logo
Лекции Хозяйственное право 2012

Правовое регулирование рекламной деятельности

Реклама - распространяемая любым способом, в любой форме, с помощью любых средств информация о товаре, средствах его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, результатах интеллектуальной деятельности либо мероприятии, которая адресована неопределенноми кругу лиц и направлена на при влечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Отношения, возникающие в процессе производства, разещения и распространения рекламы на рынке товаров, работ, услуг в Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Целями данного закона являются: развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции; обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства; реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы; предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Законодательство РФ о рекламе состоит из Федерального закона «О рекламе» и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, издаваемыми в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В той части, в какой эти отношения относятся к единому экономическому пространству, свободе перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности, их правовое регулирование является предметом гражданского права и относится к ведению Российской Федерации.

Вместе с тем рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений и относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения РФ, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ (в том числе ст. 72, 73, 76). Органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью (в силу положений ст. 130, 132, 133 Конституции РФ).

Федеральный закон «О рекламе» устанавливает:

Наиболее важные общие требования к рекламе следующие:

Закон вводит понятие «ненадлежащая реклама» реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ. Ненадлежащей рекламой является недобросовестная, недостоверная, скрытая, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. Ненадлежащая реклама не допускается.

Степень искажения объективных характеристик объекта рекламы в образе, сформированном ненадлежащей рекламой, иллюстрируется на рис. 6.2.

Недобросовестной является реклама, которая:

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения, в частности:

Скрытой является реклама, которая оказывает неосознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи).

Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Учитывая массовость и особенности некоторых видов рекламы, в законе установлены специфические требования к рекламе в радиотелепрограммах, периодических печатных изданиях, на транспортных средствах и почтовых отправлениях, к наружной рекламе, рекламе отдельных видов товаров (алкогольных напитков, табачных изделий, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, биологически активных и пищевых добавок, продуктов детского питания, оружия, вооружения и боевой техники), рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг, а также к социальной рекламе (направленной на достижение благотворительных целей). Установлены специфические требования к рекламе и в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта.

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна:

Реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление активами, не должна содержать:

В рекламе ценных бумаг не должно быть:

Реклама эмиссионных ценных бумаг не допускается до осуществления регистрации их проспекта, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом для публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг осуществление регистрации их проспекта не требуется.

Объективной основой отношений между рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, а также между ними и антимонопольными органами, осуществляющими государственный контроль в области рекламы, является технологическая цепь процессов рекламной деятельности (схема 6.5). Сердцевиной этих отношений являются меры по обеспечению достоверности рекламной информации. При представлении рекламной информации для производства и распространения рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан предоставлять докиментальные подтверждения достоверности рекламной информации и соответствия рекламы требованиям закона о рекламе.

Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара, а также при рекламе самого рекламодателя последний обязан предоставлять, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать предъявления соответствующей лицензии либо ее надлежаще заверенной копии.

При выявлении рекламопроизводителем обстоятельств, которые могут привести к нарушению законодательства, он обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего при производстве рекламы может привести к нарушению законодательства РФ о рекламе.

Если рекламодатель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение рекламопроизводителя, не изменит свое требование (требования) к рекламе либо не представит по требованию рекламопроизводителя документальное подтвержзвение достоверности предоставляемой для производства рекламы информации, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут сделать рекламу ненадлежащей, рекламопроизводитель вправе в установленном порядке расторгнить договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.

Рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспростравители и иные лица в целях представительства и защиты своих интересов, выработки требований соблюдения этических :норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением объединяются в саморегулируемые организации, создаваемые в форме ассоциаций, союзов или некоммерческих партнерств.

Государственный контроль в области рекламы осуществляет Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Основная задача контроля - предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с законодательством РФ осуществлять в пределах своей компетенции функции по защите прав потребителей и пресечению недобросовестной конкуренции, вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики. Кроме того, к разработке требований к рекламе, проведению независимой экспертизы, контролю в области рекламы привлекаются саморегилириемые организации. Эти органы вправе предъявлять иски в суд (арбитражный суд) в интересах потребителей рекламы в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством РФ о рекламе.

Контрреклама. В случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу (публичное опровержение недостоверной рекламы) в срок, установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.

Контрреклама осуществляется, как правило, при помощи того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения.

Механизм контррекламы иллюстрируется на схеме 6.6. Ответственность за нарушенне законодательства о рекламе. Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространитепиу за нарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданокоnравовую ответственность.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоди, возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Кодекс РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о рекламе предусматривает административную ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя - наложение административного штрафа на граждан в размере от 2,0 тыс. до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 4,0 тыс. до 20,0 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40,0 тыс. до 500,0 тыс. руб.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4