logo
Архивоведение

Развитие архивов древнерусском государстве

Древнерусское государство (IX - начало XII в.) можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе его стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья, дружинники осу­ществляли управление страной, суд, сбор дани. Основные функ­ции Древнерусского государства были сведены к защите внешних границ, наведению «порядка» внутри страны, контролю над меж­дународными торговыми путями (в первую очередь за путем «из варяг в греки»). Об этом свидетельствуют сохранившиеся договора Руси с Византией (911, 944, 971 гг.).

На рубеже XI-XII вв. Древнерусское государство распалось на отдельные самостоятельные государства. При всех различиях им были присущи некоторые характерные черты: в качестве основ­ных политических сил везде присутствуют князь, дружина, го­родское вече.

В то же время все эти государства можно условно разделить на три типа: раннефеодальная монархия, феодальная республика, деспотическая монархия.

В юго-западной Руси власть князя опиралась на силу дружины и контролировалась городским вечем. Такое правление характери­зуется как раннефеодальная монархия.

На северо-востоке Руси сложилась деспотическая монархия (са­мовластие). Эта система взаимоотношений была основана на прин­ципе господин - слуга, а следовательно, и характер отношений был иным: слово князя было законом.

На северо-западе Руси сложилась феодальная республика: «бо­ярская» или «аристократическая» (Новгород, позже — Псков), когда все главные должностные лица избирались на вече (посад­ник, епископ, воевода, там же избирался и князь, который зани­мался только военными вопросами).

В Киевской Руси сосредоточением правительственной деятель­ности князя был княжий двор, именно там, в так называемой государственной канцелярии — Казне, — собирались документы о различных сторонах деятельности киевских князей. Представи­телями княжеской власти на местах (в городах) были посадни­ки, которые выполняли судебные и административные функ­ции, и в процессе их деятельности также возникали документы, которые затем хранились в патронажных храмах, являвшихся для городского населения местом почитания святых - покровителей города, а следовательно, сберегателей его ценностей. С приняти­ем Русью христианства (988 г.) важную роль в жизни общества и государства стала играть церковь. В церквях и монастырях созда­вались сокровищницы, в которых вместе с драгоценной культо­вой утварью хранились книги, грамоты князей на пожалование (дарения) церквям и монастырям угодий и привилегий.

Древнейшим сохранившимся до нашего времени образцом жалованных грамот является грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (датируется она началом XII в.).

В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли «источниками мудрости». Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого, так как изготовлялись из пергамента и укра­шались цветными миниатюрами. На Руси была широко распрост­ранена религиозная литература, особенно «жития святых», кото­рые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизиро­ванных церковью, т.е. признанных святыми.

В XI в. появляются первые исторические сочинения — летописи.