51. Специальные налоговые режимы.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)) — специальный налоговый режим, направленный на финансовую поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также на упрощение налогового администрирования.
ЕСХН регулируется гл. 26‘ НК РФ и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
Налогоплательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, избравшие для себя специальный налоговый режим в виде системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Налоговый кодекс РФ запрещает переходить на уплату ЕСХН организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством подакцизных товаров; организациям, имеющим филиалы и (или) представительства (ст. 3462 НК РФ).
Особенность ЕСХН заключается в добровольном порядке его применения организациями и индивидуальными предпринимателями. Предоставленное налогоплательщику право выбора между специальным налоговым режимом в виде системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и общим режимом налогообложения свидетельствует о стремлении законодателя к установлению в налоговом праве баланса частных и публичных интересов и отражает условно диспозитивный метод финансово-правового регулирования.
Принцип добровольности проявляется в переходе на уплату ЕСХН, а также в возможности возврата к общему режиму налогообложения. Однако НК РФ запрещает налогоплательщикам, перешедшим на уплату ЕСХН, вернуться к общему режиму на-логообложения до окончания налогового периода (ст. 3463).
Для организаций сущность правового режима ЕСХН заключается в освобождении от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Переход на уплату ЕСХН индивидуальными предпринимателями предусматривает освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на имущество физических лиц и единого социального налога. При этом налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц не уплачиваются только в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.
Переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату ЕСХН не заменяет уплату налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату ЕСХН не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Объектом ЕСХН признаются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов.
Налоговая база ЕСХН представляет собой денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
ЕСХН исчисляется на основании налоговой декларации, составляемой по итогам деятельности за календарный год, и уплачивается авансовыми платежами один раз в полугодие. Уплата налога и авансового платежа по нему производится по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
ЕСХН выполняет функции регулирующего доходного источника и бюджетов иных уровней, поскольку суммы, взимаемые с сельских товаропроизводителей, зачисляются на счета органов Федерального казначейства, затем распределяются в соот-ветствии с бюджетным законодательством РФ.
Упрощенная система налогообложения представляет собой важную меру либерализации налоговой системы и является одним из направлений финансовой поддержки предпринимательской деятельности. В Российской Федерации упрощенная система налогообложения впервые появилась в 1995 г. и регулировалась Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Как следует из названия Закона, первоначально упрощенная система налогообложения применялась к субъектам малого предприниматель-ства, имела целью облегчить осуществление предпринимательской деятельности и содействовать дальнейшему развитию малого бизнеса в связи с его особой ролью в реформирующейся российской экономике того периода.
За время применения упрощенная система налогообложения подтвердила свое предназначение: она отражает регулирующую функцию налогов и одновременно выступает эффективным источником доходов бюджетной системы. С июля 2002 г. упрощенная система налогообложения регулируется гл. 262 НК РФ.
Упрощенная система налогообложения применяется орга-низациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной действующим законодательством. Особенностью данного режима налогообложения является наличие у налогоплательщика права добровольно выбирать упрощенную систему налогообложения или обычный налоговый режим, а также добровольно переходить с упрощенной системы налогообложения на общую.
Относительно налогоплательщиков-организаций применение упрощенной системы предусматривает их освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Применение упрощенной системы налогообложения инди-видуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не уплачивают налог на добавленную стоимость, за исключением совершения операций по ввозу товаров на таможенную территорию РФ. Иные налоги и сборы, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.
Субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций, порядок представления статистической отчетности, исполнять функции налоговых агентов, предусмотренные НК РФ, а также вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании книги учета доходов и расходов.
Налогоплательщиками данного налога могут быть организации и индивидуальные предприниматели. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев после подачи заявления о переходе на упрощенную систему доход этой организации не превысил 11 млн руб. (без учета НДС).
Налоговый кодекс РФ содержит закрытый перечень субъектов, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 34612). К числу таких налогоплательщиков относятся организации, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, частнопрактикующие нотариусы и др.
Объектом налогообложения признаются доходы налогоплательщика или его доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, но в период действия упрощенной системы налогообложения объект не может быть изменен.
Объект налогообложения влияет на определение налоговой базы и величину налоговой ставки. Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, то налоговой базой будет выступать денежное выражение доходов налогоплательщика. Если объектом на-логообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой будет выступать денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налоговое законодательство предоставляет субъекту, применяющему упрощенную систему налогообложения, право уменьшать налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих аналогичных налоговых периодов.
Однако такой убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%.
Налоговые ставки при упрощенной системе налогообложения зависят от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, налог уплачивается по ставке 6%. Если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15%.
Налоговым периодом при упрощенной системе налогообло-жения признается календарный год. Отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется налогоплательщиком самостоятельно и уплачивается авансовыми платежами за соответствующий отчетный период. Уплата налога и авансовых платежей по нему производится по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, по итогам налогового и отчетного периодов составляют и представляют в налоговые органы налоговые декларации.
Сумма налога перечисляется налогоплательщиками на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (единый налог) установлена гл. 263 НК РФ и относится к специальным налоговым ре-жимам. В российской налоговой системе этот способ налогообложения впервые появился в виде единого налога (взноса) на вмененный доход для определенных видов деятельности (см. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»). Впоследствии законодатель внес изменения в правовой режим налогообложения отдельных видов деятельности, уточнив его сущность, и кодифицировал в НК РФ соответствующие нормы.
Вмененный доход — это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке (ст. 34627 НК РФ).
По своей сущности единый налог представляет совокупность определенных налогов, ранее уплачиваемых отдельными категориями субъектов. Совокупность налогов, заменяемых системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, зависит от вида налогоплательщика.
Относительно организаций уплата единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Относительно индивидуальных предпринимателей переход на систему налогообложения в виде единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога.
Перечисленные налоги не уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями только в отношении объектов, связанных с предпринимательской деятельностью. Другие налоги и сборы, причитающиеся к уплате организациями и индивидуальными предпринимателями, исчисляются и уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.
В отличие от иных федеральных налогов особенностью правового режима системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является ее установление федеральным законодательством (НК РФ) и введение в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Применяется система налогообложения в виде единого налога одновременно с общей системой налогообложения (общим налоговым режимом) и иными режимами налогообложения.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении следующих видов деятельности: оказание бытовых и ветеринарных услуг; оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие, а также не имеющие залов обслуживания посетителей; распространение и (или) размещение наружной рекламы; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с малой площадью или через иные объекты организации торговли, в том числе и не имеющие стационарной тор-говой площади; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и инди-видуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 автотранспортных средств.
Налогоплательщики, осуществляющие несколько видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, обязаны вести раздельный налоговый учет по каждому виду деятельности. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Налогообложение отдельных видов деятельности в виде специального налогового режима устанавливается по решению муниципального образования, а в городах федерального значения — законом соответствующего субъекта РФ. При этом нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга должны определяться виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог; значение корректирующего коэффициента, предназначенного для расчета суммы налога.
Налогоплательщиками единого налога являются организа-ции и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог. Для налогоплательщиков единого налога, не состоящих на учете в налоговых органах того субъекта РФ, в котором они осуществляют предпринимательскую деятельность, НК РФ устанавливает обязанность встать на учет в этих органах в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности (п. 2 ст. 34628).
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Ставка единого налога построена на презумпции получения налогоплательщиком дохода и составляет 15% величины вмененного дохода.
Налоговым периодом по единому налогу является квартал, а уплачивается налог налогоплательщиком не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.
По итогам каждого налогового периода налогоплательщиком составляются налоговые декларации, которые представляются им в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей (установленных нормативными правовыми актами РФ) по представлению в финансово-контрольные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.
Единый налог играет важную роль в процессе бюджетного регулирования. Суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным зако-нодательством РФ.
- Оглавление
- 1.Основные причины возникновения налогов и сборов. Причины возникновения налогов и налогообложения
- 2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.
- 2. Развитие налогообложения в России
- 3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.
- Предмет налогового права
- 4. Метод налогового права. Метод налогового права
- 5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.
- Признаки налоговых правоотношений
- Структура налоговых правоотношений
- 6. Публично-правовая природа налогового права.
- 7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.
- 8. Общие принципы налогообложения. Принципы налогообложения
- 9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами рф и муниципальными образованиями.
- 10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.
- Особенности норм налогового права
- Особенности норм налогового права:
- Виды норм налогового права
- 11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой. Законодательство о налогах и сборах
- Система налогов и сборов, юридический состав налогов
- 12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.
- Содержание правового статуса кредитной организации
- 13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность
- 14. Императивно обязательный характер налогов.
- 15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.
- 16. Основные различия налогов и сборов.
- О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве
- 17. Основания классификации налогов и сборов.
- Виды налогов:
- 2) По принадлежности к уровню правления:
- 3) По объекту обложения:
- 5) По субъекту обложения:
- 18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения». Понятие и классификация субъектов налогового права
- 1) По способу нормативной определенности:
- 2) По характеру фискального интереса:
- 3) По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:
- 19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса. Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.
- Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус
- 20. Основные элементы налогообложения. Обязательные (основные) элементы
- Факультативные элементы
- Вспомогательные элементы юридического состава налога
- 21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.
- Нк рф Статья 376. Порядок определения налоговой базы
- Объект налогообложения
- 22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения. Факультативные элементы налогообложения
- 23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.
- Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления
- Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
- Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
- Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
- 24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности. Понятие налоговой обязанности и ее исполнения
- Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Основания возникновения налоговой обязанности
- Основания для прекращения налоговой обязанности
- Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
- 25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Требование об уплате налогов и сборов
- Содержание требования об уплате налога:
- Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
- Залог имущества
- Поручительство
- Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей
- Арест имущества
- 26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.
- Понятие и значение налогового контроля
- Цель налогового контроля:
- Объекты налогового контроля:
- Предмет налогового контроля:
- Субъекты налогового контроля:
- Формы и виды налогового контроля
- Основные формы налогового контроля:
- Виды налогового контроля:
- 2) В зависимости от субъекта:
- 3) В зависимости от места проведения:
- 27. Основания для постановки на учет в налоговых органах.
- 28. Виды налоговых проверок. Налоговая проверка как основной метод налогового контроля
- Виды налоговых проверок:
- Основная цель налоговых проверок:
- Субъекты, уполномоченные проводить налоговые проверки:
- Общие правила проведения налоговых проверок:
- Камеральная налоговая проверка
- 29. Период времени, охватываемый налоговой проверкой. Процессуальные сроки при проведении налоговой проверки
- Рассчет максимального срока от момента начала проверки до момента, когда нужно исполнить решение фнс
- 30. Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
- Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
- 31. Выездная налоговая проверка.
- Объект выездной налоговой проверки:
- Предмет выездной налоговой проверки:
- Налоговые органы не вправе проводить:
- Сроки выездной налоговой проверки
- Повторная выездная налоговая проверка
- 32. Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля. Налоговое администрирование
- Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют:
- Структура налоговых органов рф Структура фнс (http://www.Nalog.Ru/mnsrus/mns_pages/):
- Функции налоговых органов рф Основные функции налоговых органов рф:
- Полномочия налоговых органов
- 33. Налоговая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности.
- 34. Общие условия привлечение к налоговой ответственности
- Понятие налоговых правонарушений, лица, подлежащие ответственности за их совершение
- Элементы состава налогового правонарушения:
- Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
- 35. Основные принципы налоговой ответственности.
- 36. Обстоятельства освобождения от привлечения к налоговой ответственности.
- Отсутствие события налогового правонарушения
- Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения
- 37. Налоговый процесс.
- 38. Понятие налогового правонарушения. Основные составы налоговых правонарушений. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
- Санкции, предусмотренные нк рф за совершение налоговых правонарушений:
- Характеристика налоговых правонарушений
- Противоправность деяния
- Виновность
- Наказуемость деяния
- Состав налогового правонарушения
- Классификация составов налоговых правонарушений
- 39. Основания классификации субъектов налогового права – резиденты и нерезиденты. Налоговые резиденты и нерезиденты
- 40. Порядок исчисления и уплата налога на прибыль. Льготы по налогу на прибыль.
- Льготы по налогу на прибыль
- 41. Основные отличия прямых и косвенных налогов. Понятие «носитель налога». Различия между прямыми и косвенными налогами
- Носитель налога
- 42. Подакцизный товар и марка акцизного сбора.
- О марках акцизного сбора
- 43. Основные элементы налога на добавленную стоимость. Характеристика элементов налога на добавленную стоимость.
- Налогоплательщики налога на добавленную стоимость
- Объект налогообложения налога на добавленную стоимость
- Налоговая база налога на добавленную стоимость
- Налоговый период налога на добавленную стоимость
- Налоговые ставки налога на добавленную стоимость:
- 44. Особенности введения, изменения и отмены федеральных налогов.
- Нк рф Статья 13. Федеральные налоги и сборы
- 45. Региональные налоги Региональные налоги
- Нк рф Статья 14. Региональные налоги
- Региональные налоги
- Роль региональных налогов
- Характеристика региональных налогов
- Перспективы развития
- 46. Особенности введения, изменения и отмена региональных налогов
- 47. Местные налоги. Местные налоги
- 48. Особенности введения, изменения и отмены местных налогов.
- 49. Основные особенности исчисления и уплаты земельного налога. Особенности исчисления и уплаты земельного налога.
- Для юридических лиц Особенности и формула
- Для физических лиц
- Как происходит уплата
- Сам налог
- Санкции за неуплату
- 51. Специальные налоговые режимы.
- 52. Порядок применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
- Какие налоги заменяет есхн
- Переход на есхн
- Налоговая отчетность
- Расчет единого налога на примере
- Уплата единого налога
- 53. Субъекты, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения.
- 54. Виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вменный доход. Специфика данного налогового режима и его правовая характеристика.
- 55. Субъекты, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения.
- Упрощенная система налогообложения в России
- Определение усн
- Усно и осно
- Что значит упрощенная система налогообложения для бизнеса
- Субъекты упрощенной системы налогообложения
- Упрощенка: общие положения
- Усн для ип
- Выбор объектов налогообложения при упрощенном режиме
- Отчетность при упрощенной системе налогообложения
- Какой налог при упрощенной системе налогообложения платится с 2015 года
- Усно: расшифровка сроков и способов подачи декларации и уплаты налога
- Упрощенка в 2017 году
- Преимущества упрощенной системы налогообложения
- 56. Источники налогового права зарубежных стран.
- 57. Общая характеристика налогов, взимаемых в зарубежных странах.