6. Оптимизация предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций)
Предоставление (исполнение) государственных и муниципальных услуг (функций) непосредственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе в многофункциональных центрах по принципу «одного окна», и в электронной форме подлежит регламентации, включению в соответствующие реестры и оптимизации их предоставления (исполнения).
На федеральном уровне сформирован и поддерживается в актуальном состоянии перечень государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами (содержит около 850 полномочий). Указанный перечень размещен в качестве классификатора в федеральном реестре государственных услуг (функций) и корректируется в соответствии с изменениями нормативной правовой базы. Перечень является основой планирования, реализации и оценки эффективности мероприятий по оптимизации государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти.
При этом указанный перечень включает только государственные услуги, а также функции по осуществлению государственного и муниципального контроля и надзора, которые подразумевают непосредственное взаимодействие государственных органов с гражданами и организациями.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также должны провести работу по формированию и ведению соответствующих перечней предоставляемых (исполняемых) государственных и муниципальных услуг (функций). Для содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработаны примерные перечни предоставляемых (исполняемых) услуг (функций), которые содержат 116 региональных и 65 муниципальных услуг и могут уточняться и детализироваться.
Кроме того, необходимо разработать проект нормативного правового акта, устанавливающего четкое разграничение понятий «государственная функция» и «государственная услуга».
Разработка и утверждение административных регламентов
В части разработки и принятия административных регламентов планируется осуществление следующих мероприятий:
утверждение Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых нормативных правовых актов, определяющих порядок разработки административных регламентов предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций) и порядок их утверждения, а также порядок проведения экспертизы административных регламентов в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и методическими рекомендациями, одобренными Правительственной комиссией по проведению административной реформы;
разработка и принятие административных регламентов предоставления (исполнения) федеральных, региональных и муниципальных услуг (функций), которые включены в соответствующие перечни;
разработка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих закрепление единообразного подхода к порядку утверждения административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), включающих в том числе описание административных процедур, связанных с проведением проверок при осуществлении государственного контроля (надзора);
административные регламенты, утвержденные до принятия Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», должны быть приведены в соответствие с нормами указанного Федерального закона.
Административные регламенты должны также содержать административные процедуры, связанные с межведомственным взаимодействием, в целях обеспечения принципа «одного окна».
Работу по регламентации государственных и муниципальных услуг (функций) предполагается завершить в 2012 году.
Деятельность по регламентации и стандартизации связана с комплексной оптимизацией государственных услуг в отдельных сферах деятельности. В целях снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг в регионах необходима разработка модельных (типовых) административных регламентов предоставления (исполнения) государственных услуг (функций) субъектов Российской Федерации прежде всего по переданным полномочиям.
Необходимо обеспечить единообразие (унификацию) наименований государственных и муниципальных услуг (функций), структуры административных регламентов, а также публикуемой в федеральном реестре и на едином портале информации об указанных государственных и муниципальных услугах с внесением в случае необходимости соответствующих изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление (исполнение) государственных и муниципальных услуг (функций).
Оптимизация порядка предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций) должна осуществляться как в рамках оптимизации государственных и муниципальных услуг (функций) в отраслевом разрезе, так и в отношении конкретных массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг.
Реализация принятых решений и качество исполнения административных регламентов должны контролироваться в ходе регулярного мониторинга качества предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), с использованием в том числе механизмов досудебного обжалования.
Выполнение стандартов качества предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций) должно быть обеспечено в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании на всей территории Российской Федерации.
Следует обеспечить переход от оптимизации и регламентации отдельных государственных и муниципальных услуг к оптимизации и регламентации комплексных сервисов «по жизненным ситуациям» (рождение ребенка, приобретение недвижимости, открытие бизнеса и др.). Для этого необходимо подготовить соответствующие предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.
Необходимо обеспечить обучение государственных служащих работе по оптимизации государственных и муниципальных функций, административно-управленческих процедур, а также по разработке административных регламентов на региональном и местном уровнях.
Формирование реестров государственных и муниципальных услуг (функций)
Федеральный реестр содержит сведения о предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услугах и исполняемых этими органами государственных и муниципальных функциях, а также об иных услугах, предусмотренных Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Федеральный реестр является информационной основой единого портала.
Все сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях), необходимых и обязательных услугах, а также об услугах бюджетных учреждений, включенных в соответствующие перечни, должны быть до конца 2012 года внесены в соответствующие реестры.
Федеральный реестр должен являться базовым источником информации об указанных услугах (функциях), порядке их предоставления, местах предоставления, требуемых от заявителя документах (с образцами), а также о нормативных правовых актах, регламентирующих их предоставление (исполнение), и иной необходимой справочной информации. При этом должна быть установлена ответственность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за недостоверность публикуемых в федеральном реестре сведений о соответствующих услугах (функциях).
Информация, публикуемая в федеральном реестре, должна позволять проводить анализ нормативной правовой базы, регламентирующей предоставление (исполнение) соответствующих услуг (функций), в целях устранения пробелов, избыточности и дублирования в предоставлении государственных услуг.
Необходимо обеспечить единообразие публикуемой в федеральном реестре информации на федеральном, региональном, местном уровнях, вносить при необходимости изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление (исполнение) соответствующих услуг (функций).
Кроме того, необходимо обеспечить юридическую значимость размещаемой в федеральном реестре и предназначенной для публикации на едином портале информации. В дальнейшем одним из условий предоставления (исполнения) соответствующих услуг (функций) должно стать размещение полной и достоверной информации о них в федеральном реестре.
Уполномоченный орган по ведению федерального реестра должен обеспечить необходимое организационное, нормативно-правовое и методическое сопровождение наполнения и ведения федерального реестра.
В субъектах Российской Федерации должны быть определены уполномоченные органы, ответственные за формирование реестра государственных услуг (функций) субъекта Российской Федерации.
Формирование реестров государственных услуг (функций) субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с примерными перечнями государственных и муниципальных услуг (функций), разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации и размещенными в федеральном реестре в качестве классификаторов.
Координацию заполнения реестров муниципальных услуг осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Оптимизация предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления платных услуг
При реализации мероприятий по оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг отдельно следует рассматривать вопросы взимания платы за указанные услуги.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, если за их предоставление взимается государственная пошлина, установленная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также если взимание платы за услуги для заявителя предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (до момента признания утратившими силу положений нормативных правовых актов, устанавливающих плату за услуги).
В целях предотвращения случаев взимания платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами, необходимо провести мероприятия по упорядочению взимания платы с заявителей при предоставлении государственных и муниципальных услуг с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты (отмена платы или ее перевод в государственную пошлину).
Оптимизация оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг
В настоящий момент сфера предоставления государственных и муниципальных услуг имеет недостатки, которые вызывают значительные затруднения у заявителя, связанные с необходимостью обращения в различные организации для получения документа, требуемого органом исполнительной власти. Заявитель может быть направлен за предоставлением услуги в подведомственное учреждение на различных основаниях. При этом указанные организации используют непрозрачные механизмы ценообразования на услуги, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, и занимают монопольное положение на рынке оказания услуг, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Основным инструментом решения указанных проблем является формирование перечней услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных статьей 9 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», на всех уровнях власти. При формировании указанных перечней применяются следующие принципы:
перечни включают как услуги, оказываемые бесплатно для заявителя, так и услуги, оказываемые за счет средств заявителя;
перечни не включают услуги по выдаче документов и предоставлению информации, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
перечни включают услуги, оказываемые всеми организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Услуги могут быть платными для заявителя только в том случае, если это предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, в целях повышения прозрачности процедуры ценообразования на услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, предельный размер платы за подобные услуги, оказываемые организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, должен утверждаться органами исполнительной власти на основании методик определения размера платы, направленных на определение экономически обоснованного размера такой платы.
Размер платы за услуги, необходимые и обязательные для предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемые независимыми негосударственными организациями, не регулируется органами государственной (муниципальной) власти.
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» необходимо:
утвердить перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, с указанием размера платы за оказание таких услуг в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
утвердить перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственных услуг, и установить порядок определения размера платы за оказание таких услуг;
утвердить перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг, и установить порядок определения размера платы за оказание таких услуг.
Необходимым условием эффективной реализации мероприятий по оптимизации участия подведомственных учреждений в предоставлении государственных и муниципальных услуг является проведение мониторинга случаев принуждения получателей государственных и муниципальных услуг к заключению возмездных договоров с третьими лицами на безальтернативной и платной основе, а также контроль за реализацией требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Это позволит сократить число случаев, когда заявителю для получения государственной или муниципальной услуги необходимо предварительно обратиться в стороннюю организацию.
Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащие включению в реестр государственных и муниципальных услуг (функций) и предоставлению в электронной форме
Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено утверждение Правительством Российской Федерации основного (обязательного) перечня услуг федеральных, региональных и муниципальных учреждений, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ). Целью формирования указанного перечня является включение в него сведений об услугах, подлежащих включению в федеральный реестр и предоставляемых в электронной форме, установленной Правительством Российской Федерации.
Перечень услуг, необходимых и обязательных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, должен содержать наиболее востребованные и социально значимые услуги государственных и муниципальных учреждений в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, труда и занятости и в других сферах общественных отношений. Возможность предоставления таких услуг в электронном виде, размещение информации о них в федеральном реестре и на едином портале должны быть обеспечены субъектами Российской Федерации в первоочередном порядке.
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо утвердить дополнительные перечни государственных и муниципальных услуг бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, обеспечить включение сведений об указанных услугах в федеральный реестр и размещение на едином портале, а также возможность предоставления их в электронном виде.
Комплексная оптимизация государственных
и муниципальных услуг
Отдельным направлением оптимизации государственных и муниципальных услуг является совершенствование порядка предоставления наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг. В качестве приоритетных на федеральном уровне выделяются следующие из них:
выдача документов, удостоверяющих личность;
регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания;
воинский учет;
сдача квалификационных экзаменов на право управления транспортным средством и выдача соответствующих удостоверений (автомототранспортные средства, самоходные машины, маломерные суда);
регистрация транспортных средств (автомототранспортные средства, самоходные машины, маломерные суда);
постановка объектов недвижимости на кадастровый учет и регистрация прав на объекты недвижимости и сделок с ними;
назначение пенсий и социальных пособий;
регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
постановка на учет в налоговом органе, учет во внебюджетных фондах.
При реализации настоящей Концепции предполагается ежегодное утверждение Правительством Российской Федерации планов по оптимизации также и иных наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг.
В рамках комплексной оптимизации наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг должно быть обеспечено существенное снижение нагрузки на заявителя за счет увеличения количества мест получения государственных и муниципальных услуг, сокращения количества предоставляемых документов, сокращения сроков получения государственных и муниципальных услуг, возможности предоставления услуг в электронном виде, а также обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах.
На региональном и муниципальном уровнях целесообразно проводить следующие мероприятия:
ежегодное формирование перечней услуг, подлежащих оптимизации на основе оценки их качества, востребованности и значимости для граждан и бизнеса;
выявление основных проблем для граждан и юридических лиц, возникающих при предоставлении им соответствующих услуг;
формирование планов по решению выявленных проблем с принятием конкретных нормативных правовых актов.
- К о н ц е п ц и я снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы
- I. Основные итоги административной реформы в Российской Федерации, проведенной в 2006 - 2010 годах
- II. Цели и задачи настоящей Концепции
- III. Взаимосвязь настоящей Концепции с другими направлениями
- IV. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг
- 1. Совершенствование системы лицензирования
- 2. Совершенствование системы аккредитации
- 3. Совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности
- 4. Совершенствование системы государственного контроля и надзора
- 5. Развитие и внедрение механизмов саморегулирования
- 6. Оптимизация предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций)
- 7. Мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг
- 8. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах
- V. Оптимизация осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
- 1. Оптимизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий
- 2. Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и формируемых ими информационных ресурсах
- 3. Совершенствование системы оценки регулирующего воздействия
- 4. Развитие механизмов досудебного обжалования
- 5. Оптимизация численности государственных и муниципальных служащих
- VI. Отраслевые меры по совершенствованию разрешительной и контрольно-надзорной деятельности
- VII. Механизмы реализации настоящей Концепции
- VIII. Показатели достижения целей настоящей Концепции
- 1. Показатели, формируемые на основе регулярного мониторинга
- 2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров
- 3. Место Российской Федерации в международных рейтингах показателей качества государственного управления
- П л а н мероприятий по реализации Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы