2. Обеспечение жилыми помещениями граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
В связи с особыми условиями работы законодательством установлены повышенные гарантии и компенсации для граждан в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые направлены на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями. Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ч. 3 ст. 37; ст. 40; ч. 1 ст. 27; чч. 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите, отмечается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П*(189). Правовое регулирование обеспечения жилыми помещениями граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется на основании следующих правовых актов: - Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ*(190), устанавливающего условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.; - Правил предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 305*(191); - Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879; - ряда иных подзаконных правовых актов*(192). Осуществление мероприятий по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" является одной из составных частей федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг. Жилищные субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: - гражданство Российской Федерации; - прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.; - общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет*(193); - отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаемость в его улучшении; - не получение субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются. Указанный выше Федеральный закон устанавливает следующую очередность предоставления жилищных субсидий: - в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации; - во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; - в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: - состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; - социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи; - средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации*(194); - норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения. Норматив предоставления жилищных субсидий определяется следующим образом. Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи. Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Гражданин, которому предоставляется жилищная субсидия, должен приобрести жилье, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилья, общая площадь которого меньше социальной нормы площади жилья на семью, но не меньше площади, установленной в регионе вселения для постановки на учет в целях улучшения жилищных условий.
- Оглавление
- Глава 10. Особенности жилищного обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей 182
- Предисловие
- Раздел 1. Общие положения Глава 1. Понятие жилищного права
- 1. Понятие жилищного права, его предмет и метод
- 2. Принципы жилищного права
- Глава 2. Жилищное законодательство
- 1. Понятие жилищного законодательства и его структура
- 2. Действие жилищного законодательства
- 3. Жилищное законодательство и иные источники права
- Глава 3. Жилищные фонды и управление ими
- 1. Понятие и виды жилищных фондов Российской Федерации
- 2. Понятие и виды жилых помещений
- 3. Управление жилищным фондом
- 4. Общее собрание собственников помещений
- 5. Товарищество собственников жилья
- Глава 4. Правовые основы жилищного обеспечения граждан и пользования жилыми помещениями
- 1. Право граждан на жилище: способы и юридические гарантии его осуществления
- 2. Формы реализации права на жилище
- 3. Правовые основы жилищной политики государства
- Раздел 2. Формы жилищного обеспечения Глава 5. Приобретение жилых помещений в собственность
- 1. Право собственности граждан на жилые помещения
- 2. Строительство жилых помещений
- 3. Приобретение жилых помещений по безвозмездным субсидиям. Государственные жилищные сертификаты
- 4. Участие в жилищно-накопительных кооперативах
- 5. Распоряжение жилыми помещениями. Особенности сделок с жилыми помещениями
- 6. Приватизация жилых помещений
- 7. Наследование жилых помещений
- Глава 6. Обеспечение жилыми помещениями жилищного фонда социального использования
- 1. Право граждан на предоставление жилого помещения в фонде социального использования. Условия предоставления
- 2. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
- 3. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях
- 4. Порядок и очередность предоставления гражданам жилых помещений в фонде социального использования
- 5. Требования, предъявляемые к предоставляемым жилым помещениям
- Глава 7. Получение жилых помещений в домах жк (жск)
- 1. Получение жилых помещений в домах жк (жск) как форма жилищного обеспечения граждан
- 2. Правовое положение жк (жск)
- 3. Права и обязанности члена жк (жск)
- 4. Приобретение права собственности на жилые помещения в домах жк (жск)
- 5. Прекращение членства в жилищном кооперативе
- Глава 8. Жилые помещения временного пользования
- 1. Коммерческий наем жилых помещений
- 2. Поднаем жилых помещений. Временное проживание в жилых помещениях
- 3. Предоставление служебных жилых помещений
- 4. Предоставление жилых помещений в общежитиях
- 5. Предоставление жилых помещений в специализированном жилищном фонде
- Глава 9. Особенности жилищного обеспечения отдельных лиц
- 1. Жилищное обеспечение государственных служащих
- 2. Обеспечение жилыми помещениями граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- 3. Обеспечение жилыми помещениями лиц, направленных на работу за границу
- 4. Жилищное обеспечение лиц, потерпевших от стихийных бедствий, радиационных аварий и катастроф
- 5. Жилищное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства
- 6. Жилищное обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев
- Глава 10. Особенности жилищного обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей
- 1. Сущность и гарантии жилищных прав военнослужащих и членов их семей
- 2. Право военнослужащих на получение жилых помещений в жилищном фонде социального использования
- 3. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих
- 4. Особенности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями. Жилищный договор
- 5. Формы реализации права на жилище лиц, увольняемых и уволенных с военной службы
- Раздел 3. Пользование жилыми помещениями Глава 11. Пользование жилыми помещениями собственниками жилых помещений
- 1. Пользование жилым помещением, принадлежащим на праве собственности
- 2. Право собственности на объекты общего пользования в многоквартирном доме
- 3. Пользование жилыми помещениями в коммунальной квартире
- 4. Прекращение пользования жилым помещением, принадлежащим на праве собственности
- Глава 12. Пользование жилыми помещениями жилищного фонда социального использования
- 1. Понятие договора социального найма и его характеристика
- 2. Права и обязанности наймодателя, нанимателя и членов его семьи
- 3. Сохранение жилого помещения за временно отсутствующими гражданами
- 4. Изменение договора социального найма жилого помещения
- 5. Прекращение пользования занимаемыми жилыми помещениями
- Глава 13. Плата за жилые помещения и коммунальные услуги
- 1. Отношения по оплате жилых помещений и коммунальных услуг
- 2. Порядок и сроки внесения платежей
- 3. Размеры платежей
- 4. Социальные гарантии по оплате жилых помещений и коммунальных услуг
- Раздел 4. Иные вопросы жилищного права Глава 14. Общие вопросы регулирования жилищных правоотношений
- 1. Переустройство и перепланировка жилых помещений
- 2. Признание жилья непригодным для проживания
- 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
- Глава 15. Обеспечение сохранности жилищного фонда. Страхование жилых помещений
- 1. Обеспечение сохранности жилищного фонда
- 2. Правовые основы страхования жилых помещений
- Глава 16. Ответственность за нарушение жилищного законодательства
- 1. Ответственность сторон по договору социального найма
- 2. Ответственность собственника жилых помещений и членов его семьи
- 3. Ответственность за самовольное переустройство и самовольную перепланировку жилого помещения
- 4. Ответственность по договору долевого участия в строительстве жилья
- 5. Ответственность за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества
- 1. Защита жилищных прав
- 2. Разрешение жилищных споров в административном (служебном) порядке
- 3. Разрешение жилищных споров в судебном порядке
- Приложения Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3