1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе
Для того чтобы ответить на вопрос, почему и как возникло государство и право, необходимо изучить власть и нормы поведе-ния, существовавшие в первобытном обществе.
Для родового строя была характерна первобытная демокра-тия, которая характеризуется:
-- социальным равенством всех членов рода;
-- правом на участие в управлении всех взрослых членов рода независимо от пола;
-- большой ролью общего собрания рода.
Таким образом, первобытная организация власти имела обще-ственный характер, поскольку все важнейшие вопросы решались на общем собрании рода. В государстве власть носит публично-по-литический характер, так как наиболее важные решения принима-ются и обеспечиваются специально уполномоченными государствен-ными органами.
Решения общего собрания являлись обязательными для всех. К нарушителю применялись такие меры, как убеждение и, в ред-ких случаях, принуждение. Поэтому не требовалось специального аппарата управления и принуждения, что является непосредствен-ным атрибутом государства.
Родовые собрания избирали старейшин, вождей, военачаль-ников на основе их личностных качеств: авторитет, мужество, опыт, и т.д. Власть в первобытном обществе, основанная на авторитете, называется потестарной.
При объединении родов в племя структура власти усложняет-ся, появляются централизованные органы власти -- племенной совет, совет старейшин, вождь племени, и т.д. Для решения важных дел племени собирался совет старейшин, который затем представ-лял свои решения на рассмотрение общего собрания племени.
Любой общности людей присуща необходимость регулиро-вания их отношений. В первобытном обществе действовали со-циальные нормы, регулирующие труд и быт членов рода, пле-мени, которые выражались в форме обычаев, традиций, ритуа-лов, обрядов, мифов, и т.д. Эти нормы получили название «мо-нонормы», т.е. единые, специфические нормы первобытного общества. Основной нормой поведения являлся первобытный обычай.
Обычай -- это исторически сложившееся и вошедшее в при-вычку правило поведения, не имеющее письменного закрепления и содержащееся в сознании людей.
Первобытные обычаи характеризуются следующими призна-ками:
1) выражали интересы всего общества, личные интересы не учи-тывались;
2) являлись жизненной необходимостью и исполнялись в силу привычки;
3) обеспечивались всем обществом, специального аппарата уп-равления и подавления не было;
4) мерами обеспечения исполнения обычаев выступали запреты, устрашения, и т.п.
Выделяют три способа регулирования поведения членов пер-вобытного общества:
1) запреты (например, табу на кровнородственные браки -- «ин-цесты»);
2) дозволения (например, охота на определенной территории);
3) связывание (например, разжигание костра и его поддержание). В качестве санкций за нарушение первобытных обычаев могли выступать и физические наказания, и смертная казнь, и изгна-ние из племени, и т.п. Однако наиболее эффективным было устра-шение, обусловленное страхом первобытного человека перед «сверхъестественными» для него явлениями природы, перед угро-зой наказания соответствующим божеством.
- 1. Происхождение и сущность государства
- 1.1. Власть и общество: понятие, взаимосвязь
- 1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе
- 1.4. Основные закономерности происхождения государства
- 1.5. Теории происхождения и сущности государства
- 1.6. Государственная власть как разновидность социальной власти
- 1.7. Понятие и признаки государства
- 1.8. Сущность государства
- 2.1. Понятие и элементы формы государства
- 2.2. Форма правления: понятие, виды
- 2.3. Монархия как форма правления
- 2.4. Республика как форма правления
- 2.5. Форма государственного устройства
- 2.6. Федеративное устройство Российской Федерации