3.6. Основные проблемы биоэтики
В связи с большими достижениями биологической и медицинской науки и внедрением новых медицинских технологий в начале XXI в. врач в исключительных случаях вынужден принимать решения, которые входят в противоречия с нормами классической медицинской этики. Большое внимание к правам личности, в том числе и к правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотношений между врачом и пациентом. Все это послужило предпосылками к возникновению и развитию биомедицинской этики (биоэтики). Термин «биоэтика» был введен американским биологом В. Поттером в 1969 г., по его определению, биоэтика - это соединение биологических знаний и человеческих ценностей.
|
В нашей стране изучение биоэтики началось намного позже по сравнению с другими странами. В 1992 г. создан Российский национальный комитет по биоэтике (РНКБ), учрежденный Российской академией наук. Основная цель РНКБ - способствовать защите прав, свобод и достоинства человека в условиях бурного прогресса биологических и медицинских наук и во взаимодействии человека как пациента со сферой здравоохранения.
Биоэтика представляет собой одно из приоритетных направлений деятельности ЮНЕСКО, которой в 2005 г. была принята Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека.
Изучая моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины, биоэтика тем самым является междисциплинарной областью знаний, она охватывает медицинскую этику и простирается за ее пределы. Круг проблем биомедицинской этики гораздо шире проблем классической медицинской этики, но отчасти перекликается с ними. В биоэтике центральное место занимает отношение к жизни и смерти, причем жизнь понимается как высшая ценность. Именно поэтому иногда биоэтику определяют как систему знаний о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.
К основным аспектам приложения биомедицинской этики относятся:
• право на жизнь;
• право на смерть, эвтаназия;
• аборт, контрацепция, стерилизация;
• новые репродуктивные технологии;
• медико-биологические эксперименты на человеке;
• современные технологии генной инженерии;
• трансплантация органов и тканей;
• психиатрия и права человека;
• моральные проблемы ВИЧ-инфицированных;
• межпрофессиональные отношения в медицине;
• проблемы социальной справедливости в медицине.
Врач, работающий в специализированном учреждении, оказывающем медицинскую помощь женщинам, не может не задумываться об этических аспектах искусственного прерывания беременности, контрацепции и стерилизации,относящихся к современным формам медицинского вмешательства в репродуктивную функцию человека. Скажем, представляет ли аборт нарушение основного принципа медицинской этики - «не навреди»? Допустимо ли его проведение с этической точки зрения (а она совсем не обязательно совпадает с юридической)? Если да, то в каких случаях? Ответы на эти вопросы зависят от профессиональной подготовленности и нравственных принципов врача.
|
Одна из важнейших проблем, связанных с разработкой новых репродуктивных технологий, - искусственное оплодотворение, которое предоставляет возможность преодолеть бесплодие. Использование этой технологии затрагивает такие человеческие ценности, как природа самого брака, взаимоотношения супругов, судьба личности будущего ребенка. С точки зрения морали здесь важно не перейти ту грань, когда вмешательство в репродуктивную сферу помогает женщине обрести долгожданную беременность, а не превращается в вид манипуляции, эксперимента. Искусственное оплодотворение в нашей стране имеет законодательное разрешение и не должно вызывать морального осуждения в обществе. Действительно, каждая женщина имеет право быть матерью, и долг врача - помочь ей в этом.
Спорный и уязвимый с точки зрения биоэтики метод суррогатного материнства, когда оплодотворенная яйцеклетка (от биологических отца и матери) вносится в матку другой женщины (суррогатной матери), которая вынашивает и рожает ребенка, а потом передает его биологическим родителям. Таким образом, с одной стороны, становится очевидной манипуляция телесной природой ребенка, получающего генетическое наследие от двух определенных лиц и вместе с тем кровь, питание от суррогатной матери. С другой стороны, это единственный способ для отдельных семейных пар обрести желанного ребенка.
Ожесточенные споры велись и ведутся вокруг проблемы клонирования человека на основе современных технологий генной инженерии. В обсуждении морального аспекта клонирования участвуют биологи, врачи, политики, философы, священнослужители. Высказываются две противоположные точки зрения. Первая - клонирование морально этично, и появление человеческих генетических копий безопасно для самого человека и общества. Эта технология открывает путь к освобождению от болезней и бессмертию. Вторая - клонирование аморально и не безопасно, так как наука еще не в состоянии определить последствия, к которым оно приведет, нет экспериментальных доказательств, что каждый клонированный эмбрион будет развиваться нормально и у клонированного ребенка не возникнут уродства или умственные задержки, кроме того, могут появиться самые непредсказуемые злоупотребления.
|
Для врача, работающего в специализированном учреждении хирургического профиля, может оказаться немаловажной выработка этической позиции по отношению к такому важнейшему достижению медицинской науки ХХ в., кактрансплантация органов и тканей человека. Сегодня пересаживаются практически все жизненно важные органы и ткани: почки, сердце, печень, легкое, костный мозг и другие. Однако трансплантология породила много сложных этических и правовых проблем, связанных с определением прав и обязанностей донора и его родственников, реципиента и медицинских работников, а также сопряженных с ними условий получения информированного согласия (реципиента, живого донора), констатации необратимой гибели головного мозга предполагаемого донора. В настоящее время основной правовой документ в этой области - Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В нем определены условия и порядок трансплантации человеческих органов и тканей с учетом современных достижений медицинской науки и практики, однако не даны ответы на многие этические вопросы.
К одной из наиболее горячо обсуждаемых сегодня этических проблем относится проблема эвтаназии, т.е. намеренного ускорения наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Иными словами, эвтаназия - это преднамеренное убийство человека (по его просьбе). Различают две основные формы эвтаназии: активную и пассивную. Активная эвтаназия - преднамеренное применение медицинскими работниками каких-либо средств с целью прерывания жизни пациента. К активной эвтаназии
также относят самоубийство при помощи врача, который предоставляет больному средства для прекращения жизни. Пассивная эвтаназия - отказ от поддерживающего лечения, которое или совсем не начинают, или прекращают на определенном этапе. В Основах существует специальная ст. 45 «Запрещение эвтаназии». В ней говорится: «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни». Эвтаназия противоречит религиозным взглядам всех основных конфессий и классической медицинской этике, в частности клятве Гиппократа, однако этот вопрос не может считаться окончательно решенным.
|
Еще один принцип биоэтики - социальная справедливость, который предусматривает равное предоставление необходимых видов медицинской помощи любому пациенту независимо от его физического, психического и материального состояния. Врач при оказании медицинской помощи пациентам должен руководствоваться исключительно профессиональными и этическими нормами, а не отдавать предпочтение больным с особым социальным статусом и высоким материальным положением.
Социально-психологической основой профессионального воспитания врачей служат формирование и развитие у них соответствующей этико-деонтологической культуры. Это означает, что сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, нравственным стержнем медицинского работника. Этические нормы врача должны находить свое проявление в профессиональной деятельности, прежде всего в общении с пациентами, их близкими, во взаимоотношениях с коллегами.
- 1. Основные понятия
- 2. Основные законодательные акты, регламентирующие права пациента
- 3. Основные права-пациента при получении медицинской помощи
- 1. Право на получение квалифицированной и качественной медицинской помощи.
- 2. Право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
- 5. Право на информацию о состоянии своего здоровья.
- 10. Право на доступ представителя для защиты прав пациента.
- 11. Право на проведение религиозного обряда.
- 12. Право пациента на участие в биомедицинских исследованиях.
- 4. Обязанности пациента
- 5. Права пациентов в сфере медицинского страхования
- 6. Права пациентов в области профилактики заболеваний
- 1. Диспансеризация.
- 2. Вакцинация.
- 7. Права пациентов в сфере обеспечения лекарственными средствами
- 8. Права пациентов при получении платных медицинских услуг
- 9. Права пациентов в области трансплантации и донорства
- 4. Донорство репродуктивных тканей.
- 5. Донорство тканей.
- 10. Права пациентов в сфере воспроизводства
- 1. Медицинская стерилизация.
- 11. Права пациентов при получении психиатрической помощи
- 1. Госпитализация в психиатрический стационар:
- 2. Недобровольная госпитализация.
- 4. Психиатрическое освидетельствование»
- 5. Принудительное освидетельствование.
- 6. Права пациентов в стационаре: (ст. 37)
- 12. Права пациента в сфере профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызванного вич-инфекцией (спид)
- 13. Права пациентов в последние дни его жизни. Права родственников и иных законных представителей пациента после его смерти.
- 1. Эвтаназия.
- 2. Критерии и порядок определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий.
- 3. Согласие или не согласие на проведение паталого-анатомического вскрытия.
- 10. Гарантии погребения отдельных категорий умерших граждан рф.
- 11. Погребение граждан, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя (ст, 12).
- 10.2. Погребение умершего в период отбывания наказания в местах лишения свободы (ст. 13).
- 10.3. Погребение умершего после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни) (ст. 14).
- 14. Наиболее часто встречающиеся нарушения прав пациента
- 15. Порядок защиты прав пациента
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
- Нормативные правовые акты, регламентирующие права пациента:
- Глава 3. Правовые основы охраны здоровья граждан
- 3.1. Система законодательства об охране здоровья граждан
- 3.2. Права граждан в области охраны здоровья
- 3.3. Правовое положение медицинских и фармацевтических работников
- 3.4. Моральные принципы в профессиональной деятельности медицинских работников
- 3.5. Этические нормы взаимоотношений
- 3.6. Основные проблемы биоэтики