где в 1993 г. по постановлению правительства ЦГАКФФД республики был передан из системы Управления по архивному делу в ведение Минкультуры, которое никаких статистических сведений в архивную службу не представляет.

В большинстве стран СНГ сфера действия правовых актов распространяется на все архивы, в том числе архивы граждан. Исключение составляют архивные учреждения Казахстана и Молдавии, где законодательство не затрагивает архивы физических лиц.

На основании указанных правовых актов отбор и прием на госхранение аудиовизуальных документов от государственных и негосударственных структур проводится госархивами в большинстве случаев по истечении трех лет ведомственного хранения.

Помимо этого почти все органы управления архивным делом подготовили отраслевые распорядительные документы по отбору, приему и обеспечению сохранности аудиовизуальных документов. Это, например, приказы министра культуры, информации и общественного согласия республики Казахстан от 13.11.2000 г. № 212«О мерах по сохранению уникальных аудиовизуальных документов»; Роскомкино и Росархива от 29.09.94 г. № 77/53 «О мерах по совершенствованию сохранности, отбора и передачи на государственное хранение кино- и видеодокументов организаций системы Госкомкино»; Архивного государственного департамента Грузии от 05.02.98 г. №5 «О предельных сроках ведомственного хранения документов Национального архивного фонда»

Архивными службами и национальными архивами стран СНГ готовятся так же различные нормативно-методические пособия по работе с аудиовизуальной документацией, регулирующие ее отдельные направления (экспертизу, комплектование, чет, хранение и др.)

Вместе с тем архивные службы ряда стран (Белоруссии, Грузии, Армении, Молдавии) отмечают несовершенство правовых основ работ с аудиовизуальной документацией, а Украина, напротив, при удовлетворенности своим законодательством – проблему, характерную наверно, для всех государств-членов СНГ: противоречия между различными законами и неумение жить в правовом поле.

Что касается России, то нынешняя правовая база явно недостаточна: в «Основах законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах» об аудиовизуальных документах не упоминается вообще, а в заменившим его Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации» обозначены только сроки их ведомственного хранения (5 лет и 3 года)

Положение с законодательством о средствах массовой информации еще хуже. На сегодняшний день ни в одном федеральном правовом акте, касающемся средств массовой информации, не отражены вопросы сохранности, отбора и передачи аудиовизуальных документов на постоянное хранение в государственные архивы. Многие действующие нормативы противоречат архивному законодательству, содержат терминологические неточности, что порождает сложности во взаимоотношениях между государственными архивами и организациями, создающими аудиовизуальную продукцию.

Негативную позицию в этом вопросе занимают и некоторые федеральные ведомства. Например, МПРТ России не раз официально уведомляла Росархив о невозможности применения терминов «аудиовизуальный документ» и «кинофотофонодокумент» к деятельности СМИ. Такую же позицию занимает и ВГТРК. Это значит, что об отборе на государственное хранение этих документов говорить не приходиться.

На наш взгляд, очень важно определить стратегию в области комплектования архивов аудиовизуальной документацией. Если ограничиться фрагментальным комплектованием архивов аудиовизуальными документами, выступающих в качестве отдельных, случайных иллюстраций того или иного явления, то особой законодательной базы и не потребуется. В этом случае действует принцип «бери, что дают» (если вообще дают), так комплектуются многие местные архивы.

Но если мы ставим целью формирование аудиовизуального фонда, а именно на это направлена деятельность специализированных аудиовизуальных архивов, то необходимо серьезное законодательное регулирование. Особенно сейчас, когда аудиовизуальная продукция имеет не только материальную ценность, но и рыночную стоимость.

Сегодня назрела необходимость разработать предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные и распорядительные акты, регламентирующие работу учреждений и организаций с аудиовизуальными документами. Решением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1999 г. это было поручено Росархиву. Силами созданной при Росархиве межведомственной комиссии по проблемам аудиовизуальной документации в виде проектов нормативных правовых актов были подготовлены предложения о правовом регулировании и организационном обеспечении сохранности, отбора и передачи на государственное хранение аудиовизуальной документации, внесенные в 2001 г. в Правительство России. К сожалению, безрезультатно. Почему?

Оказалось, что очень тяжело изменить «чужое» законодательство. Например, потребовать приведения федерального закона «О средствах массовой информации» в соответствии с нормами Положения об Архивном фонде Российской Федерации, не имеющего статуса федерального закона.

Теперь очевидно главное – необходимо усовершенствовать базовое архивное законодательство. С этой целью разработан проект федерального закона «Об аудиовизуальном наследии России». Он прошел рецензирование в органах управления архивным делом субъектов Федерации, ряде заинтересованных ведомств; подготовлена его вторая редакция.

Лекция №3. Создание оптимальных условий хранения, современные автоматизированные технологии, в работе с кинофотофонодокументами, контроль технического состояния, реставрация аудиовизуальных документов. Аудиовизуальные каталоги и БД в интернете в режиме on-line

Комплекс мероприятий по обеспечению сохранности.

Создание оптимальных условий хранения кинофотофонодокументов.

Проектирование, строительство и реконструкция зданий государственных архивов

Помещения, предназначенные для приема, предварительно разработки и временного хранения кинофотофонодокументов

Требования к хранилищам аудиовизуальных документов.

Контроль технического и физико-химического состояния кинофотофонодокументов

Виды работ по контролю аудиовизуальных документов. Типы оборудования для контроля аудиовизуальных документов. Опыт отечественных зарубежных архивов в области обеспечения сохранности аудиовизуальных документов.

Лаборатория аудиовизуальных документов. Фотолаборатории для консервационно-профилактической и реставрационной обработки. Звукотехническая лаборатория для консервационно-профилактической и реставрационной обработки, проверки технического состояния, фунгицидной обработки, очистки и перемотки документов, хранения магнитной ленты, хранения документов на магнитной ленте, подлежащих размагничиванию, аппаратных. Температурно-влажностные параметры воздуха при постоянном хранении кинофотофонодокументов.

Современные автоматизированные технологии, в работе с кинофотофонодокументами.

Процесс кинофотофонодокументирования явлений общественной жизни и окружающей природной среды, экономики, науки и культуры.

Приемы и методы работы с аудиовизуальными и другими электронными документами как объектами архивного хранения и историческими источниками.

Система клиент – сервер. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Среда WWW(Word Wide Web). Сайт “Архивы России”. Сравнительный анализ АИПС систем в режиме on-line: контент (содержательная часть), юзабилити (удобство пользовательского интерфейса). АИПС “Евфрат-документооборот”. Опыт применения автоматизированных архивных технологий.

Комплекс мероприятий по обеспечению сохранности включает различные виды работ на следующих этапах организации государственного хранения кинофотофонодокументов:

Создание оптимальных условий хранения кинофотофонодокументов.

Кинофотофонодокументы в целях обеспечения сохранности размещаются в специально построенных или приспособленных для хранения этих документов зданиях с регулируемым климатом.

Проектирование, строительство и реконструкция зданий государственных архивов, а также планировка территории, объемно-планировочные и конструктивные решения сооружений государственного архива проводятся в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.

В государственном архиве кинофотофонодокументов предусматриваются отдельные помещения, предназначенные для приема, предварительно разработки и временного хранения кинофотофонодокументов; проведения технического контроля; хранения кинофотофонодокументов (хранилища); производственных лабораторий (фотолабораторий, кинолабораторий, звукотехнических лабораторий); научно-справочного аппарата; сотрудников архива; исследователей (читальный зал, комната прослушивания); просмотр зала и административного аппарата. Количественный состав помещений определяется характером и объемом кинофотофонодокументов, хранящихся в государственном архиве.

Во всех помещениях государственного архива предусматривается приточно-вытяжная вентиляция, а в хранилищах и помещениях, где проводятся работы с кинофотофонодокументами - кондиционирование воздуха.

Материалы, используемые для покрытия пола, стен и потолков, не должны собирать пыль и быть ее источником. Содержание пыли в воздухе, определенное по методике Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения и радиовещания (ВНИИТР), не должно превышать 10 пылинок\см2 размером не более 10 мкм.

В зависимости от состава документов в государственном архиве предусматриваются хранилища для кинодокументов черно-белых на нитрооснове, цветных на нитрооснове, черно-белых на триацетатной основе, цветных на триацетатной основе, магнитных фонограмм; для черно-белых на нитрооснове, черно-белых на стеклянной, триацетатной и бумажной основе, цветных на триацетатной и бумажной основе; для фонодокументов на магнитной ленте, на нитрооснове, фотографической (оптической) и шоринофонной записи, металлических граммофонных оригиналов, грампластинок и восковых валиков.

К хранилищам кинофотофонодокументов предъявляются следующие общие требования:

В целях обеспечения сохранности фонодокументов к помещениям хранилищ предъявляются следующие требования: максимальная герметизация; небольшое по сравнению с соседними помещениями избыточное давление воздуха (порядка 0,1 – 0,2 атм.); напряженности магнитных полей не более 400 а/м (для хранилищ фонодокументов на магнитной ленте).

Для создания и поддержания в хранилище необходимых температурных и влажностных условий требуются большие затраты электроэнергии. Так, для помещения площадью 25×25 м. и высотой 4,5 м. затраты составляют 90 тыс. кВт. ч. в год при колебаниях наружной температуры от 0 до 20 оС (климатические условия, характерные, на пример, для стран Западной Европы.) В таком хранилище можно расположить пять стеллажей с 13 тыс. кинопленок. Тогда расход электроэнергии на содержание одного кинофильма составит 7 кВт час в год. Объем хранимой продукции в таком помещении можно увеличить практически вдвое, если использовать не передвижные, а стационарные стеллажи. В этом случае расход энергии на одну пленку сократиться вдвое.

Практически любое помещение можно быстро и относительно дешево подготовить для хранения пленок с помощью специального теплоизоляционного материала. В настоящее время при строительстве новых и реконструкции старых архивохранилищ Германии, Дании, Австрии широко используется многослойная негорючая изолирующая обшивка Mineral Wool Sandwich Element. Она содержит полиуретановую пену, покрытую листами высокоплотной шлаковой ваты. Поскольку полиуретан имеет весьма низкое значение теплопроводности, стенки конструкции намного тоньше чем у других изолирующих материалов, и ее можно с успехом применять в небольших хранилищах.

Изолирующая панель имеет рельефный профиль и систему канавок для соединения по так называемой схеме «сцепление с фиксацией», которая гарантирует легкость сборки, высокую прочность, стабильность, баланс температуры и влажности в помещении. Для уплотнения конструкции и повышения теплоизолирующих свойств в месте стыка панелей помещают полиуретановую вставку, которая приклеивается специальным адгезивным герметиком. Таким образом, используя эти и подобные теплоизолирующие материалы, а так же соответствующую конструкцию, можно избежать значительных расходов на строительство нового здания для фильмахранилища.

Система охлаждения включает компрессор и центробежный вентилятор. В современных архивах применяют новые наиболее перспективные винтовые компрессоры, отличающиеся эффективностью и надежностью. Они потребляют электроэнергии на 10% меньше, чем компрессоры обычной конструкции. При этом уровень шума настолько низок, что помещения не требуют специальной изоляции. Архиву необходимо подсобное помещение для размещения компрессоров, работающих на центробежные вентиляторы осушителя и очистителя воздуха. Они должны иметь звукоизоляцию и примыкать к хранилищу, чтобы максимально сократить расстояние между различными механизмами системы кондиционирования для экономии электроэнергии.

Кондиционированный воздух распространяется простым и экономически эффективным методом с использованием воздушных ресиверов. Они легко устанавливаются, гарантируют равномерность перемешивания воздуха и соответственно однородность температуры по всей площади архива. По мере загрязнения их заменяют новыми. В качестве теплообменников используются охлаждаемые воздухом конденсоры, оснащенные специальными змеевиками. Корпус конденсора изготовлен из оцинкованного стального листа или серой эмалированной оцинкованной стали. Конденсоры располагают на определенном расстоянии друг от друга во избежание перегрева оборудования.

Для снижения влажности воздуха при нормальном атмосферном давлении прибегают к конденсации и адсорбции. Конденсация происходит при охлаждении воздуха, например, с помощью компрессора до температуры ниже «точки росы». Этот метод эффективен при температурах выше 15 оС и влажности выше 40 %. Адсорбция заключается в поглощении влаги гигроскопическим веществом, при этом освобождается скрытое тепло и повышается температура. Она может применяться при любых климатических условиях с использованием в качестве сорбентов хлорида, лития и силикагеля.

Осушение воздуха методом адсорбции производят с помощью специальной установки с мощным медленно вращающимся (10 об/ч) ротором, через узкие воздушные желобки которого в осевом направлении продувается влажный вохдух. Стенки рабочего ротора (он занимает объем, соответствующий 270о по кругу), пропитанные хлоридом лития или силикагелем, адсорбируют влагу, и сухой воздух возвращается в хранилище. В противоположном направлении через небольшой сектор ротора продувается горячий (100 оС) воздух, который нагревает его стенки для удаления адсорбированной влаги. На больших установках тепло можно утилизировать, сэкономив 30-40 % электроэнергии.

Если хранилище кинодокументов расположено в районе с сильно загрязненным воздухом, проблема его очистки значительно осложняется, во-первых, находящиеся в хранилище кинопленки выделяют пары уксусной кислоты и других химических веществ, оставшихся после химико-фотографической обработки, во-вторых, из внешней среды забирается сильно загрязненный воздух. Для эффективной очистки внешний воздух смешивает с воздухом, циркулирующим в помещении. Однако забираемый воздух, как правило, теплый и влажный, поэтому его следует охладить и высушить. Возникшие при этом дополнительные энергозатраты существенно снижаются если рециркуляцию воздуха проводить при влажности 95% вместо 75%. Установку для очистки воздуха можно разместить в подсобном помещении или в самом архиве. Для адсорбции паров уксусной кислоты применяют молекулярные сита-фильтры или диоксид кремния, что позволяет избежать забора внешнего воздуха. Для предотвращения попадания пыли и грязи из соседних помещений в архиве следует поддерживать повышенное давление (на несколько бар выше нормального), а для этого необходима герметичность.

Сотрудники архива должны иметь в предназначенном для обслуживающего персонала помещении возможность переодеться и хранить халаты и обувь для работы. Обслуживающий персонал перед входом в хранилище обязан надевать халаты из легкостирающегося белого материала.

Помещения хранилищ кинофотофонодокументов должны оборудоваться стеллажами или специальными шкафами различной конструкции в зависимости от вида хранящихся документов. При этом стеллажи и шкафы должны обеспечивать хранение кинодокументов, фонодокументов фотографической (оптической) и шоринофонной записи в рулонах – в горизонтальном положении; фотодокументов, фонодокументов, грампластинок, граммофонных оригиналов, восковых валиков – в вертикальном положении.

При установке стеллажей в хранилищах и их обслуживании следует пользоваться следующими правилами:

Хранение фотодокументов должно осуществляться в ящиках (фотодокументы 0-3 размера) и полках шкафов (фотодокументы 4-7 размера и фотоальбомы).

Для фотодокументов на стеклянной основе рекомендуются шкафы с откидными дверцами и полками, разделенными на отсеки вместимостью до 30-40 негативов 2-5 размера.

Для хранения фонодокументов полки стеллажей разделяются на отдельные ячейки перегородками с вентиляционными отверстиями. В каждой ячейке должно свободно размещаться 50-80 коробок с фонодокументами на магнитной ленте.

Для хранения восковых валиков государственный архив должен быть укомплектован шкафами-сейфами или деревянными шкафами с выдвижными ящиками.

В соответствии с принятым в государственном архиве порядком хранения кинофотофонодокументов (с учетом их вида) составляются планы размещения кинофотофонодокументов в хранилищах, которые представляют собой схему или таблицу, предусматривающую и последующие поступления документов. Планы размещения кинофотофонодокументов в хранилищах утверждаются директором государственного архива.

В целях оперативного поиска кинофотофонодокументов в хранилище создаются топографические указатели.

Топографические указатели имеют карточную форму и хранятся в тех хранилищах, на кинофотофонодокументы которых они составлены.

Карточка топографического указателя кино-и фонодокументов составляется на каждую единицу учета и содержит указание о ее местонахождении (хранилище, бокс, сейф, шкаф, стеллаж, полка). Карточка топографического указателя фотодокументов составляется на каждый вид и служит для указания его местонахождения (хранилище, бокс, сейф, шкаф, стеллаж, полка).

Карточки в топографическом указателе кинофотофонодокументов располагаются в соответствии с систематизацией документов в государственном архиве.

Постеллажный топографический указатель служит для указания местонахождения кинофотофонодокументов на определенных стеллажах.

В карточке постеллажного топографического указателя вначале приводятся данные о местонахождении кинофотофонодокументов (хранилище, бокс, сейф, шкаф, стеллаж, полка), а затем против обозначения шкафа, стеллажа, полки указываются вид и крайние номера единиц хранения кинофотофонодокументов по каждой описи в отдельности. Карточки в постеллажном топографическом указателе располагаются в порядке номеров стеллажей в пределах каждого хранилища.

В целях проверки полноты топографического указателя его данные сверяются с учетными документами (описями кинофотофонодокументов, листами учета). В топографическом указателе отражается любое изменение в составе и размещении кинофотофонодокументов. Старые карточки топографического указателя сохраняются до первой после перемещения проверки наличия и состояния кинофотофонодокументов для сверки с вновь составленными карточками.

В производственных лабораториях государственного архива должны быть предусмотрены основные помещения:

- кинолаборатории для консервационно-профилактической и реставрационной обработки, проверки технического состояния, фунгицидной обработки, подготовки документов к копированию, копирования, химико-фотографической обработки, приготовления и регенерации растворов, хранения химикатов и пленки, контрольно-измерительных работ, хранения документов, предназначенных для смыва эмульсионного слоя, а также для администрации и обслуживающего персонала;

- фотолаборатории для консервационно-профилактической и реставрационной обработки, приготовления и регенерации растворов, проверки технического состояния и контрольно-измерительных работ, фунгицидной обработки, печати и химико-фотографической обработки, хранения химикатов и пленки и хранения документов, предназначенных для смыва эмульсионного слоя, репродукционной съемки, дополнительной отделки, а также для администрации и обслуживающего персонала;

- звукотехнической лаборатории для консервационно-профилактической и реставрационной обработки, проверки технического состояния, фунгицидной обработки, очистки и перемотки документов, хранения магнитной ленты, хранения документов на магнитной ленте, подлежащих размагничиванию, аппаратных, а также для администрации и обслуживающего персонала.

В помещениях кино- и фотолабораторий должна быть предусмотрена гидроизоляции стен и полов; в аппаратных звукотехнической лаборатории – звукоизоляция.

В помещениях для фунгицидной обработки должна быть предусмотрена местная приточно-вытяжная вентиляция с кратностью обмена, обеспечивающей содержание в воздухе трихлофенолята натрия не более 0,5 мг\м3.

Для выполнения всего комплекса работ по обеспечению сохранности кинофотофонодокументов в государственном архиве необходимо предусмотреть следующее оборудование:

Для выполнения работ по обеспечению сохранности, описанию и использованию кинофотофонодокументов необходимо предусмотреть технологическое оборудование в производственных лабораториях, комнатах для работы сотрудников и исследователей, просмотровом зале государственного архива.

Исследования, проведенные в последнее время в Дании, Австралии, Великобритании и США, показали что все киноархтивы страдают от так называемого «уксусного синдрома» (УС). Вызванные им отрицательные последствия по своему масштабу уже превосходят ущерб от пожаров, источниками которых стали кинодокументы на нитроцеллюлозной основе. Сейчас масштабы потерь могут быть более обширными, поскольку с конца 1960-х годов киноматериалы с кинопленки интенсивно переводились на триацетилцеллюлозную (ТАЦ) основу, которая, как считалось, способна храниться в архиве в обычных условиях многие десятки лет. Только в конце XX в. стало ясно, что слабый запах уксуса, ощущающийся при открывании плотно запечатанной коробки с пленкой, для киноархивов является врагом.

Присутствие УС можно обнаружить не только по характерному запаху, но и с помощью химического индикаторного метода: чем выше концентрация паров уксусного альдегида, тем сильнее изменяется первоначальный цвет бумажной полоски, пропитанной специальным химическим реактивом. Концентрацию паров определяют по специальной таблице. Выпускающиеся в некоторых странах индикаторы рассчитаны на 24-часовую выдержку рядом с кинопленкой, поэтому нет необходимости даже вскрывать коробки. Созданные недавно в Дании индикаторы типа Danchek позволяют установить кислотность уже через 2 часа. Кроме того, разработан индикатор Danchek Control Eye, синие гранулы которого закладываются в специальные капсулы, вставляемые в просмотровое отверстие металлической коробки с пленкой. Архивист не открывая коробки, по изменению цвета (степени пожелтения) гранул может судить о сохранности фильма.

В кинолаборатории необходимо предусмотреть для подготовки к копированию монтажные с ручным приводом столы, склеечные полуавтоматы, цветоанализаторы, машину для сшивания паспортов и т.д.; для копирования кинодокументов – кинокопировальные аппараты; для химико-фотографической обработки – проявочные машины, баки для изготовления и хранения растворов, установки для регенерации растворов, для реставрационной обработки – ультразвуковую фильмоочистительную машину, фильмореставрационные машины для консервационно-профилактической обработки, склеечные полуавтоматы; для уничтожения кинодокументов, не подлежащих дальнейшему хранению – эмульсионно-смывочную машину или специально оборудованное место для сжигания.

В фотолаборатории необходимо предусмотреть для репродукционной съемки – репродукционные установки, фотоаппараты; для печати фотодокументов – фотоувеличители, контактно-копировальные приборы; для химико-фотографической обработки – проявочные устройства, емкости для приготовления и хранения растворов, сушильный шкаф, автоматический прибор для сушки и глянцевания отпечатков и т.д.; для реставрационной обработки – устройства и приспособления для реставрации фотодокументов; для уничтожения фотодокументов, не подлежащих дальнейшему хранению – эмульсионно-смывочную машину или специально оборудованное место для сжигания.

В звукотехнической лаборатории необходимо предусмотреть для прослушивания, копировании и монтажа фонодокументов – звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру (профессиональные магнитофоны для магнитной ленты шириной 6, 25 мм, электропроигрывающие устройства, контрольные агрегаты для прослушивания, микшерский пульт, звукомонтажные столы); для реставрационной обработки – устройства для очистки и перемотки фонодокументов на магнитной ленте; для уничтожения фонодокументов, не подлежащих дальнейшему хранению – специально оборудовано место для сжигания.

В комнатах для работы сотрудников архива и исследователей необходимы звукомонтажные и монтажные столы с ручным приводом, просветные столы, магнитофоны и другая звуковоспроизводящая аппаратура.

В просмотровом зале необходим комплект кинопроекционного и звуковоспроизводящего оборудования.

Все кинофотофонодокументы, принятые в государственный архив, должны быть подготовлены к передаче в хранилище.

В процессе подготовки осуществляется оформления кинодокументов и фонодокументов фотографической (оптической) записи стандартными ракордами, ремонт перфораций и склеек, после чего документы подлежат общей консервационно-профилактической обработки в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации.

Консервационно-профилактическая обработка, представляющая собой ряд последовательных операций, должна обеспечивать:

Для предотвращения или приостановки плесневых поражений эти документы должны быть подвергнуты фунгицидной обработки в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации.

Кинофотофонодокументы, прошедшие консервационно-профилактическую обработку, подлежат техническому контролю. Результаты контроля заносятся в документацию о техническом состоянии.

Кинофотофонодокументы с влагосодержанием, равновесным 70-90 % относительной влажности воздуха, перед упаковкой и закладкой в хранилище с плюсовой температурой требует предварительного кондиционирования в помещениях, имеющих комнатную температуру и влажность не более 60%.

Для кино- и фонодокументов на 35-мм пленки продолжительность кондиционирования составляет десять суток. Во время кондиционирования коробки должны быть открыты, а документы вынуты из полиэтиленовых пакетов.

Подготовка фонодокументов на магнитной ленте к передаче в хранилище включает очистку от пыли грязи, выдерживания в условиях повышенной относительной влажности воздуха, склеивания частей фонодокумента или замену старых склеек новыми, подклейку ракордов в случае их отсутствия.

Склейки должны быть произведены с помощью специальной склеивающей ленты. Склеиваемые концы магнитной ленты и ракорда срезаются под углом 45 к осевой линии ленты. Допускается склейка с помощью жидкого клея, при этом склеивающие концы срезаются под углом 45 и соединяются внахлест таким образом, чтобы придвижении ленты во время воспроизведения слева направо видимый уступ склейки находился у левого края ее рабочей стороны. Длина склейки должна быть не более 5 мм. В местах склеек не должно быть неровностей, отрезки склеивающей ленты не должны иметь поперечного смещения и перекосов.

Кинофотофонодокументы перед передачей в хранилища должны быть упакованы следующим образом:

Температурно-влажностные параметры воздуха при постоянном хранении кинофотофонодокументов, соответствующие действующей нормативно-технической документации систем Главархива СССР, Госкино СССР и Гостелерадио СССР, приведены в таблице № 1:

Таблица № 1. Температурно-влажностные параметры воздуха при

постоянном хранении кинофотофонодокументов

Параметры

Кинофотофонодокументы

Фонодокументы на магнитной ленте, граммофонные оригиналы, грампластинки, восковые валики

На триацетатной основе

На нитрооснове

Черно-белые

Цветные

Черно-белые

Цветные

Температура,

в С

Не выше + 15

Не выше

–5

Не выше +10

Не выше –5

15  5

Относительная влажность воздуха, в %

45  5

45  5

45  5

45  5

60  5

Контроль температуры и относительной влажности воздуха осуществлять с помощью регистрирующих приборов, число которых должно быть не менее 1 комплекта на 25 м2 площади хранилища.

Для контроля используются следующие типы приборов в соответствии с «Руководством по определению и поддержанию температурно-влажностного режима в архивохранилищах» (Главархив СССР, ВНИИДАД, 1971):

а) для определения относительной влажности воздуха – гигрограф типа М-21С (суточный) или М-21 Н (недельный);

б) для определения температуры воздуха – термограф типа М-16 С (суточный) или М-16 Н (недельный).

Регистрирующие приборы, используемые для контроля температуры и влажности в хранилищах, должны проходить проверку путем установления сходимости результатов, полученных на этих приборах и аспирационном психометре, например, типа МВ – 4 М.