1. Оптимизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий
В целях повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в области предоставления государственных услуг необходимо продолжить формирование единой инфраструктуры, позволяющей обеспечить взаимодействие всех информационных систем, используемых при предоставлении государственных услуг, на основании применения единых подходов и принципов такого взаимодействия (далее - инфраструктура электронного правительства).
Правовой основой создания инфраструктуры электронного правительства должен стать Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также подзаконные акты, принимаемые во исполнение указанного Федерального закона. Внедрение электронного правительства является одним из основных способов уменьшения временных и материальных затрат граждан и юридических лиц при взаимодействии с государством, а также снижения нагрузки на органы государственной власти. Достижение указанной задачи возможно при условии осуществления электронного взаимодействия граждан и юридических лиц с государством на всех стадиях предоставления государственных и муниципальных услуг.
Одним из необходимых элементов реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» является создание федерального реестра, содержащего сведения о предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услугах (функциях), который является информационной основой единого портала.
Федеральный реестр должен являться базовым источником информации об указанных услугах (функциях), порядке их предоставления, местах предоставления, требуемых от заявителя документах (с образцами), нормативных правовых актах, регламентирующих их предоставление (исполнение), иной необходимой справочной информации.
Должна быть обеспечена юридическая значимость размещаемой в федеральном реестре и предназначенной для публикации на едином портале информации. В дальнейшем одним из условий предоставления соответствующих услуг (функций) должно стать размещение полной и достоверной информации о них в федеральном реестре.
Предоставление государственных и муниципальных услуг
в электронной форме
Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено право заявителя на получение государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
Предоставление (исполнение) государственных услуг (функций) в электронной форме должно осуществляться с использованием единого портала. Государственные услуги (функции) в электронном виде должны предоставляться при условии однозначной идентификации заявителя.
Доступ к информации, размещенной на едином портале, а также возможность получать государственные услуги в электронном виде должны быть предоставлены через центры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и о предоставляемых (исполняемых) ими государственных услугах (функциях) (далее - центры доступа). Центры доступа должны быть установлены в шаговой доступности для населения во всех городах. В других населенных пунктах Российской Федерации должен быть установлен как минимум 1 центр доступа.
Необходимо обеспечить возможность для заявителей совершать платежи в электронной форме в целях получения государственных услуг (налоговые платежи, государственная пошлина, погашение задолженностей и штрафов), а также возможность использования всех разрешенных законодательством Российской Федерации платежных средств при совершении платежей.
Перевод процедур предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид подразумевает возможность получения информации об услугах посредством сети Интернет, подачу документов заявителем в электронном виде, их обработку в системах электронного делопроизводства и направление результата услуги в форме электронного документа. Для внедрения электронных услуг необходимы прежде всего изменение и принятие новых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, предусматривающих возможности и порядок получения наиболее востребованных и социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Необходимо провести инвентаризацию и формирование исчерпывающего перечня государственных и муниципальных услуг, требующих личного и непосредственного посещения федерального органа исполнительной власти заявителем либо представителем заявителя, а также государственных и муниципальных услуг, требующих необходимости представления документов и (или) материальных объектов.
При предоставлении заявителем документов, формы которых размещены на официальном сайте государственного органа исполнительной власти, а также на едином портале, должна оставаться возможность выбора электронной, телефонной или письменной формы взаимодействия с государственным органом исполнительной власти.
В целях создания юридически значимого электронного взаимодействия требуется обеспечение юридической значимости и приоритета данных в электронной форме.
Применение системы межведомственного электронного взаимодействия
В пункте 3 статьи 6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрены положения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г. и обязывающие органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, представлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций такие документы и информацию.
В целях реализации указанных положений необходимо обеспечить при предоставлении государственных и муниципальных услуг получение необходимых сведений из органов власти, в том числе в электронной форме, одновременно исключив требование предоставлять такие сведения заявителями.
В целях обеспечения однозначного толкования времени формирования сообщения при использовании системы межведомственного электронного взаимодействия необходимо создать электронный сервис, предоставляющий информацию о едином времени. Должен быть определен орган власти, уполномоченный на предоставление информации при помощи указанного электронного сервиса. Необходимо обеспечить использование данного электронного сервиса при эксплуатации всех информационных систем, подключенных к системе межведомственного электронного взаимодействия.
Использование информационных ресурсов, определенных как базовые, при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Внедрение системы электронного межведомственного взаимодействия позволяет сократить перечень документов и сведений, предоставляемых гражданами и юридическим лицам при обращении за государственной услугой, за счет исключения необходимости предоставлять документы и сведения, имеющиеся в иных органах и организациях.
Для эффективного использования системы электронного межведомственного взаимодействия необходимо из числа государственных информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления выделить государственные информационные ресурсы, сведения из которых являются исходными (базовыми) для формирования иных государственных и муниципальных информационных ресурсов и при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Для базовых государственных информационных ресурсов необходимо предусмотреть особое нормативное правовое регулирование и реализовать первостепенный принцип по обязательному использованию сведений из базовых информационных ресурсов в качестве источника информации об учитываемых в них объектах и субъектах. При определении информационного ресурса в качестве базового должны быть однозначно определены объект (субъект) учета и единый идентификатор сведений об объектах (субъектах) учета, обеспечивающий уникальность.
Для оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо провести инвентаризацию государственных информационных ресурсов (государственных реестров, регистров, кадастров, иных государственных баз данных), а также обеспечить единообразный, унифицированный и автоматизированный порядок формирования, ведения и использования иных государственных и муниципальных информационных ресурсов.
В целях унификации работ в сфере межведомственного взаимодействия необходимо также завершить создание системы нормативно-справочной информации, необходимой для использования базовых реестров, обеспечить развитие системы нормативно-технической информации для унификации требований к государственным информационным системам, в том числе к схемам данных, а также для предоставления доступа заинтересованным лицам к справочникам и классификаторам, необходимым для предоставления государственных и муниципальных услуг. В дальнейшем сведения обо всех информационных ресурсах, содержащих уникальные сведения, за которые ответствен уполномоченный орган власти, обеспечивающий функционирование соответствующей информационной системы, должны быть размещены в этой системе и приведены в соответствие с требованиями к базовым информационным ресурсам. Функционирование информационных ресурсов, не носящих внутриведомственного характера, является нецелесообразным и должно быть прекращено.
- К о н ц е п ц и я снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы
- I. Основные итоги административной реформы в Российской Федерации, проведенной в 2006 - 2010 годах
- II. Цели и задачи настоящей Концепции
- III. Взаимосвязь настоящей Концепции с другими направлениями
- IV. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг
- 1. Совершенствование системы лицензирования
- 2. Совершенствование системы аккредитации
- 3. Совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности
- 4. Совершенствование системы государственного контроля и надзора
- 5. Развитие и внедрение механизмов саморегулирования
- 6. Оптимизация предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций)
- 7. Мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг
- 8. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах
- V. Оптимизация осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
- 1. Оптимизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий
- 2. Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и формируемых ими информационных ресурсах
- 3. Совершенствование системы оценки регулирующего воздействия
- 4. Развитие механизмов досудебного обжалования
- 5. Оптимизация численности государственных и муниципальных служащих
- VI. Отраслевые меры по совершенствованию разрешительной и контрольно-надзорной деятельности
- VII. Механизмы реализации настоящей Концепции
- VIII. Показатели достижения целей настоящей Концепции
- 1. Показатели, формируемые на основе регулярного мониторинга
- 2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров
- 3. Место Российской Федерации в международных рейтингах показателей качества государственного управления
- П л а н мероприятий по реализации Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы