logo search
1354_Pravovedenie8_otvetyv1

Основы конституционного строя Российской Федерации.

Понятие конституционного строя

Понятие конституционного строя означает не только формальное соблюдение конституции, но и то, что государство охраняет права человека и гражданина и само подчиняется праву.

Конституционный строй - форма или способ организации государства, обеспечивающее подчинение его праву. Конституционный строй существует, если конституция соблюдается и если она демократична.

Основы конституционного строя - это главные устои государства, его основные принципы, призванные придать РФ характер конституционного государства. Установление конституционного строя начинается с принципов организации государства и его взаимоотношения с личностью. Эти правила закреплены в первой и второй главе Конституции, которые имеют высшую юридическую силу по сравнению с другими главами. Характеристика государства Российского дается в ст. 1 Конституции РФ. Россия определяется как демократическое правовое государство с республиканской формой правления.

Политический режим России.

Политический режим - совокупность приемов и способов осуществления власти в стране. Демократический режим означает, что власть в государстве принадлежит народу. Народовластие - принадлежность всей власти народу, свобода осуществления народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Существует две формы народовластия: государственная власть и местное самоуправление. С возникновением государства возникает государственная власть. Ее элементами является воля и сила. Государственная власть характеризуется суверенитетом государства и осуществляется особым государственным аппаратом, который обладает специальным аппаратом принуждения. Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Народный суверенитет означает, что народ осуществляет власть самостоятельно, независимо от каких-либо социальных сил, использует ее в своих интересах. Формы народовластия в зависимости от воли изъявления:

• представительская демократия - осуществление власти через выборные органы

• непосредственная демократия - непосредственное волеизъявление

народа на референдуме и свободных выборах.

Принцип разделения властей.

Принцип разделения властей. Вся власть в РФ делится на:

• судебную

• законодательную

• исполнительную

Главное место занимает законодательная, т.к. издает акты, обладающие высшей юридической силой. Органы исполнительной власти реализуют законы и осуществляют нормотворчество в области, неурегулированными. законами. Между законодательной и исполнительной должен быть установлен баланс полномочий. Судебная ветвь самая независимая. Суды рассматривают споры о компетенции ветвей власти. Каждая ветвь не вмешивается в компетенцию другой власти. Устанавливается система сдерживания и противовесов для предотвращения поглощения одной ветви власти другой. Этот принцип соединяется с принципом разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Предусмотрена система сдержек и противовесов для обеспечения равномерного действия ветвей власти.

Принцип разделения властей обеспечивает рациональную и оптимальную деятельность государства и повышает эффективность действия всего механизма управления государственными делами.

Приоритеты государства и общества.

Защита человека, его прав и свобод является обязанностью государства. Защитить личность от государства - это задача общества, а личность от общества - государства. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государственная защита осуществляется при помощи норм и материального и процессуального права в различных сферах деятельности человека. Это и судебная защита, а также меры , принимаемые государством в материальной и духовной сферах жизни.

Правовое государство

Россия - правовое государство. Сущность этой идеи в последовательной демократизации государства и утверждении суверенитета народа, как источника власти, подчинение государства обществу. Эта характеристика определяет связанность государства правом, его подчинение праву и защита граждан от возможного произвола государственных органов.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки.

Признаки правового государства:

• приоритете прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их . «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства.

• независимость суда, как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только такой суд способен эффективно защищать человека и гражданина. Этот принцип закреплен в ст. 120 Конституции РФ, обеспечивается рядом других статей.

• верховенство конституции по отношению к другим нормативно правовым актам. Никакой другой акт не может исправить и дополнять Конституцию, а тем более противоречить ей. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, организации и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы.

• господство закона. Главные общественные отношения регулируются законом, нормы которого отвечают "воле и интересам народа. При помощи закона создается порядок для реализации прав и свобод человека.

• приоритет норм международного права. Государство обладает правом принимать свои законы, которые при этом не должны ротиворечить нормам международного права. Конституция РФ признает нормы международного права частью Российской правовой системы и устанавливает правило, приоритета международных норм в случае расхождения правил закона и норм международного права.

Суверенитет государства.

Суверенитет государства - верховенство и независимость государственной власти внутри страны и по отношению к другим государствам. Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Верховенство означает ее неограниченность ничем, кроме конституции, законов и естественного права. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т.е.исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государства. Независимость заключается в том, что только эта власть вправе принимать нормативно-правовые акты, обеспечивать конституционный порядок. Никакие политические силы не имеют право вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивает отсутствие зависимости государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства. Суверенитет государства означает неприкосновенность его территории. Территория государства не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума. Понятие территории Российской Федерации включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет России также распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону, однако права и юрисдикция здесь определяются и международным правом.

Экономические основы конституционного строя.

В Конституции нет термина «рыночная экономика», но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнения в том, что государство охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:

1. Единство экономического пространства

2. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всейтерритории РФ.

3. Развитие свободной конкуренции и ее поддержка. Одной из правовых гарантий конкуренции является Договор о согласованной антимонопольной политики от 25 января 2000г. В соответствии с положениями данного договора действия, которые могут привести или приводят к ограничению конкуренции, ущемлению законных интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей или к недобросовестной конкуренции, недопустимы.

4. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Государство несет ответственность за наиболее важные стороны организации потребления и распределения в стране в целом

5. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения. Граждане вправе требовать от государства защиты от коррупции чиновников, рэкета, непомерного налогообложения и организованной преступности. В то же время государство должно не просто гарантировать эту свободу, но и придавать экономике социальную ориентацию.

6. Многообразие форм собственности. Основу конституционного строя в РФ составляют два основных положения: а), признаются: частная, государственная, и иные формы собственности. Б), все формы собственности имеют равное право на защиту. Правовое государство отвергает любые привилегии или ограничения для какой-либо одной формы собственности. ГК РФ установил единые принципы защиты права собственности независимо от ее формы.

7. Никто не может быть лишен права собственности

8. Земля и др. природные ресурсы - основа жизнедеятельности народов, проживающих на данной территории. Это означает, что население любой территории вправе получать часть доходов от использования ресурсов, кто бы не осуществлял их добычу и использование - государство, муниципальные органы, отдельные лица или их объединения. Использование природных ресурсов допускается только с соблюдением экологического законодательства, устанавливающего нормы охраны окружающей среды.