2. Развитие налогообложения в России
1.Финансовая система Древней Руси стала складываться с конца IX века в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались«дань». Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Единицей обложения данью служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.
Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, через заставы у городов и крупных селений.
2.В XIII веке после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений.
3. После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который ввел первые русские косвенные и прямые налоги.Основным прямым налогомвыступалаподушная подать, взимаемая с крестьян и посадских людей. Особое значение приобрели целевые налоговые сборы на осуществление определенных государственных расходов: для строительства укреплений, создание регулярной армии и другие.Ведущее местов налоговой системе продолжали заниматьакцизы и пошлины.В царствование Ивана III закладываются основы налоговой отчетности.
4.Несмотря на политическое объединение русских земель финансовая система России в XV - XVII веках была чрезвычайно сложна и запутана. Каждое ведомство российского государство отвечала за взимание какого-то одного налогового платежа.
В царствование царя Алексея Михайловича (1629 - 1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. В 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью и исполнение доходной части бюджета.
В связи с постоянными войнами в XVII веке налоговое бремя было чрезвычайно большим. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.
5. Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой средств на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К имеющимся налогам добавлялись все новые и новые. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т. д. С церковных верований также взимался соответствующий налог.
Взамен подворного обложения Петр I вводит подушную подать, которой облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы).
Была учреждена специальная государственная должность – прибыльщик.
6.В период правления Екатерины II (1729 - 1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Для купечества был введен гильдейский сбор - процентный сбор с объявленного капитала, размер капитала записывался «по совести каждого».
Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.
Вплоть до середины XVIII века в русском языке для обозначения государственных сборовиспользовалосьслово «подать».Впервые же в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году известный русский историк А. Поленов (1738—1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX века термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.
Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. В 1802 году было создано Министерство финансов России, утверждена программа финансовых преобразований государства - знаменитый «план финансов», создателем которого выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М. Сперанский (1772—1839 гг.). План Сперанского был во многом основан на увеличении налогов. Доходы помещиков обложили прогрессивным налогом.
В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения - «Опыт теории налогов», автором которого выступил выдающийся русский экономист, участник движения декабристов Н. Тургенев (1789 - 1871 гг.). Данное произведение является классическим исследованием основ государственного налогообложения, а также подробно рассматривает историю российского податного дела.
7.Во второй половине XIX века большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал оброк - плата казенных крестьян за пользованием землей.
Особую роль начинают играть специальные налоги: налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, сбор с железнодорожных грузов и другие. В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.
8. Становление российской налоговой системы продолжалось вплоть до революции 1917 года. В дореволюционной России основными являлись следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и другие.
В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства. В этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества. Кроме того, отмечался рост налогов, отражающих развитие рыночных отношений в России - сбор с аукционных продаж, векселей, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, городской налог за прописку и другие.
9. После революции 1917 года основным доходом советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советскиеналогине имели большого фискального значения иимели характер классовой борьбы. Были введены единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников, а также единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество.
Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа с доклада В. Ленина посвященного налоговым преобразованиям, - «О замене продразверстки продовольственным налогом». В этот период закладываются основы налоговой системы советского государства.
На развитие советского налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда её черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. Характерными для того периода были двойное налогообложение и дестимулирующие налоги.
В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений - действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.
10.Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.
В 1930 - 1932 годах в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий, производимых на основе государственной монополии.
Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7 - 8% всех поступлений бюджета. В связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 году). Также был введен налог на холостяков.
Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т. д.
Смена высшего руководства страны и проведение тех или иных политических компаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене налога с заработной платы рабочих и служащих.
11.Эпоха перестройки с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. В 1986 году в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан, которая осуществлялась на основании патента.
В 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.
В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между Горбачевым и Ельциным на территории России вводится особый режим налогообложения - для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.
12.Начало 90-х годов XX века - период возрождения и формирования налоговой системы России. Вэтот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, в 1991 году были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций", «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Также были установлены налог с продаж, земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды.
В 1990 году в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 года - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 года - Федеральная налоговая служба).
Бессистемность внесения поправок в налоговое законодательство, их количество и частота, с которой они вносились, привели к тому, что до начала 2000-х годов налоговая система России характеризовалась как неэффективная, нестабильная и непредсказуемая. Эти же причины сделали налоговую систему излишне сложной, противоречивой и запутанной, содержащей к тому же чрезмерное количество налогов и сборов.
В ходе налоговой реформы в 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 году - отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 года о соответствующих налогах.
Органам местной власти было дано право самостоятельно устанавливать на своей территории налоги и сборы. Начиная с 2004 года не предусмотренные Налоговым кодексом РФ региональные и местные налоги и сборы не могут быть установлены.
Среди мер, реализованных в рамках осуществления налоговой реформы, следует отметить окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России. Общее количество налогов и сборов, предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 13, или более чем в четыре раза (в настоящее время установлено 8 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога). Кроме этого применяется 4 специальных налоговых режима.
- Оглавление
- 1.Основные причины возникновения налогов и сборов. Причины возникновения налогов и налогообложения
- 2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.
- 2. Развитие налогообложения в России
- 3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.
- Предмет налогового права
- 4. Метод налогового права. Метод налогового права
- 5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.
- Признаки налоговых правоотношений
- Структура налоговых правоотношений
- 6. Публично-правовая природа налогового права.
- 7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.
- 8. Общие принципы налогообложения. Принципы налогообложения
- 9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами рф и муниципальными образованиями.
- 10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.
- Особенности норм налогового права
- Особенности норм налогового права:
- Виды норм налогового права
- 11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой. Законодательство о налогах и сборах
- Система налогов и сборов, юридический состав налогов
- 12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.
- Содержание правового статуса кредитной организации
- 13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность
- 14. Императивно обязательный характер налогов.
- 15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.
- 16. Основные различия налогов и сборов.
- О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве
- 17. Основания классификации налогов и сборов.
- Виды налогов:
- 2) По принадлежности к уровню правления:
- 3) По объекту обложения:
- 5) По субъекту обложения:
- 18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения». Понятие и классификация субъектов налогового права
- 1) По способу нормативной определенности:
- 2) По характеру фискального интереса:
- 3) По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:
- 19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса. Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.
- Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус
- 20. Основные элементы налогообложения. Обязательные (основные) элементы
- Факультативные элементы
- Вспомогательные элементы юридического состава налога
- 21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.
- Нк рф Статья 376. Порядок определения налоговой базы
- Объект налогообложения
- 22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения. Факультативные элементы налогообложения
- 23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.
- Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления
- Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
- Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
- Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
- 24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности. Понятие налоговой обязанности и ее исполнения
- Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Основания возникновения налоговой обязанности
- Основания для прекращения налоговой обязанности
- Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
- 25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Требование об уплате налогов и сборов
- Содержание требования об уплате налога:
- Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
- Залог имущества
- Поручительство
- Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей
- Арест имущества
- 26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.
- Понятие и значение налогового контроля
- Цель налогового контроля:
- Объекты налогового контроля:
- Предмет налогового контроля:
- Субъекты налогового контроля:
- Формы и виды налогового контроля
- Основные формы налогового контроля:
- Виды налогового контроля:
- 2) В зависимости от субъекта:
- 3) В зависимости от места проведения:
- 27. Основания для постановки на учет в налоговых органах.
- 28. Виды налоговых проверок. Налоговая проверка как основной метод налогового контроля
- Виды налоговых проверок:
- Основная цель налоговых проверок:
- Субъекты, уполномоченные проводить налоговые проверки:
- Общие правила проведения налоговых проверок:
- Камеральная налоговая проверка
- 29. Период времени, охватываемый налоговой проверкой. Процессуальные сроки при проведении налоговой проверки
- Рассчет максимального срока от момента начала проверки до момента, когда нужно исполнить решение фнс
- 30. Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
- Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
- 31. Выездная налоговая проверка.
- Объект выездной налоговой проверки:
- Предмет выездной налоговой проверки:
- Налоговые органы не вправе проводить:
- Сроки выездной налоговой проверки
- Повторная выездная налоговая проверка
- 32. Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля. Налоговое администрирование
- Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют:
- Структура налоговых органов рф Структура фнс (http://www.Nalog.Ru/mnsrus/mns_pages/):
- Функции налоговых органов рф Основные функции налоговых органов рф:
- Полномочия налоговых органов
- 33. Налоговая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности.
- 34. Общие условия привлечение к налоговой ответственности
- Понятие налоговых правонарушений, лица, подлежащие ответственности за их совершение
- Элементы состава налогового правонарушения:
- Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
- 35. Основные принципы налоговой ответственности.
- 36. Обстоятельства освобождения от привлечения к налоговой ответственности.
- Отсутствие события налогового правонарушения
- Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения
- 37. Налоговый процесс.
- 38. Понятие налогового правонарушения. Основные составы налоговых правонарушений. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
- Санкции, предусмотренные нк рф за совершение налоговых правонарушений:
- Характеристика налоговых правонарушений
- Противоправность деяния
- Виновность
- Наказуемость деяния
- Состав налогового правонарушения
- Классификация составов налоговых правонарушений
- 39. Основания классификации субъектов налогового права – резиденты и нерезиденты. Налоговые резиденты и нерезиденты
- 40. Порядок исчисления и уплата налога на прибыль. Льготы по налогу на прибыль.
- Льготы по налогу на прибыль
- 41. Основные отличия прямых и косвенных налогов. Понятие «носитель налога». Различия между прямыми и косвенными налогами
- Носитель налога
- 42. Подакцизный товар и марка акцизного сбора.
- О марках акцизного сбора
- 43. Основные элементы налога на добавленную стоимость. Характеристика элементов налога на добавленную стоимость.
- Налогоплательщики налога на добавленную стоимость
- Объект налогообложения налога на добавленную стоимость
- Налоговая база налога на добавленную стоимость
- Налоговый период налога на добавленную стоимость
- Налоговые ставки налога на добавленную стоимость:
- 44. Особенности введения, изменения и отмены федеральных налогов.
- Нк рф Статья 13. Федеральные налоги и сборы
- 45. Региональные налоги Региональные налоги
- Нк рф Статья 14. Региональные налоги
- Региональные налоги
- Роль региональных налогов
- Характеристика региональных налогов
- Перспективы развития
- 46. Особенности введения, изменения и отмена региональных налогов
- 47. Местные налоги. Местные налоги
- 48. Особенности введения, изменения и отмены местных налогов.
- 49. Основные особенности исчисления и уплаты земельного налога. Особенности исчисления и уплаты земельного налога.
- Для юридических лиц Особенности и формула
- Для физических лиц
- Как происходит уплата
- Сам налог
- Санкции за неуплату
- 51. Специальные налоговые режимы.
- 52. Порядок применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
- Какие налоги заменяет есхн
- Переход на есхн
- Налоговая отчетность
- Расчет единого налога на примере
- Уплата единого налога
- 53. Субъекты, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения.
- 54. Виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вменный доход. Специфика данного налогового режима и его правовая характеристика.
- 55. Субъекты, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения.
- Упрощенная система налогообложения в России
- Определение усн
- Усно и осно
- Что значит упрощенная система налогообложения для бизнеса
- Субъекты упрощенной системы налогообложения
- Упрощенка: общие положения
- Усн для ип
- Выбор объектов налогообложения при упрощенном режиме
- Отчетность при упрощенной системе налогообложения
- Какой налог при упрощенной системе налогообложения платится с 2015 года
- Усно: расшифровка сроков и способов подачи декларации и уплаты налога
- Упрощенка в 2017 году
- Преимущества упрощенной системы налогообложения
- 56. Источники налогового права зарубежных стран.
- 57. Общая характеристика налогов, взимаемых в зарубежных странах.