3. Обязанности спи в отношении ис:
— сообщать ожидаемому СуИ всю информацию, необходимую для ИС;
— предоставить СуИ все возможности для получения ответов на возникающие вопросы и поощрять к выяснению всех неясных вопросов;
— исключить возможность необоснованного обмана, избыточного влияния на СуИ или запугивания;
— испрашивать ИС только после того, ожидаемый СуИ получит адекватные знания об исследований и последствиях участия, в нем будет иметь условия для решения об участии;
— как правило, получать от каждого СуИ подписанную форму как свидетельство ИС;
— обновлять ИС каждого СуИ в случае существенных изменений в условиях или процедурах исследования.
Описанные стандарты сообщения необходимой информации следует рассматривать как минимальные. В общем информация для СуИ должна включать все, что здравомыслящий человек может посчитать существенным для принятия решения об участии в ИУЧ. СПИ вместе с КЭК должен решать, что следует сообщать в конкретном исследовании. Любые ограничения возможности СуИ задавать вопросы и получать ответы до или в процессе исследования подрывают существо ИС.
Иногда для повышения валидности исследования СуИ умышленно дезинформируют, например, в форме сокрытия части информации об отдельных процедурах, направленных на контроль за точностью следования им протоколу. Делается это потому, что, зная о контроле, СуИ может изменить свое поведение, подрывая тем самым существо исследования. В ином случае СПИ может представляться пациентом с целью изучения поведения медицинских работников в их естественном состоянии. Обман СуИ недопустим в исследованиях, сопряженных с более чем минимальным риском. Если обман является необходимой частью метода исследования, СПИ должен продемонстрировать КЭК, что: 1) другие исследовательские методы не подходят, 2) что таким образом достигается значительно больший успех, 3) что ничто из того, что могло бы привести СуИ к отказу от участия в исследовании, не скрывается. КЭК вместе со СПИ должен определить где и как СуИ могут получить утаенную информацию по окончании исследования
4. Привлечение к участию в исследовании. СуИ могут получать плату за неудобства и потерянное время, компенсации за расходы, понесенные в результате участия в исследовании, бесплатную медицинскую помощь. Выплаты не должны быть столь большими, а медицинские услуга — столь значительными, чтобы побуждать, предполагаемых СуИ согласиться на участие в исследовательском проекте, несмотря на возможность решения их проблемы в лучших условиях. Все выплаты, компенсации и медицинские услуги СуИ должны быть одобрены КЭК.
Запугивание в любой форме лишает ИС законной силы. СуИ часто являются пациентами и зависят от СПИ в получении медицинской помощи; СПИ пользуется доверием в их глазах. Если исследовательский протокол имеет терапевтический компонент, влияние СПИ через него на пациентов может быть значительным. Они могут, например, опасаться, что отказ от участия в исследовании может повредить их отношениям со СПИ.
5. Исследования с участием детей. Предпринимая исследование с участием детей, СПИ должен убедиться в том, что:
— дети не будут вовлекаться в исследование, которое равным образом может быть проведено с участием взрослых;
—целью исследования является получение знаний, относящихся к потребностям здоровых детей;
— родитель или законный представитель каждого ребенка дал родственное ИС;
— ИС каждого ребенка получено в соответствии с его возможностями;
— отказ ребенка от участия в ИУЧ должен быть уважаем даже в случае, если по протоколу исследования ребенок получит лечение, не имеющее приемлемой с медицинской точки зрения альтернативы;
—риск, вытекающий из процедур, не направленных непосредственно на пользу индивидуального СуИ — ребенка, мал и соизмерим с важностью получаемых знаний;
—вмешательства, направленные на получение терапевтического эффекта, не менее полезны для каждого СуИ— ребенка, чем альтернативные средства.
Добровольное сотрудничество ребенка должно быть оформлено после того, как ребенок будет проинформирован в соответствии с его зрелостью и интеллектом. В России установлен возраст, в котором ребенок может давать ИС — 15 лет. Часто дети, юридически не способные давать ИС, могут понимать смысл ИС и проходить соответствующие процедуры (обычно старше 13 лет). Поэтому они могут осознанно соглашаться на участие в качестве СуИ. Такое согласие недостаточно для участия в исследовании, пока оно не дополнено ИС родителей или законного представителя.
Дети старшего возраста, способные дать ИС должны отбираться для исследования прежде младших детей, если научные соображения позволяют это. Отношение ребенка, к участию в исследовании необходимо уважать даже при наличии родительского ИС или ИС законна представителя. Исключением может быть только случай, когда предусмотренное протоколом лечение не имеет медицински приемлемой альтернативы. Родителю или опекуну, давшему ИС на участие ребенка в исследовании, должно быть дано право наблюдать процесс исследования тем, чтобы он имел возможность исключить ребенка из исследования, если сочтет, что это в интересах ребенка.
6. Исследования с участием лиц, страдающие психическими и поведенческими расстройствами. Прежде чем предпринимать исследование участием лиц, которые по этой причине не способны дать адекватное ИС, СПИ должен убедиться, что:
— такие лица не станут субъектами исследования, которое можно провести на лицах, умственно полноценных;
— цель исследования – получить знания, связанные с существенными проблемами лиц, страдающих такими расстройствами;
— ИС каждого СуИ получается в соответствии с его возможностями, и отказ предполагаемой СуИ от участия всегда будет уважаться;
— в случае недееспособности СуИ ИС получают у опекуна или законного представителя;
— степень риска, не связанного с получением пользы самим СуИ, мала и соизмерима с важностью получаемых в период исследования знаний;
— вмешательства, направленные на получение терапевтического эффекта, не менее вредны для СуИ, чем альтернативные.
Добровольное сотрудничество таких больных людей должно достигаться в той степени, в какой это позволяет их интеллектуальный статус. Согласие ближайшего родственника – супруга, родителя или брата (сестры) — в некоторых случаях представляется сомнительным, в особенности в семьях, где такие больные могут рассматриваться как обуза. Если субъект доставлен в учреждение здравоохранения по решению сбора необходимо, получить законное разрешение для включения субъекта в исследование.
7. Исследования с участием заключенных. Заключенные с тяжелыми болезнями или риском развития тяжелых болезней не должны произвольно лишаться доступа к исследуемым лекарствам, вакцинам или другим агентам, которые дают надежду на лечебную или профилактическую эффективность. Хотя никакие международные декларации не препятствуют участию заключенных в биомедицинских исследованиях, проводить исследования с заключенными в качестве СуИ не рекомендуется.
8. Планируя проведение исследования с участием субъектов из неразвитых сообществ в развитых или развивающихся странах, СПИ должен убедиться, что:
— эти лица не будут вовлечены в исследование, которое может быть с успехом проведено в развитом сообществе;
— исследование соответствует нуждам здоровья и приоритетам сообщества, в котором будет проводиться исследование;
— будут предприняты все усилия для обеспечения этического императива к получению индивидуального ИС;
— предпосылки к исследованию проанализированы и одобрены КЭК, имеющим в составе своих членов или консультантов лиц, хорошо знакомых с ценностями и традициями сообщества.
Правило исходит из презумпции того, что ИУЧ в развивающихся странах или неразвитых сообществах в основном проводятся исследователями и финансируются учреждениями из развитых стран или из развитых сообществ развивающихся стран. Такие исследователи и спонсоры могут предпочитать способы действий, которые были бы признаны аморальными и их собственной стране. Этого нужно ожидать, и спектр приемлемых действий спонсоров и исследователей должен быть детализирован в протоколе, представляемом в КЭК.
9. ИС в эпидемиологических исследованиях (ЭИ). В ЭИ некоторых типов индивидуальное ИС получать непрактично или нежелательно. В этих случаях КЭК. должен определить, является ли этически приемлемым исследование без индивидуального ИС и достаточны ли планы СПИ защитить безопасность и достоинство личности СуИ и поддерживать конфиденциальность данных.
ЭИ, которые требуют изучения документов, таких, как медицинские карты, или анонимного исследования остатков проб крови, мочи, слюны или частиц тканей, могут проводиться без согласия соответствующих субъектов, поскольку их права конфиденциальности защищены самими методами исследования. ИС не требуется для использования публично доступной информации, но СПИ должен знать, что страны и сообщества различаются по представлениям о том, какая информация о субъекте считается общедоступной. Детально настоящие требования рассмотрены в специальном обзоре.
10. Равное распределение ущерба и выгод. Индивидуумы или сообщества в случае приглашения к участию в качестве субъектов исследования должны быть выбраны таким образом, чтобы ущерб и выгоды от исследования были равным образом распределены. Если необходимо приглашение ранимых индивидуумов, меры защиты их и благополучия должны быть особенно строгими.
Равное распределение ущерба и выгод от участия в исследовании затруднительно, когда предполагаемые СуИ включают ранимых субъектов (группы). Ранимыми традиционно считаются индивидуумы (классы) с ограниченной способностью к свободному ИС. Этические основания для их включения и исследование, обычно требуемые от СПИ в КЭК: а) исследование не может быть проведено с участием менее ранимых субъектов, 6) исследование нацелено на получение знании необходимых для решения проблем здоровья, характерных или уникальных для этого ранимого субъекта (класса), в) СуИ и другие члены ранимого класса получат разумный доступ к средствам, которые появятся в результате исследования, г) риск, связанный с исследованием и не связанный с предоставлением выгод субъекту, будет минимальным; д) если ожидаемые СуИ недееспособны или по иным причинам ограничены в возможности дать ИС, согласие должно быть дано родственником, законным защитником или иным уполномоченным представителем.
Качество ИС ожидаемых СуИ, являющихся подчиненными членами иерархических групп, требует тщательного рассмотрения в КЭК. Их ИС может быть недопустимым образом искажено ожиданиями (обоснованными или нет) предпочтительного обхождении или страхом неодобрения или возмездия в случае отказа. Примерами таких групп являются студенты медицинских институтов (факультетов) или сестринских училищ (колледжей), подчиненный госпитальный или лабораторный персонал, работники фармацевтических компаний, военнослужащие и полицейские. Поскольку они работают в тесной зависимости от СПИ или дисциплинарного начальника, то чаще, чем другие, призываются в качестве СуИ, и это ведет к неадекватному распределению ущерба и выгод исследования.
Лечебные средства, обещающие терапевтические преимущества и доступные для лиц, не рассматриваемых как ранимые, должны быть равно доступны и для членов ранимых групп, в частности, когда недоступно более эффективное или равное средство. Дети, беременные и кормящие женщины, лица с психическими расстройствами, неспособные дать ИС, заключенные должны получать равный и доступ к преимуществам таких исследуемых средств, если разумные причины, например, медицинские противопоказания, не препятствуют этому.
11. Беременные или кормящие грудью женщины не должны быть субъектами неклинических исследований, за исключением случаев, когда риск исследования для плода или вскармливаемого ребенка не более чем минимальный и целью исследования является получение новых знаний о беременности или лактации. Считается общим правилом, что беременные и кормящие женщины не должны быть субъектами каких-либо КИ, за исключением испытаний, которые специально организованы для защиты или улучшения здоровья беременных и кормящих женщин, либо плода или грудных детей и для которых женщины, не являющиеся беременными или кормящими, не подходят.
Примерами таких КИ могут быть испытания эффективности и безопасности лекарств, снижающих перинатальный перенос HIV-инфекции от матери ребенку, или испытания средств выявления аномалий плода.
В большинстве обществ женщины подвергаются дискриминации в отношении их вовлечения в ИУЧ. Женщины, которые биологически способны быть беременными, обычно исключаются из формальных КИ лекарств, вакцин и устройств вследствие возможного риска для плода. Следовательно, мало известно об опасности и эффективности большинства лекарств и устройств у таких женщин. Этот недостаток знаний может быть опасным. Например, талидомид вызвал значительно большие уродства, чем это могло бы быть, если бы его первое применение у беременных женщин проходило в рамках нормального, тщательно контролируемого КИ. Политика исключения из КИ женщин, биологически способных быть беременными, несправедлива, поскольку лишает женщин преимуществ использования новых знаний, получаемых в ходе КИ. Эта политика противоречит праву на самоопределение. Подобное исключение может быть оправдано только в случае подозрения на мутагенность или тератогенность конкретной вакцины или лекарства. Тем не менее, поскольку женщины детородного возраста должны получить возможность участвовать в КИ, их надо информировать о том, что исследования могут быть опасны для плода.
Получение ИС женщин, включая беременных и кормящих, обычно не представляет особых проблем. В некоторых странах, правда, права женщин на самоопределение и, таким образом, полноценное ИС, не признаются.
12. Обеспечение конфиденциальности. Исследователь должен обеспечить защиту конфиденциальности данных, полученных при исследовании. Лицам, участвующим в исследовании, следует объяснить пределы возможностей исследователя в обеспечении конфиденциальности и возможные последствия ее нарушения.
Обычными подходами является получение предварительного ИС на обнародование данных исследования и минимизация возможностей нарушения конфиденциальности. Если требование индивидуального ИС снимается КЭК, должны быть предприняты альтернативные меры.
Пациент в лечебных отношениях со своим врачом имеет право ожидать, что информация будет сохраняться в тайне и раскрываться только тем, кто имеет на нее законное право, например, другим специалистам, участвующим в лечении. Закон РФ предусматривает ответственность за разглашение конфиденциальной информации не только врача, но и всех лиц, которым она стала известна по закону. Лечащий врач не должен раскрывать какую-либо идентифицирующую пациента информацию СПИ, пока пациент не даст своего ИС на это.
В учреждениях, где записи могут быть использованы для исследовательских целей без ИС, желательно предупреждать всех пациентов о такой практике. В случае ИУЧ, ограниченных формулярами пациентов, доступ к ним должен быть одобрен КЭК и контролироваться лицом, которое полностью осознает требования конфиденциальности. При создании банков данных о пациентах (СуИ) СПИ должен организовать защиту конфиденциальности данных путем, например, исключения информации, которая позволяет идентифицировать отдельных СуИ, ограничения доступа к данным или другими средствами.
13. Право субъекта на компенсацию. СуИ, получивший физическую травму в результате участия в ИУЧ, обладает правом на финансовую или другую помощь, которая может полноценно компенсировать ему равно временные или постоянные нарушения или инвалидность. В случае смерти его иждивенцы обладают правом на материальную компенсацию. Право на компенсацию не может отрицаться.
Смерть или инвалидность редко бывают следствием процедур, выполняемых исключительно в целях исследования, значительно чаще они являются результатом диагностических, профилактических или лечебных вмешательств. Компенсацию обычно назначают субъекту, которых пострадал от процедур, проводимых исключительно в целях исследования. Когда, например на ранних стадиях тестирования лекарств, неясно, является ли выполняемая процедура в основном исследовательской или лечебной, КЭК должен заранее определить травмы, за которые СуИ получит компенсацию. Ожидаемые СуИ должны быть информированы о решении КЭК. У СуИ не испрашивают отказа от прав на компенсацию и не демонстрируют небрежности в отношении компенсации.
Спонсор должен согласиться до начала исследования обеспечить компенсацию за любую физическую травму, включенную в список травм подлежащих компенсации; ему желательно получить страховку риска для покрытия компенсации независимо от доказательств вины.
14. Конституция и ответственность КЭК. Все предложения по проведению ИУЧ должны быть представлены для контроля и одобрения в один или более независимых этических или научных контрольных комитетов. Исследователь должен получить одобрение предложения до начала проведения исследования.
Контроль за ИУЧ находится в ведении политических институтов, организаций медицинских профессионалов и исследователей, зависит от степени автономности, данной медицинским исследователям.
Научный контроль и этический контроль не могут быть четко разделены: научно не обоснованные ИУЧ ipso facto неэтичны из-за того, что люди будут подвергнуты риску или неудобству без цели. Поэтому КЭК рассматривает как научные, так и этические аспекты предлагаемых исследований.
Образование КЭК на местном и региональном уровнях в РФ предусмотрено законом. В 1993 г. начали действовать Российский национальный и ряд местных и учрежденческих комитетов. Если КЭК оценивает предложение об исследовании как научно обоснованное или констатирует, что компетентный экспертный орган вынес такую оценку, он рассматривает, соотносим ли риск для СуИ с ожидаемой пользой и, если это так, удовлетворительны ли предлагаемые процедуры получения ИС и отбора СуИ.
Сравниваемые вмешательства (виды лечения) для того чтобы быть действительно сравнимыми должны рассматриваться как равно благоприятные для СуИ. Не должно быть научных оснований для установления превосходства одного над другим. Более того, ни одно другое вмешательство не должно быть известно как превосходящее сравниваемые в КИ, если только доступ к участию в КИ не ограничен лицами, которые уже безуспешно лечились другим, более эффективным средством, или лицами, которые знают.
Для каждого КИ должен создаваться специальный наблюдательный комитет за данными исследования и их безопасностью, ответственный за дачу рекомендаций об изменении или прекращении КИ, исправлении процесса или формы ИС. Комитет дает такие рекомендации в случае выявления неблагоприятных факторов, природа которых, происхождение или величина были неожиданными для спонсоров или СПИ в процессе планирования КИ, а также, если один из видов лечения, оцениваемых в КИ, превосходит другое. Правила прекращения КИ должны быть сформулированы в стадии планирования с тем, чтобы наблюдательный комитет мог своевременно дать рекомендации.
Местный КЭК необходимо подбирать так, чтобы он был способен к полному и адекватному контролю исследовательской деятельности и должен состоять из врачей, ученых и других специалистов (медицинские сестры, юристы, специалисты по этике, священники; лица из местного населения, представляющие культурные моральные ценности сообществ, как женщины, так и мужчины). КЭК, которые часто рассматривают исследования, посвященные одной болезни, например СПИДу, должны учитывать преимущества включения в ее члены или в число консультантов пациентов с такими заболеваниями. Равным образом КЭК, контролирующие исследования с участием "ранимых" групп (дети, студенты, престарелые лица, персонал) должны учитывать преимущества включения представителей этих групп в комитет.
КЭК обычно не имеет прав на наложение санкций на СПИ, нарушающих этические стандарты при проведении ИУЧ. Однако КЭК должен отчитываться перед руководством учреждения или правительством при обнаружении серьезных или длительных действий, не соответствующих этическим стандартам. Непредставление исследовательского протокола в КЭК должно рассматриваться как нарушение этических стандартов.
Предпочтительные методы контроля включают культивирование атмосферы взаимного доверия, стимулирование исследователей и спонсоров к этичному проведению исследований. В случае, если санкции становятся необходимыми, они должны быть направлены на нарушителей — исследователей и спонсоров. Они могут включать штрафы или приостановку нрав на: 1) получение средств на исследования; 2) использование испытываемых методов лечения или медицинскую практику; 3) публикацию результатов ИУЧ, проведенных неэтичным образом; 4) использование неэтично полученных данных для обоснования разрешения на регистрацию лекарственного средства. Этический контроль должен базировать на деятельном протоколе, представляющем:
— ясное указание цели исследования с упоминанием существующего уровня знаний и оправданием предпринимаемого ИУЧ;
— точное описание всех предлагаемых вмешательств, включая дозы лекарств и продолжительность лечения;
— описание планов прекращения стандартного лечения и воздержания от него и ходе исследования;
— описание плана статистического анализа исследования, который включает расчет статистической силы исследования, указывает критерии прекращения исследования и демонстрирует, что нужное число субъектов будет набрано;
— критерии, определяющие включение отдельных субъектов в исследование и исключение из него, детали процедуры получения ИС;
— расчет экономических и других мер вовлечения в исследование (выплаты, подарки, услуги, удобства);
— для ИУЧ, сопряженных с более чем минимальным риском физической травмы, расчет планов обеспечения лечения этих травм и компенсаций.
Кроме того, должна быть представлена информация для установления:
— безопасности каждого вмешательства, включая результаты лабораторных исследований и опытов на животных;
— ожидаемых преимуществ и риска участия в программе исследования;
— идентификации организации, финансирующей проект, и расчета ее обязательств;
— планов информирования СуИ о вреде и преимуществах исследования и о результатах при его завершении;
— объяснение того, кто будет вовлекаться в ИУЧ, и, если некоторые классы субъектов исключаются, оснований для исключения;
— оснований для включения в число СуИ субъектов с ограниченной возможностью получения от них ИС;
— свидетельств, что исследователь квалифицирован и обеспечен условиями для безопасного и эффективного проведения ИУЧ;
— мер защиты конфиденциальности данных.
15. Обязательства спонсоров и страны-хозяина. Финансируемые из-за рубежа исследования влекут за собой два этических обязательства:
1) иностранное финансирующее агентство должно представить исследовательский протокол на этический и научный контроль в соответствии со стандартами страны агентства-спонсора; применяемые этические стандарты должны быть не менее строгими, чем в этой стране;
2) после научного и этического одобрения в стране агентства-спонсора соответствующие руководители страны-хозяина, включая национальный или локальный КЭК или его эквивалент, должны удостовериться самостоятельно, что предлагаемое исследование соответствует их собственным этическим требованиям.
Этический контроль агентства в зарубежной стране-спонсоре может быть ограничен, если представлены доказательства того, что КЭК в стране-хозяине имеют большую компетентность в контроле деталей плана на соответствие их культурным и моральным ценностям популяции, в которой будет проводиться исследования.
Закон РФ предполагает утверждение законодателем устава КЭК. Этого пока не сделано. Подготовка такого документа возможно лишь в результате усилий создающихся местных и национального комитетов биоэтике.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРИ КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЯХ13
- Содержание
- Классическая (гиппократова) медицинская этика (деонтология). Этические требования к врачу в современном обществе медицинская биоэтика как наука
- Сравнительная характеристика медицинской этики и биоэтики
- Клятва гиппократа
- О враче
- Факультетское обещание
- Этический кодекс российского врача
- Раздел 1. Общие положения (врач и общество)
- Раздел 2. Врач и права пациента
- Раздел 3. Отношения с коллегами и другим медицинским персоналом
- Раздел 4. Врач и прогресс медицины
- Раздел 5. Пределы действия этического кодекса, порядок его пересмотра и ответственность за его нарушение
- Международный кодекс медицинской этики
- Обязанности врачей по отношению друг к другу
- Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (выдержки) Раздел х. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников
- Медицинские (врачебные) ошибки. Проблема ятрогенных заболеваний
- Заявление о халатном отношения врачей к своим обязанностям
- Врачебные ошибки и совесть врача: экскурс в историю отечественной медицины
- XIX — начала XX века10
- Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан
- Права пациента в международной практике и в россии
- Лиссабонская декларация о правах пациента
- Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в европе
- Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе
- 1. Предпосылки
- Руководящие принципы
- 2. Цели
- 3. Основы концепции
- 1. Права человека и человеческие ценности в здравоохранении
- 2. Информация
- 3. Согласие
- 4. Конфиденциальность и приватность
- 5. Лечение и организация медицинской помощи
- 6. Реализация прав пациентов
- 7. Определения
- Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине
- Часть I. Общие положения
- Часть II. Согласие
- Часть III. Частная жизнь и право на информацию
- Часть IV. Геном человека
- Часть V. Научные исследования
- Часть VI. Изъятие у живых доноров органов и тканей с целью их трансплантации
- Часть VII. Запрещение извлечения финансовой выгоды и торговли частями человеческого тела
- Часть VIII. Нарушение положений настоящей Конвенции
- Часть IX. Связь настоящей Конвенции с другими документами
- Часть X. Публичное обсуждение
- Часть XI. Толкование и выполнение положений Конвенции
- Часть XII. Протоколы
- Часть XIII. Поправки к Конвенции
- Часть XIV. Заключительные положения
- Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека
- Общие положения
- Принципы
- Применение принципов
- Содействие реализации декларации
- Заключительные положения
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья
- Раздел I. Общие положения
- Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья
- Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи
- Экспериментальная медицина:
- Б. Фундаментальные принципы проведения любых научных исследований
- В. Дополнительные принципы, касающиеся медицинских исследований, проводимых одновременно с оказанием медицинской помощи
- Международные рекомендации (этический кодекс) по проведению медико-биологических исследований с использованием животных
- Основные принципы
- Международные этические требования к
- Требования
- 3. Обязанности спи в отношении ис:
- В. К. Лепахин, в. П. Фисенко, в. В. Чельцов, а. В. Астахова
- Информированное согласие
- Независимые этические комитеты
- Терминологический словарь
- Положение о Национальном этическом комитете
- 1. Общие положения
- 2. Цель и задачи
- 3. Функции Национального этического комитета
- 4. Структура Национального этического комитета
- 5. Регламент деятельности и порядок работы Национального этического комитета
- Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-фз "о лекарственных средствах" (с изм. 22 августа, 29 декабря 2004 г.) выдержки
- Глава I. Общие положения
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1
- Раздел VIII. Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам
- Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-фз "о рекламе" выдержки
- Сентябрь 1989 Оригинал: Английский заявление об использовании животных в медико-биологических исследованиях
- Этические проблемы аборта, контрацепции,
- Стерилизации. Новые репродуктивные технологии
- Краткая история аборта и демографической политики в России
- А.А.Попов (научный сотрудник Центра демографии и экологии человека ран)
- Первая страна мира, легализовавшая аборт
- Отмена либерального закона об аборте
- Аборт вновь легален
- Мини-аборт
- Аборт вместо контрацепции
- Нелегальный аборт и материнская смертность
- Распространенность аборта в мире.
- Безопасный аборт.
- Сентябрь 1994 Оригинал: Английский заявление о праве женщины на использование контрацепции
- Ноябрь 1983 Оригинал: Английский заявление о планировании семьи
- Декларация осло о медицинских абортах
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья
- Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека
- Инструкция о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности
- Инструкция
- Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности
- Инструкция о порядке разрешения операции медицинской стерилизации граждан
- Правовые основы медицинского вмешательства в репродуктивную деятельность человека (искусственное оплодотворение)16
- Октябрь 1987 Оригинал: Английский заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов
- Исследования
- Донорство
- Эйтаназия как биоэтическая проблема
- Декларация об эвтаназии
- Сентябрь 1992 Оригинал: Английский заявление о пособничестве врачей при самоубийствах
- Венецианская декларация об терминальном состоянии
- Заявление о политике в области лечения смертельно больных пациентов, испытывающих хроническую боль
- Заявление о персистирующем вегетативном состоянии
- Персистирующее вегетативное состояние
- Сиднейская декларация относительно констатации факта смерти
- Всероссийская онкологическая социальная программа «равное право на жизнь»
- Философия «Равное Право на Жизнь» базируется на том, что:
- На нее равные права!»
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья
- Некоторые аспекты эвтаназии как моральная
- Что думают об эвтаназии врачи19
- Считаете ли Вы допустимой эвтаназию?
- К вопросу о легализации эвтаназии в странах снг21
- Этические проблемы, возникающие
- Фамилия Имя Отчество Дата рождения Возраст
- Структура хосписа
- Организация и оказание медицинской (симптоматической) помощи в хосписе
- Социальная помощь
- Медико-психологическая помощь в хосписе
- Специфические проблемы хосписа
- О перспективе развития сети хосписов в Москве
- Этико-правовые проблемы клинической трансплантологии и трансфузиологии
- Декларация о трансплантации человеческих органов
- Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов
- Заявление о трансплантации эмбриональных тканей
- Преамбула
- Рекомендации
- Заявление о торговле живыми органами
- Дополнительный протокол к Конвенции по правам человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человеческого происхождения (не ратифицирован в рф) выдержки
- Глава I. Цели и сфера применения Статья 1. Цели
- Статья 2. Сфера применения и определения
- Глава II. Общие положения Статья 3. Система трансплантации
- Статья 4. Профессиональные стандарты
- Статья 13. Согласие живого донора
- Статья 14. Защита лиц, не способных дать согласие на удаление органа или ткани
- Статья 15. Удаление клетки у живого донора
- Статья 22. Запрещение торговли органами и тканями
- Глава VII. Конфиденциальность Статья 23. Конфиденциальность
- Глава VIII. Нарушения положений Протокола Статья 24. Нарушения прав или принципов
- Статья 25. Компенсация за незаконный ущерб
- Статья 26. Санкции
- Этические аспекты трансфузиологии
- Биоэтика и деонтология в клинической трансплантологии с.Л. Дземешкевич, и.В. Борогад, а.И.Гурвич
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья
- Закон рф от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "о трансплантации органов и (или) тканей человека" (с изменениями от 20 июня 2000 г.)
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Изъятие органов и (или) тканей у трупа для трансплантации
- Раздел III Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации
- Раздел IV Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала
- Закон рф от 9 июня 1993 г. N 5142-I "о донорстве крови и ее компонентов" (с изм. 22 авг. 2004 г.) Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Права, обязанности донора и меры социальной поддержки, предоставляемые ему
- Раздел III. Организация донорства крови и ее компонентов
- Раздел IV. Заключительные положения
- Спид: этико-правовые проблемы
- Временное заявление по спид'у Принято 39 Всемирной Медицинской Ассамблеей, Мадрид, Испания, октябрь 1987
- Сентябрь 1992 Оригинал: Английский заявление по вопросам, возникающим в связи с вич-эпидемией
- Консультирование по вопросам вич/спиДа Заявление юнэйдс о политике тестирования
- Заявление о профессиональной ответственности врачей при лечении лиц, больных спид'ом
- Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-фз "о предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции)" (с изм. 22 авг. 2004 г.)
- Глава 1. Общие положения
- Глава II. Медицинская помощь вич-инфицированным
- Глава III. Социальная поддержка вич-инфицированных и членов их семей
- Глава IV. Социальная поддержка лиц, подвергшихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей
- Глава V. Заключительные положения
- Комментарии к фз «о предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции)»
- Приказ Минздрава ссср от 14 мая 1991 г. N 134 "о порядке назначения и выплаты пособия на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных спиДом"
- Перечень работников отдельных профессий, производств, предприятий,
- Учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское
- Освидетельствование на выявление вич-инфекции при проведении обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (утвержден постановлением Правительства рф
- От 4 сентября 1995 г. N 877)
- Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (вич-инфекции) (утв. Постановлением Правительства рф от 13 октября 1995 г. N 1017)
- Перечень показаний для обследования на вич/спид в целях улучшения качества диагностики вич-инфекции
- Приказ Минздрава России от 28.12.93 n 302 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности"
- Инструкция по организации и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в акушерских стационарах (извлечения)
- 2. Порядок приема на работу
- 4. Правила содержания структурных подразделений акушерских стационаров
- 4.2. Приемно-смотровое отделение
- 4.8. Обсервационное отделение
- Этико-правовые проблемы медицинской
- Генетики и генной инженерии
- Сентябрь 1992 Оригинал: Английский
- Декларация о проекте "геном человека"
- Заявление о генетическом консультировании и генной инженерии
- Генетика человека: этические проблемы настоящего и будущего. Проблемы евгеники
- Этические и правовые аспекты клонирования человека34
- Основы технологии клонирования
- Клонирование животных
- Клонирование человека
- Отношение церкви к клонированию человека
- Международные подходы к решению этических и правовых проблем клонирования
- Российская позиция в отношении клонирования человека
- Общие этические правила медицинской генетики
- Общие этические правила медицинской генетики
- Заявление hugo о принципах проведения
- Федеральный закон от 5 июля 1996 г. N 86-фз
- Федеральный закон от 20 мая 2002 г. N 54-фз "о временном запрете на клонирование человека"
- 33 Приказ Минздрава рф от 26 ноября 1997 г. N 345 "о совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах" (с изм. От 5 мая 2000 г.)