logo search
хрестоматия по биомедэтике

Заявление о халатном отношения врачей к своим обязанностям

Принято 44ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Марбэлла,

Испания, сентябрь 1992

В тех странах, где часты случаи возбуждения исков в связи с халатным отношением врачей к своим обязанностям, национальные медицинские ассоциации уже ищут пути решения этой проблемы. Национальным медицинским ассоциациям, в чьих странах такие случаи сравнительно редки, также следует знать об обстоятельствах, сопровождаемых увеличением числа претензий к медикам.

В настоящем "Заявлении" Всемирная Медицинская Ассоциация информирует национальные медицинские ассоциации о фактах и источниках жалоб на халатное отношение врачей к своим обязанностям. Законодательные нормы, традиции и экономическая ситуация каждой страны, безусловно, определяют приоритеты отдельных пунктов настоящего "Заявления" для каждой нацио­нальной медицинской ассоциации. Тем не менее, ВМА полагает, что оно представит интерес для любой национальной ассоциации.

1. Увеличение количества жалоб на халатное отношение врачей к своим обязанностям может быть связано с:

a) Увеличением объема профессиональных знаний и совершенствованием медицинских технологий, что позволяет врачам предпринимать такие медицинские вмешательства, какие были невозможны в прошлом, а это предполагает увеличение степени риска.

b) Навязыванием врачам обязанности при оказании медицинской помощи укладываться в некоторую ограниченную сумму.

c) Ошибочным смешением понятий права на получение медицинской помощи (что возможно) и права на достижение и поддержание здоровья (чего нельзя гарантировать).

d) Возбуждением средствами массовой информации недоверия к врачам, ставящего под сомнение их квалификацию, знания и поведение, что побуждает пациентов подавать жалобы на врачей.

  1. Побочными последствиями "оборонительной позиции", которую занимают медики в связи с увеличением количества исков.

2. Необходимо различать "халатное отношение врача к своим обязанностям" и "неблагоприятный исход заболевания, наступивший в процессе оказания медицинской помощи, не по вине врача.

a) Под врачебной халатностью следует понимать неспособность провести стандартные медицинские вмешательства при данном состоянии пациента, недостаток квалификации или небрежность в лечении больного, нанесшие прямой ущерб пациенту.

b) Непредвиденный ущерб, понесенный в процессе лечения, причинение которого не является результатом недостатка квалификации лечащего врача, является неблагоприятным исходом, наступившим в процессе оказания медицинской помощи, и не должен предполагать ответственности врача.

3. Компенсация ущерба пострадавшим пациентам должна определяться законом – отдельно для случаев халатного отношения врачей к своим обязанностям и – для случаев неблаго­приятного исхода, наступившего в процессе оказания медицинской помощи.

a) Обществу следует определить, имеет ли право пациент на компенсацию ущерба в случаях неблагоприятного исхода, наступившего не по вине врача в процессе оказания медицинской помощи, и, если это право признано, из каких источников должна производиться компенсация. Социально-экономическое положение страны и ее законодательство определяют наличие и объем соответствующих фондов, из которых производятся необходимые выплаты, и к которым врач не имеет касательства.

b) Процедура установления факта халатного отношения врача к своим обязанностям и размеры компенсации пациенту в случаях, когда факт халатности установлен, определяются законом.

4. Национальные медицинские ассоциации должны проанализировать возможность следующих форм деятельности, направленной на обеспечение паритетных отношений между врачом и пациентом:

a) Просветительские программы, информирующие широкие слои населения о риске, связанном с современными методами лечения, а также медицинские образовательные программы, раскрывающие суть "осознанного информированного согласия", и обучающие методикам его получения.

b) просветительские программы, раскрывающие пределы медицинских возможностей в условиях ограниченного финансирования.

c) Просветительные общемедицинские программы в школах и других общественных институтах.

d) Повышение уровня и качества медицинского образования с акцентом на клиническую квалификацию врачей.

e) Разработка и реализация программ, направленных на улучшение качества медицинских услуг.

f) Определение политики в отношении тех врачей, чья квалификация признана недостаточной. Следует предусмотреть возможность временного лишения таких врачей права практики и создание соответствующих систем переподготовки. Информирование общественности и правительств о негативных социальных последствиях "оборонительной позиции" медицинских работников (перестраховка излишними исследованиями, уклонение от "сложных случаев", отказ молодых врачей от специализации в тех областях медицины, которые связаны с высоким риском).

g) Информирование населения о возможности понесения в процессе лечения непредвиденного ущерба, причинение которого никак не связано с недостатком квалификации или с небрежностью врача, а потому не предполагающее его ответственности.

h) Юридическая защита врачей в случае понесения пациентом непредвиденного ущерба, не по вине врача.

i) Участие в разработке законодательных и подзаконных актов, регулирующих подачу и разбор исков в связи с "врачебной халатностью".

j) Активное противодействие произвольному толкованию понятия "врачебная халатность" как юристами, так и законодателями.

k) Внедрение внесудебных форм разбирательства жалоб на врачебную халатность, например, арбитража.

l) Стимулирование страхования врачей от профессионального риска. Частнопрактикующие врачи должны заключать такие договоры самостоятельно, а если врач работает по найму, то это – обязанность его работодателя.

m) Участие в принятии решений о выплате компенсаций пациентам, понесшим во вре­мя лечения ущерб, не связанный с врачебной халатностью.