Организационно-правовые формы социального обеспечения.
Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.
К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:
1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;
2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;
3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов; 4) систему органов, осуществляющих социальное обеспечение.
Значение организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения совокупный валовой продукт, положив в основу такого распределения принципы социальной справедливости.
Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные.
Рассмотрим каждую из этих форм.
Обязательное социальное страхование:
Обязательное социальное страхование в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В этом законе впервые закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования: устойчивость его финансовой системы, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность реализации социальных гарантий для застрахованных лиц;
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы; дотации, штрафные санкции и пеня; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации. В то же время одним из основных принципов обязательного социального страхования является принцип паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления данной системы.
В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- Фонды обязательного медицинского страхования.
Социальное обеспечение за счет бюджетных средств
Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеется в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи, с чем имеют обязательную силу на всей территории России, т. е. гарантируются самим государством.
Специфика круга лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, заключается в том, что он охватывает, во-первых, лиц, получающих обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью (в период которой они не подлежат обязательному социальному страхованию) при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными; во-вторых, все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.
К первой категории относятся, например, военнослужащие, служащие органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, горноспасательных частей, налоговой полиции и др. За счет средств федерального бюджета им выплачиваются пенсии, пособия, предоставляются иные виды социального обеспечения именно в связи с прохождением данного вида службы.
Ко второй категории, как уже говорилось, относится все население страны, включая граждан из числа застрахованных, а также проходящих службу, поскольку определенные виды социального обеспечения гарантируются гражданину как члену общества вне всякой связи с его трудом.
Смешанная форма социального обеспечения
На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна, третья централизованная форма социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую формы социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.
Круг лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, достаточно широк. Сюда относятся, например, судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты. Как и другие граждане, работающие по трудовому договору (контракту), они относятся к числу застрахованных и в качестве таковых получают все виды страхового обеспечения в порядке обязательного социального страхования.
Региональные формы социального обеспечения
Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.
Конституция Российской Федерации относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта Российской Федерации за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами Российской Федерации
К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты человека, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц, для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще ограничены.[5]
Yandex.RTB R-A-252273-3
- «Право социального обеспечения»
- Право человека на социальное обеспечение в международных правовых актах.
- Российская система соц. Обеспечения: современное состояние, правовое проблемы дальнейшего развития.
- Организационно-правовые формы социального обеспечения.
- Обязательное социальное страхование и его виды. Понятие социальных рисков и страховых случаев. Единый социальный налог.
- Обязательное пенсионное страхование.
- Пенсионный фонд рф: правовой статус, порядок образования.
- Фонд социального страхования рф: правовой статус, порядок образования.
- Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.
- Предмет права социального обеспечения.
- Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения.
- Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.
- Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения. Прожиточный минимум.
- Источники права социального обеспечения.
- Право граждан на социальное обеспечение в Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции рф.
- Общая характеристика Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «о гос. Пенсионном обеспечении в рф».
- Общая характеристика Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «о трудовых пенсиях в рф».
- Основы законодательства рф от 22 июля 1999 г. «Об охране здоровья граждан».
- Общая характеристика Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «о социальной защите инвалидов».
- Глава III. Управление системой обязательного
- Глава IV. Финансовая система обязательного
- Глава V. Заключительные положения
- Общая характеристика актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями.
- Локальные акты как источники права социального обеспечения.
- Понятие трудового стажа и его классификация.
- Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение.
- Специальный трудовой стаж: понятие, юридическое значение.
- Непрерывный трудовой стаж: понятие, юридическое значение.
- Виды трудовой и иной общественно полезной деятел-ти, включаемые в общий и страховой трудовой стаж.
- Доказательства трудового стажа. Установление стажа по свидетельским показаниям.
- Понятие трудовых пенсий и их виды.
- См выше
- Круг лиц, обеспечиваемых государственными и трудовыми пенсиями. Виды пенсий. Право на одновременное получение двух пенсий.
- Понятие трудовой пенсии по старости. Условия ее назначения. Порядок определения ее размеров.
- Структура трудовых пенсий: базовая, страховая и накопительные части трудовой пенсии.
- Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и определенными видами профессиональной деятельности.
- Понятие инвалидности, ее степени, причины и их юридическое значение.
- Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности. Порядок определения ее размера.
- Трудовая пенсия по случаю потери кормильца и порядок определения ее размера.
- Понятие пенсии за выслугу лет и круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией.
- Условия назначения пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим и военнослужащим. Государственная пенсия за выслугу лет
- Условия назначения пенсий за выслугу лет военнослужащим.
- Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией. Условия назначения, размеры, порядок выплаты в период работы.
- Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий; индексация пенсий.
- Сроки назначения пенсии.
- Приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии.
- Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Виды страхового возмещения при несчастных случаях на производстве и их размеры.