57. Общая характеристика налогов, взимаемых в зарубежных странах.
Общая характеристика систем налогообложения зарубежных стран
Налоговая система любой страны – это совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу – изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.
Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны и в 80-е годы прошлого века.
Преобразования налоговых систем проходили по принципу "лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений". Налоговые системы западноевропейских стран, Соединенных Штатов Америки и России значительно различаются между собой.
Анализ налоговых систем зарубежных стран свидетельствует следующее:
- в США в сфере налогообложения занят единый орган - Служба внутренних доходов с ее региональными и окружными управлениями, насчитывающая в своем составе 120 тыс. служащих на 250 млн. граждан, так что в среднем на одного налогового служащего приходится 2100 граждан. Налоговая служба США при этом обеспечивает собираемость платежей на уровне 95—98% от плановых показателей;
- в Великобритании сбор налогов возложен на Единую службу, насчитывающую 100 тыс. служащих на 65 млн. населения, что составляет 750 граждан на одного налогового служащего, при этом собираемость налогов обеспечивается на уровне 98% от расчетных показателей;
- во Франции сборами налогов занимается Главное налоговое управление Министерства экономики, финансов и бюджета, насчитывающее около 83 тыс. налоговых служащих на 63 млн. граждан (на одного налогового служащего приходится 750 граждан), обеспечивающих собираемость налогов на уровне 96 - 98% от расчетных.
Из приведенного анализа следует, что в России и ряде стран Западной Европы на одного налогового служащего приходится в среднем по 750 граждан населения, однако, во-первых, в России в сфере налогообложения задействовано два министерства, две службы (ведомства) и несколько фондов, в которых множество чиновников, а не налоговых сотрудников, и, во-вторых, по собираемости налогов они отстают от налоговых систем вышеуказанных стран в 1,5—2 раза. В сравнении же с налоговой системой США налоговая система России почти в 3 раза уступает и по показателю граждан, приходящихся на одного налогового служащего.
Отношение налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту по анализируемым странам колеблется от 28.9% в США до 55.3% в Швеции, в среднем по Европе оно -39.9%.
По структуре налоговых поступлений страны можно разделить на следующие группы, в которых:
а) доля налогов на прибыль, товары и услуги, а также отчисления на социальную защиту отличается незначительно и колеблется в пределах 28-35% (Испания, Италия, Германия, Бельгия, Западная Европа в среднем);
б) наибольшей является доля подоходных налогов (от 37 до 58%) в США, Дании, Англии, Швеции, Польше.
в) наибольшей является доля отчислений на социальную защиту (от 38 до 46%) в Австрии, Франции, Нидерландах.
г) наибольшей является доля налогов на товары и услуги (от 42 до 48,1%) в Португалии, Греции, Ирландии.
В числе имущественных налогов во всех развитых странах преобладают:
1. Налог на имущество (недвижимость);
2. Земельный налог;
3. Налог на застройку городских территорий;
4. Налог на приобретение транспортных средств.
5. Налог на строение и сооружения;
6. Налог с владельцев транспортных средств;
7. Налог на наследование и дарение.
Первые четыре вида налогов уплачивают физические и юридические лица, последние три - только физические лица.
Важнейшим, определяющим фактором в развитии налогообложения в экономически развитых странах является тенденция глобализации мировой экономики. Переход субъектов предпринимательства разных стран к сотрудничеству, размещению капиталов в разных странах и организации производств в различных экономических зонах позволил налогоплательщику самому выбрать страну, в которой будет уплачена часть налоговых платежей. При этом в стране, на территории которой реализуются отдельные этапы производственного процесса, будет наблюдаться сокращение налоговой базы, а наличие низких налоговых ставок в одном из государств становится фактором, влияющим на размещение инвестиционных потоков денежных средств. Причем глобализация экономики окажет влияние на собираемость как прямых, так и косвенных налогов. В частности, повышение акцизов на какой-либо товар в одной стране в условиях ликвидации таможенных границ непременно породит бум "туристов" в страну с целью приобретения дешевого товара. В условиях глобализации экономики становится очевидным факт противоречия между глобальным характером налогообложения и доходами юридических и физических лиц. Данная ситуация обострит конкуренцию между государствами за право сбора налогов с субъектов предпринимательства. Особенно это становится заметным в условиях создания оффшорных зон и "налоговых гаваней" в странах, которые предоставляют предпринимателям возможности законной оптимизации налоговых платежей.
Промышленно развитые страны отказались от ликвидации оффшорных зон и "налоговых гаваней", но вместе с тем приняли пакет налоговых мер, ориентирующих национальные налоговые системы не на конфронтацию с "налоговыми гаванями", а на снижение высоких налоговых ставок, увеличение числа льгот или прямых субсидий и компенсаций для экспортной деятельности инвестирования, создания новых рабочих мест и т. д. Это положение весьма благоприятно может сказаться на тех компаниях, которые не ведут активной производственной деятельности в странах основного местонахождения. Кроме того, в развитых странах нередко предоставляются отсрочки от налогообложения доходов, полученных за рубежом. Все государства понимают, что даже выведенные в оффшорные зоны капиталы только базируются в них, а реально функционируют в промышленно развитых странах. В эти же страны переводятся и доходы с этих капиталов. Правительства развитых стран осознают, что жесткая позиция по отношению к налогообложению и взаимоотношениям крупных компаний с "налоговыми гаванями" может побудить инвесторов и компании покинуть данную страну. Правительства развитых стран понимают, что "налоговые гавани", или "убежища", играют важную роль в смягчении остроты конкурентной борьбы и противоречий между развитыми странами за привлечение капиталов и дают правительству важный аргумент для внутриполитической борьбы в них, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот предпринимателям.
Однако в рамках данной конкуренции предприниматели промышленно развитых стран рассматривают реформу налогообложения как одну из основных и первоочередных задач в сторону упрощения налоговой системы, что позволит минимизировать нарушение принципа справедливости налогообложения.
Для решения этой задачи в области прямого налогообложения используется концепция совокупного дохода налогоплательщика, который включает все виды финансовых доходов, полученных за определенный период времени. Принятие данной концепции означает существенное расширение базы обложения подоходными налогами, поскольку в облагаемую базу включаются не только прямые доходы, но и доходы от недвижимости, ценных бумаг, прироста капиталов и др.
Одной из важнейших тенденций в реформировании налогообложения доходов граждан в промышленно развитых странах наметилась тенденция увеличения вычетов и налоговых льгот, учитываемых при налогообложении доходов населения.
В сфере корпоративного налогообложения наблюдаются тенденции снижения общей ставки налога с одновременным расширением налогооблагаемой базы. В этом случае государство преследует цели поддержания конкурентоспособности национальной налоговой системы, соблюдения принципа справедливости при налогообложении и поддержания достигнутого уровня государственных доходов.
В ряде промышленно развитых стран существуют различные подходы к проблеме налогообложения распределяемой и перераспределяемой прибыли. В частности, прибыль облагается как на уровне компании, так и на уровне акционера; наблюдается уменьшение налогооблагаемой прибыли на уровне компании и уровне акционера; установление специальных ставок на распределяемую прибыль и др.
Общей практикой косвенного налогообложения в развитых странах является использование налога на добавленную стоимость.
Анализ налоговой политики промышленно развитых стран свидетельствует, что одной из главных закономерностей этих стран является повышение роли налогов на потребление. В частности, удельный вес налогов на потребление этих стран вырос с 12 до 18% при практически неизменной доле налога на прибыль и подоходного налога. Промышленно развитые страны в качестве обязательного условия вступления в ЕС выдвинули условие введения в национальную налоговую систему НДС на уровне 15—20 %, что, по их мнению, будет способствовать выравниванию условий конкуренции для субъектов экономики в различных странах.
- Оглавление
- 1.Основные причины возникновения налогов и сборов. Причины возникновения налогов и налогообложения
- 2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.
- 2. Развитие налогообложения в России
- 3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.
- Предмет налогового права
- 4. Метод налогового права. Метод налогового права
- 5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.
- Признаки налоговых правоотношений
- Структура налоговых правоотношений
- 6. Публично-правовая природа налогового права.
- 7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.
- 8. Общие принципы налогообложения. Принципы налогообложения
- 9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами рф и муниципальными образованиями.
- 10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.
- Особенности норм налогового права
- Особенности норм налогового права:
- Виды норм налогового права
- 11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой. Законодательство о налогах и сборах
- Система налогов и сборов, юридический состав налогов
- 12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.
- Содержание правового статуса кредитной организации
- 13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность
- 14. Императивно обязательный характер налогов.
- 15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.
- 16. Основные различия налогов и сборов.
- О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве
- 17. Основания классификации налогов и сборов.
- Виды налогов:
- 2) По принадлежности к уровню правления:
- 3) По объекту обложения:
- 5) По субъекту обложения:
- 18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения». Понятие и классификация субъектов налогового права
- 1) По способу нормативной определенности:
- 2) По характеру фискального интереса:
- 3) По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:
- 19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса. Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.
- Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус
- 20. Основные элементы налогообложения. Обязательные (основные) элементы
- Факультативные элементы
- Вспомогательные элементы юридического состава налога
- 21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.
- Нк рф Статья 376. Порядок определения налоговой базы
- Объект налогообложения
- 22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения. Факультативные элементы налогообложения
- 23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.
- Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления
- Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
- Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
- Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
- 24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности. Понятие налоговой обязанности и ее исполнения
- Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Основания возникновения налоговой обязанности
- Основания для прекращения налоговой обязанности
- Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
- 25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Требование об уплате налогов и сборов
- Содержание требования об уплате налога:
- Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
- Залог имущества
- Поручительство
- Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей
- Арест имущества
- 26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.
- Понятие и значение налогового контроля
- Цель налогового контроля:
- Объекты налогового контроля:
- Предмет налогового контроля:
- Субъекты налогового контроля:
- Формы и виды налогового контроля
- Основные формы налогового контроля:
- Виды налогового контроля:
- 2) В зависимости от субъекта:
- 3) В зависимости от места проведения:
- 27. Основания для постановки на учет в налоговых органах.
- 28. Виды налоговых проверок. Налоговая проверка как основной метод налогового контроля
- Виды налоговых проверок:
- Основная цель налоговых проверок:
- Субъекты, уполномоченные проводить налоговые проверки:
- Общие правила проведения налоговых проверок:
- Камеральная налоговая проверка
- 29. Период времени, охватываемый налоговой проверкой. Процессуальные сроки при проведении налоговой проверки
- Рассчет максимального срока от момента начала проверки до момента, когда нужно исполнить решение фнс
- 30. Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
- Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
- 31. Выездная налоговая проверка.
- Объект выездной налоговой проверки:
- Предмет выездной налоговой проверки:
- Налоговые органы не вправе проводить:
- Сроки выездной налоговой проверки
- Повторная выездная налоговая проверка
- 32. Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля. Налоговое администрирование
- Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют:
- Структура налоговых органов рф Структура фнс (http://www.Nalog.Ru/mnsrus/mns_pages/):
- Функции налоговых органов рф Основные функции налоговых органов рф:
- Полномочия налоговых органов
- 33. Налоговая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности.
- 34. Общие условия привлечение к налоговой ответственности
- Понятие налоговых правонарушений, лица, подлежащие ответственности за их совершение
- Элементы состава налогового правонарушения:
- Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
- 35. Основные принципы налоговой ответственности.
- 36. Обстоятельства освобождения от привлечения к налоговой ответственности.
- Отсутствие события налогового правонарушения
- Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения
- 37. Налоговый процесс.
- 38. Понятие налогового правонарушения. Основные составы налоговых правонарушений. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
- Санкции, предусмотренные нк рф за совершение налоговых правонарушений:
- Характеристика налоговых правонарушений
- Противоправность деяния
- Виновность
- Наказуемость деяния
- Состав налогового правонарушения
- Классификация составов налоговых правонарушений
- 39. Основания классификации субъектов налогового права – резиденты и нерезиденты. Налоговые резиденты и нерезиденты
- 40. Порядок исчисления и уплата налога на прибыль. Льготы по налогу на прибыль.
- Льготы по налогу на прибыль
- 41. Основные отличия прямых и косвенных налогов. Понятие «носитель налога». Различия между прямыми и косвенными налогами
- Носитель налога
- 42. Подакцизный товар и марка акцизного сбора.
- О марках акцизного сбора
- 43. Основные элементы налога на добавленную стоимость. Характеристика элементов налога на добавленную стоимость.
- Налогоплательщики налога на добавленную стоимость
- Объект налогообложения налога на добавленную стоимость
- Налоговая база налога на добавленную стоимость
- Налоговый период налога на добавленную стоимость
- Налоговые ставки налога на добавленную стоимость:
- 44. Особенности введения, изменения и отмены федеральных налогов.
- Нк рф Статья 13. Федеральные налоги и сборы
- 45. Региональные налоги Региональные налоги
- Нк рф Статья 14. Региональные налоги
- Региональные налоги
- Роль региональных налогов
- Характеристика региональных налогов
- Перспективы развития
- 46. Особенности введения, изменения и отмена региональных налогов
- 47. Местные налоги. Местные налоги
- 48. Особенности введения, изменения и отмены местных налогов.
- 49. Основные особенности исчисления и уплаты земельного налога. Особенности исчисления и уплаты земельного налога.
- Для юридических лиц Особенности и формула
- Для физических лиц
- Как происходит уплата
- Сам налог
- Санкции за неуплату
- 51. Специальные налоговые режимы.
- 52. Порядок применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
- Какие налоги заменяет есхн
- Переход на есхн
- Налоговая отчетность
- Расчет единого налога на примере
- Уплата единого налога
- 53. Субъекты, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения.
- 54. Виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вменный доход. Специфика данного налогового режима и его правовая характеристика.
- 55. Субъекты, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения.
- Упрощенная система налогообложения в России
- Определение усн
- Усно и осно
- Что значит упрощенная система налогообложения для бизнеса
- Субъекты упрощенной системы налогообложения
- Упрощенка: общие положения
- Усн для ип
- Выбор объектов налогообложения при упрощенном режиме
- Отчетность при упрощенной системе налогообложения
- Какой налог при упрощенной системе налогообложения платится с 2015 года
- Усно: расшифровка сроков и способов подачи декларации и уплаты налога
- Упрощенка в 2017 году
- Преимущества упрощенной системы налогообложения
- 56. Источники налогового права зарубежных стран.
- 57. Общая характеристика налогов, взимаемых в зарубежных странах.