4.Возрастание социальной роли пч и
Для все большего числа граждан нашей страны, становится очевидным огромное практическое значение прав и свобод человека.
Актуализация этой проблемы обусловлена:
-во-первых, переходом РБ к рыночным экономическим отношениям, предполагающим широкое использование личной свободы и инициативы;
-во-вторых, утверждением в стране демократических основ общественной жизни и ростом политической активности населения;
-в-третьих, усилением личной ответственности и сознательного отношения человека к результатам своей деятельности, что связано с пониманием того, что сам он является хозяином своей судьбы и творцом личного счастья;
-в-четвертых, современный этап развития страны связан с формированием гражданского общества и правового социального государства, как важнейших общественно-политических институтов, которые обеспечивают не только надежную защиту ПЧ, но и создают реальную возможность самим гражданам активно участвовать в обеспечении своих прав и свобод;
-в-пятых, осознанию важности ПЧ и превращению их в жизненную потребность способствует создание в РБ специальной системы образования в области ПЧ.
Лекция 2. ПЧ (права ребенка) в историческом аспекте
1.Историко-культурные и теоретические предпосылки формирования концепции ПЧ в европейской мысли
2.Проблема ПЧ в современной философии
3.Материализация великих идей
1.Историко-культурные и теоретические предпосылки формирования концепции ПЧ в европейской мысли
В греческом городе-государстве(полис), в первые появляется право как специфический феномен, специфику закона как явление впервые осознали софисты, которые противопоставляли естественное право юридическому положению(закону).
В Античности, берут своё начало также идеи гражданского равенства. Так, например, Аристотель различает справедливость основанную на существующем праве и справедливость основанную на принципах равенства.
Римские историки рассматривают человека как индивида, равного перед общезначимым вечным природным законом. Это естественный закон(применимый ко всем).
Христианская теология развивает идею естественного права как абсолютного и общезначимого по отношению к существующим и действующим законам.
Пытаясь обуздать нарождающуюся гордость бюргера(горожанин)в своей оценке церковь смещает акценты с идеи богоподобия человека на положение о его сотворенности. Вся христианская концепция человека пересматривается в средние века в духе смирения и покорности.
Иное представление о человеке формулируется деятелями Возрождения: несозирцательность, но деятельное отношение к миру должно стать уделом человека-мастера.
Эта концепция homo faber начала 16 века находится в напряженном противостоянии с церковной концепцией человека.
Эразм Роттердамский (1466-1536) пытается разрешить это противоречия, провозглашая Христа единственным моральным авторитетом, к которому должен следовать человек. Его идеи были подхвачены Мартином Лютером (1483-1546).
Мартин Лютер объявляет Священное Писание единственным авторитетом для верующего и выступает за то, чтобы каждый мог самостоятельно читать его. Однако, сам Лютер не предлагал превращать защиту веры в противостояние властям, а тем более в восстание против властей.
Последователи Лютера делают из его тезисов далеко идущие выводы.
Протестантским теологом Филиппом Меланхтоном (1497-1560), обосновывается идея о праве христианина свободно распоряжаться своим имуществом.
Возможности для расширительного толкования Лютера, дает его же тезис "о жизни христианина о покаянии". Грех не может быть искуплен отдельными добрыми делами и благотворительность, лишь вся жизнь может стать искуплением. Она становится ценной как поприще духовного исправления. Следовательно, вся жизнь человека начинает рассматриваться как ценность и заслуживает того, чтобы защищать ее от властей.
Таким образом, именно в протестантизме впервые формулируются идеи, составившие основу европейской концепции прав человека:
-право на свободу совести;
-право на жизнь;
-право на собственность.
Конец 16-начало 17 веков-время становления сильных централизованных национальных государств и усиления законодательных тенденций в европейском обществе. Происходит осознание специфика государства как обособившегося от общества фенома.
Впервые, сфера функционирования государства как сфера политики осмысляется Никколо Макиавелли(1469-1527):государство необходимо для защиты индивидов от взаимной агрессии. Для этого, государь создает и устанавливает законы.
Жан Боден (1529-1596): государству необходима сильная власть, которая выражается в законах. Законы должны согласовываться со справедливостью, законами природы и божественными законами. Без этого, верховная власть превращается в тиранию.
Голландский юрист Гуго Гроций(1583-1645): различает естественное право и гражданское право, определяемое гражданскими властями и различное для разных государств. Международные отношения должны регулироваться не гражданским, но естественным правом. На основании естественного права можно заключать международные договоры и соглашения.
Томас Гоббс(1588-1679): государство является следствием «общественного договора», основанного на отказе индивида от личной свободы в пользу единого государства.
Примерно такой же точки зрения придерживался Джон Локк(1632-1704): для него, концепция естественного права является концепцией неотъемлемых человеческих прав каждого индивида.
Идеи Локка сыграли огромную роль в формировании социально-критических идей французских просветителей в 18 веке: необходимо уничтожить сословное неравноправие и политическую тиранию.
Близок к философам Просвещения был Иммануил Кант(1724-1804): каждый человек обладает врожденными и неотъемлемыми правами. О его мнению, индивид самоценен, что влечет за собой равенство всех. Нарушением прав является любое преступление. Кант выступает одним из первых мыслителей, поставивших вопрос о правах человека как основном принципе устранения человеческого общества.
Концепция естественного права: это право рассматривается как природное право уникального человека на свободу, равенство, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.
Существенный вклад в развитие европейской духовной культуры и формирование общественного сознания народа основанного на уважении человеческого достоинства, самоценности личности, внесли белорусские мыслители и деятели эпохи Возрождения и Гуманизма в Беларуси:
-Франциск Скорина(1490-1541);"Каждый человек рождается свободным, все появившиеся на свет равны между собой"
-Симон Будный(1530-1593);
-Андрей Волан(1530-1610);"Никому не делать обиды, каждому дать то что ему принадлежит"
-Лев Сапега(1557-1633);
-Симеон Полоцкий(1629-1680);
На американском континенте, в конце 18 века, крупным теоретиком и участником борьбы за независимость ПЧ был Томас Пейн(1737-1809). Он обосновывал идею неразрывной связи в ПЧ со определением типом государства. Им должно было стать демократическое правовое государство, в котором естественные права человека занимают центральное место.
[Подготовить(распечатать)СУРСы-4
СУРС1.Становление принципов прав человека:
1) Развитие идей прав человека в философских и политических теориях;
2) Интернационализация прав человека. Создание ООН;
3) Юридическое закрепление ПЧ на международном уровне;
4) Всеобщая декларация прав человека (1948 года 10 декабря). Международные пакты о правах человека (1966 года).
СУРС2.Возникновение и развитие идеи защиты прав ребенка:
1) Отличие прав ребенка от прав взрослых;
2) Создание декларации о правах ребенка (1923 года): содержание и значение
3) Права ребенка и деятельность Лиги наций. Декларация о правах ребенка (1959 года).
СУРС3.Конвенция о правах ребенка 1989 года
СУРС4.Закон РБ от 19.11.1993 года №2570-XII "О правах ребенка"
Лекция 3. Гражданские права ребенка
1.Понятие ребенка и правовой основы регулирования его прав
2.Гражданские права и их место общей структуре прав человека(ребенка)
3.Основные гражданские права ребенка
4.Обязанности ребенка
1.Понятие ребенка и правовой основы регулирования его прав.
Конвенция о правах ребенка 1989 года:
-ребенком является каждое человеческое существо, до достижения 18 лет, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раннее. (Ст.1)
Закон РБ 1993 года "О правах ребенка":
-под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста 18-ти лет(совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.
Кодекс РБ "О браке и семьи" от 09.07.1999 года №278-З: ст.179."Определение возрастных границ":
-лицо, с момента рождения, до достижения им 18 лет считается несовершеннолетним;
-ребенок, до достижения им 14 лет считает малолетним;
-несовершеннолетний, в возрасте от 14 до 18 лет считает подростком.
Ст.180."Определение статуса ребенка":
Статус ребенка определяется данным Кодексом и другими актами законодательства РБ:
-Конституция РБ;
-Международные договоры РБ;
-Закон РБ 1993 года "О правах ребенка";
-иные акты законодательства РБ.
Ст.181 "Приоритет прав детей":
-ребенок имеет право на особую, преимущественную и первоочередную заботу как со стороны родителей, так и со стороны государства;
-государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения;
Ст.182. "Равноправие детей":
-все дети имеют равные права, независимо от происхождения, расовой, национальной, гражданской принадлежности, социального преимущественного положения, пола, языка и образования.
Равной и всесторонней защитой пользуются защитой дети, рожденные в браке и вне брака.
Закон РБ 1993 года "О правах ребенка":
-правовое регулирование прав и обязанностей ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка и его дееспособности (Ст.1 часть 3);
-ограничение прав и свободы ребенка допускается только в случае предусмотренных законом, нац. безопасности, общественного порядка, защиты нравствености, здоровья населения, прав и свобод других лиц (Ст.1 часть 4).
- Права ребёнка
- 2.Системный метод изучения пч
- 3.Функции теории прав человек
- 4.Возрастание социальной роли пч и
- 2. Гражданские права и их место общей структуре прав человека(ребенка)
- 3. Основные гражданские права ребенка
- Экономические, социальные и культурные права ребенка.
- 3. Институт Омбудсмена - история возникновения и развития деятельности уполномоченных по правам ребенка
- Внесудебная система защиты прав человека в рб
- Государственная политика в области защиты материнства и детства
- Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития
- Права детей-беженцев
- Порядок привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности
- Дисциплинарная и материальная ответственность: особенности и правовое регулирование
- Процессуальные права несовершеннолетних