logo search
Билеты Налоговое право (полный)

О марках акцизного сбора

Российским налогоплательщикам марки акцизного сбора известны с 1994 года, с того момента, когда они были введены в действие Правительством Российской Федерации.

В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1999 года № 1008 “Об акцизных марках”, в соответствии с которым алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат обязательной маркировке акцизными марками установленного образца.

Правительство Москвы выпустило Распоряжение от 31 августа 2004 №1732-РП “О маркировке алкогольной продукции региональными специальными марками нового образца”.

В связи с введением в мае 2004 года региональной марки нового образца, с 1 октября организации, имеющие подакцизные склады, обязаны прекратить маркировку алкоголя старыми марками образца 2003 года. До этого же срока необходимо провести инвентаризацию алкогольной продукции со старыми марками и сдать описи в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.

Сумма, уплачиваемая при приобретении налогоплательщиком акцизных марок, представляет собой сумму авансового платежа по акцизу, которая подлежит вычету при окончательном определении налогоплательщиком суммы акциза, подлежащей уплате при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ либо по реализованным (переданным) подакцизным товарам.

Приказом Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 28 декабря 2000 года №1230 “О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками” утвержден перечень ввозимых на территорию Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками (применяется в части, не противоречащей ТК РФ от 28 мая 2003 года №61-ФЗ; Письмо ГТК Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №01-06/50932 “О применении нормативных правовых актов в таможенном деле с 1 января 2004 года”:

Ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, не маркированных акцизными марками или маркированных с нарушением установленного порядка запрещен, за исключением случаев ввоза:

Реализация на территории Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий, не маркированных акцизными марками или маркированных с нарушением установленного порядка запрещена. Исключение составляют случаи реализации конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом алкогольной и табачной продукции иностранного производства, для маркировки которой Правительством Российской Федерации разработан другой порядок.

При покупке акцизных марок приобретающее их лицо должно представить таможенным органам обязательство, которое предусматривает выполнением этим лицом следующих действий:

Срок выполнения действий, указанных в обязательстве импортера, не должен превышать семи месяцев со дня представления уполномоченному таможенному органу обязательства импортера. При этом срок выполнения действий не может превышать срок действия:

Срок выполнения действий, указанных в обязательстве импортера, может быть продлен в том случае, если импортер не успевает в установленный срок исполнить свое обязательство перед уполномоченным таможенным органом. Начальник уполномоченного таможенного органа или лицо, его замещающее, может принять решение о продлении срока, указанного в обязательстве импортера. Однако, общий срок выполнения обязательства при этом не должен превышать максимальный срок, то есть семь месяцев, более чем на два месяца.

Акцизные марки выдаются таможенными органами при условии предоставления обеспечения выполнения вышеуказанных обязательств.

Размер суммы обеспечения обязательства импортера в соответствии с пунктом 34 Инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками, принятой Приказом ГТК от 28 декабря 2000 года №1230 “О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками”, рассчитывается по формуле:

Со = SUM (Соб х Q х Км), где

Со - размер обеспечения выполнения обязательства импортера, выраженный в евро;

SUM - знак суммы (применяется в расчете, если по заявлению на покупку марок приобретаются марки для маркировки товара, имеющего различные ставки для расчета суммы обеспечения выполнения обязательства импортера);

Соб - ставка для расчета суммы обеспечения выполнения обязательства импортера для товара, отнесенного к соответствующему коду ТН ВЭД России, определяемая исходя из суммы таможенных платежей, подлежащих уплате по подакцизному товару, указанному в приложении к заявлению на покупку марок, как если бы он был выпущен для свободного обращения и происходил из государств, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации и которые не являются участниками соглашений с участием Российской Федерации о свободной торговле и о таможенном союзе. Ставки для расчета суммы обеспечения выполнения обязательства импортера утверждены Приказом ГТК Российской Федерации от 27 апреля 2001 года №402 “О ставках для расчета суммы обеспечения выполнения обязательства импортера”;

Q - коэффициент пересчета, учитывающий соответствующую емкость или расфасовку товара, который равен:

а) для алкогольной продукции - литражу, указанному во внешнеторговом договоре соответствующей единичной упаковочной емкости, в которую разлита такая продукция (например: 0,35; 0,75; 1; 2 и так далее);

б) для сигарет и сигарилл - количеству изделий в одной упаковке, на которую будет наноситься акцизная марка, поделенному на 1000 (например, Q = 20 / 1000 = 0,02);

в) для сигар - количеству сигар в одной упаковке, на которую будет наноситься акцизная марка;

г) для табака - массе (в килограммах до сотых долей) табака в одной упаковке, на которую будет наноситься акцизная марка;

Км - количество марок, указанных в зарегистрированном заявлении на покупку марок и оплаченных согласно установленному порядку.

В случае невыполнения указанного обязательства, денежные средства, являющиеся суммой обеспечения, подлежат перечислению в федеральный бюджет в части, кратной количеству акцизных марок, по которому обязательство не исполнено.

Правила маркировки подакцизных товаров утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года №355 “О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1999 года №1008 и утверждении правил маркировки подакцизных товаров”.

Согласно пункту 3 указанных Правил марка наклеивается на упаковку, в которой подакцизный товар представляется для розничной продажи и которая неотделима от него до употребления. При этом марка должна наклеиваться на месте предполагаемого вскрытия упаковки таким образом, чтобы вскрытие упаковки приводило к обязательному повреждению марки и исключало возможность ее повторного использования.

Аналогичные требования предусмотрены Инструкцией о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками, утвержденной Приказом ГТК России от 28 декабря 2000 года №1230 “О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками”.

Правила маркировки подакцизных товаров содержатся в Инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками, принятой Приказом ГТК от 28 декабря 2000 года №1230 “О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками”:

“V. Правила маркировки товара акцизными марками

50. Маркировка товара марками осуществляется за пределами территории Российской Федерации. Информация о номенклатуре и происхождении товара, его объемных, количественных и весовых параметрах, содержащаяся на марках, должна соответствовать номенклатуре и происхождению маркируемого товара, его объемным, количественным и весовым параметрам.

51. Марки должны быть нанесены путем наклеивания на упаковку товара, неотделимую от товара до его употребления и в которой товар представляется для розничной продажи. Марки наклеиваются плотно поверх закупорочного элемента или на месте предполагаемого вскрытия упаковки таким образом, чтобы вскрытие упаковки приводило к обязательному повреждению марок и исключало возможность их повторного использования.

Клей, применяемый для наклеивания марок, должен быть устойчив к высоким и низким температурам, различным уровням влажности для исключения возможности его высыхания и отслоения наклеенной марки от упаковки товара.

Не допускается нанесение поверх марки каких-либо элементов упаковки (за исключением прозрачной целлофановой обертки, наносимой на упаковку производителем табачных изделий), которые закрывают поверхность марки и затрудняют осуществлять контроль ее подлинности.

52. Нанесение марки на упаковку табачных изделий (пачки сигарет) должно осуществляться следующим образом:

53. На упаковку (тару), в которую разлита алкогольная продукция, марка наносится по верху закупорочной капсулы упаковки таким образом, чтобы она всей площадью прилегала к капсуле и центральная (гербовая) часть марки была расположена по центру предполагаемого места вскрытия упаковки (пробка, кран и тому подобное).

54. При невыполнении требований, указанных в пунктах 50 - 53 настоящей Инструкции, товар рассматривается как маркированный с нарушением установленного порядка”.

Ответственность за маркировку подакцизных товаров несут лица, приобретшие акцизные марки и лица, фактически перемещающие маркированные подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продажа немаркированных товаров и продукции в случае, если такая маркировка обязательна, а так же хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.

Импортер обязан возвратить акцизные марки в таможенные органы, осуществившие их выдачу, до истечения срока, указанного в обязательстве импортера в случаях:

До истечения срока, указанного в обязательстве импортера, он обязан отчитаться перед уполномоченным таможенным органом об использовании марок путем представления отчета об использовании акцизных марок, составленного по установленной форме.

К отчету об использовании акцизных марок должны быть приложены следующие документы:

а) заверенные печатью импортера и подписанные его уполномоченным лицом копии грузовых таможенных деклараций, подтверждающих, что марки были нанесены на указанный в приложении к обязательству импортера ввезенный товар, который согласно установленному порядку:

б) заверенные печатью импортера и подписью его уполномоченного лица копии актов досмотра и складских документов с отметками уполномоченного таможенного органа;

в) заверенная печатью импортера и подписью его уполномоченного лица копия приходной накладной, подтверждающая принятие согласно установленному порядку уполномоченным таможенным органом от импортера неиспользованных и (или) поврежденных марок;

г) оригинал квитанции о получении марок, находящийся у импортера, с отметками, проставленными сотрудниками таможенных органов Российской Федерации.

При этом количество, серии и номенклатура полученных импортером марок, указанных в оригинале квитанции об их получении, должны соответствовать количеству, сериям и номенклатуре марок, указанных в соответствующих графах грузовой таможенной декларации (далее ГТД), актах досмотра и (или) приходных накладных, в соответствии с которыми были приняты уполномоченным таможенным органом от импортера неиспользованные и (или) поврежденные марки.

При проведении таможенного оформления маркированного товара таможенным органом в соответствии с пунктом 62 Инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками, утвержденной Приказом ГТК России от 28 декабря 2000 года №1230 “О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками” уполномоченный таможенный орган, принимающий отчет импортера об использовании марок, обязан проверить представляемые импортером копии ГТД с копиями ГТД, полученными от таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление маркированного товара.

В целях сокращения сроков выдачи акцизных марок и совершенствования таможенного контроля за ввозом товаров, маркированных акцизными марками, в соответствии с приказом ГТК Российской Федерации от 18 января 2001 года №51 “Об использовании таможенных карт при получении акцизных марок” разработан порядок использования микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт) при получении импортерами акцизных марок. Таможенная карта – это электронный документ, построенный на основе пластиковой карты с микропроцессором и эмитированным банком – эмитентом в соответствии с действующей Технологией расчетов по таможенным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт), утвержденной Приказом ГТК России от 3 августа 2001 года №757 “О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей”.

Образцы акцизных марок для маркировки табака и табачных изделий иностранного производства, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утверждены Приказом ГТК Российской Федерации №1205 и МНС Российской Федерации №112н от 18 ноября 2002 года “Об утверждении образцов акцизных марок для маркировки табака и табачных изделий иностранного производства, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации”.

Приложением 5 к указанному документу предусмотрено, что на марке должна быть нанесена информация о параметрах марки, соответствующих весовым или количественным характеристикам табака и табачных изделий, находящихся в единичной упаковке, на которую наклеивается марка. Для марок, используемых для маркировки сигарет, папирос, сигар и сигарилл, указывается количество курительных изделий в штуках, находящихся внутри единичной упаковки, на которую наклеена марка.

Образцы акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, происходящей и ввозимой с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств и соглашений о Таможенном союзе, а также происходящей и ввозимой с территории иностранных государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств и соглашений о Таможенном союзе, утверждены Приказом ГТК Российской Федерации от 14 января 2000 года №22 “Об утверждении образцов акцизных марок для маркировки алкогольной продукции”.