logo
курсовая (готовая)

3. Общие положения проекта закона республики беларусь «о государственно-частном партнерстве»

Законодательство в сфере государственно-частного партнерства, определенно в ст. 4 Проекта закона. В соответствии с которой, законодательство в данной области общественных отношений, как и любой законодательный акт, основывается на Конституции и состоит из настоящего Проекта Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве», и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Исходя из анализа ст. 6 Проекта закона, к иным актам законодательства Республики Беларусь, регулирующим сферу государственно-частного партнерства, можно отнести Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 63-З «О концессиях» (далее – закон о концессиях), а также Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 53-З «Об инвестициях» (далее – закон об инвестициях). При этом следует отметить, что нами названы лишь прямо упоминаемые в ст. 6 акты законодательства, в силу того, что в абз. 5 ст. 6 Проекта закона среди прочих форм ГЧП, называется сотрудничество на основании иного договора (т.е. не соглашения о ГЧП, концессионного или инвестиционного договора), отвечающего целям, задачам и принципам ГЧП, определенным в Проекте закона, - перечень актов законодательства, регулирующих сферу ГЧП, является открытым.

Также нам представляется, целесообразным рассмотреть изменения, произошедшие в инвестиционном законодательстве Республики Беларусь в 2013-14 г.. Так с вступлением законов об инвестициях и концессии в юридическую силу, законную силу утратил Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г., тем самым, законодатель отказался от регулирования общественных отношений в области инвестиций одним кодифицированным актом и перешел к урегулированию данных общественных отношений в отдельных актах законодательства.

Следует помнить, что в это же самое время активно велась работа по разработке Проекта закона «О государственно-частном партнерстве». И не случайно, в главе второй, данной курсовой работы, нами было обращено особое внимание - на дефиницию понятия ГЧП, так как, как нами уже было отмечено, что под ГЧП законодатель в Проекте закона подразумевается собирательное определение, любого, соответствующего целям, задачам и принципам, определенным в Проекте закона, вида сотрудничества государственного и частного секторов экономики, в том числе, в соответствии со ст. 6 Проекта закона, основанного и на законодательстве об инвестициях и концессии.

Более того как отмечается в сопроводительных документах к Проекту закона, принятие закона не повлечет за собой необходимости корректировки законодательства об инвестиционных договорах, концессии, которые имеют самостоятельное правовое регулирование. Закон предоставит дополнительную возможность взаимодействия государства и субъектов предпринимательской деятельности на условиях партнерства [18].

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что Проект закона, как минимум станет общим нормативным правовым актов в области инвестиций в Республике Беларусь, и как одно из самых смелых предположений, Проект закона может стать кодифицированным актом законодательства в сфере инвестиций и поглотит в последующем законодательство об инвестициях и концессии, что на наш взгляд маловероятно, ввиду отказа законодателя от Инвестиционного кодекса Республики Беларусь.

В связи с тем, что в случае вступления Проекта закона в юридическую силу, он будет, носит общий характер по отношению к иному законодательству в области инвестиций в Республике Беларусь, законодателю, как нам представляется, необходимо детально проработать нормы начала данного проекта нормативного правого акта. Несмотря на то, что Проект закона 2011 г., получил высокую оценку ЕЭК ООН, так как, нами уже было отмечено, что экспертизе подвергался лишь Проект закона, без учета действующего законодательства, по сути, исходя из анализа содержания Проекта закона, высокую оценку получило соглашение о государственно-частном партнерстве.

При урегулировании норм-начала, в первую очередь стоит обратиться к действующему законодательству Республики Беларусь в области инвестиций, а именно к законам об инвестициях и концессии, а потом уже обращаться к зарубежному опыту. При этом в силу названных раннее нами причин, а именно близости историко-культурного развития, схожего развития экономики после распада СССР, прослеживающихся тенденций политико-экономических интеграций в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭс и ряда других интеграционных проектов, а также в силу, наиболее детально проработанного проекта закона, по сравнению с действующими законами или разрабатываемыми законопроектами в области ГЧП среди рассматриваемых раннее нами стран (Российская Федерация и Украина, Республика Казахстан), полагаем возможным обратится к опыту казахского законодателя по разработке Проекта закона Республики Казахстан о ГЧП.

Так считаем целесообразным:

Дополнить ст. 1 Проекта закона, некоторыми общими нормами дефинициями, используемыми в законах об инвестициях и концессии, либо же бланкетной нормой указывающей на то, что термины, применяемые при заключении инвестиционного или концессионного договоров, применяются в значениях, определенных соответственно в статье 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. «Об инвестициях», и Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. «О концессиях».

Раскрыть содержание приведённых в ст. 3 Проекта закона принципов осуществления ГЧП, по аналогии как то отраженно в ст. 5 Закона об инвестициях [19] и ч. 2 ст. 3 Проекта закона Республики Казахстан [20], а также дополнить ст. 3 Проекта закона такими принципами как: последовательности и результативности - применяемыми соответственно в п. 1 и 3 ч. 2 ст. 3 Проекта закона Республики Казахстан, и изложить ст. 3 Проекта закона в следующей редакции:

«Статья 3. Принципы государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство осуществляется в соответствии с принципами:

верховенства права - участники государственно-частного партнерства действуют в пределах КонституцииРеспублики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства Республики Беларусь

социальной направленности регулирования экономической деятельности - направление и координация государственно-частного партнерства обеспечиваются государством в социальных целях;

приоритета общественных интересов - осуществление государственно-частного партнерства не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц;

принцип последовательности - построение среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между участниками государственно-частного партнерства на договорной основе;

принцип результативности - установление критериев и показателей, позволяющих оценить достижение результатов государственно-частного партнерства

гласности - информация о деятельности в сфере государственно-частного партнерства является открытой, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другой конфиденциальной информации, касающейся заинтересованных лиц;

добросовестной конкуренции - определение частного партнера на конкурсной основе, за исключением случаев установленных настоящим законом;

принцип сбалансированности - взаимовыгодное распределение рисков, выгод, гарантий и обязанностей между участниками государственно-частного партнерства (обеспечения баланса интересов и рисков между участниками государственно-частного партнерства);

равноправия участников государственно-частного партнерства - отношения участников государственно-частного партнерства носят равноправный партнерский характер;

свободы договора - участники государственно-частного партнерства свободны, вступать в договор и определять его содержание;

охраны окружающей среды - осуществление государственно-частного партнерства с учетом требований охраны окружающей среды и принципов зеленой экономики.»

Дополнить Проект закона статьей отражающей, существенные признаки государственно-частного партнерства, по аналогии как то сделано в ст. 4 Проекта закона Республики Казахстан:

«Статья 4. Признаки государственно-частного партнерства

К признакам государственно-частного партнерства относятся:

1) участие государственного партнера и частного партнера в проекте государственно-частного партнерства;

2) среднесрочный или долгосрочный срок реализации проекта государственно-частного партнерства (от 3 до 30 лет в зависимости от особенностей проекта государственно-частного партнерства);

3) отношения строятся на основе заключенного между субъектами договора государственно-частного партнерства;

4) объединение ресурсов частного партнера и государственного партнера для достижения цели государственно-частного партнерства.

Отношения между государством и определенным лицом, не отвечающие изложенные в данной статье признакам, не являются отношениями по государственно-частному партнерству.»

Таким образом, проанализировав общие положения Проекта закона, и законодательства Республики Беларусь в области инвестиций, мы пришли к выводу о том, что с принятием Проекта закона Национальным собранием Республики Беларусь, он приобретёт статус общего нормативного правового акта в области инвестиций в Республике Беларусь, в связи с этим полагаем необходимым более детально проработать общую часть Проекта закона, и предлагаем ряд изменений и дополнений общей части, разработанных с учетом действующего законодательства Республики Беларусь в сфере инвестиций, и опыта казахского законодателя по разработке Проекта закона Республики Казахстан о ГЧП.