Вопрос 1.
Понятие конституционного права России как отрасли права: предмет, метод, структура (система), институты. Место отрасли конституционного права в системе российского права. (Авакьян, Баглай, Козлова/Кутафин)
Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Именно с конституционного права логически (не всегда исторически) начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, в чем заключается его системообразующая роль. Конституционное право – юридическая основа демократии, её закрепление и мера. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия как в экономическом, так и в социальном и политическом аспектах.
Для того чтобы точнее выявить специфику, отличие от других отраслей конституционного права, понять его содержание и назначение, необходимо определить предмет конституционного права, то есть те общественные отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права. Предмет отрасли конституционного права имеет одну чрезвычайно важную особенность – конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр., в то время как другие отрасли права воздействуют на отношения в какой-либо одной области, специфической сфере жизни. Эта особенность обусловлена тем фактом, что предметом конституционного права являются отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Это отношения, затрагивающие охрану прав и свобод человека (отношения между человеком и государством, основы правового положения личности) и устройство государства и государственной власти. Говоря о первых – правах и свободах человека – необходимо заметить, что, хотя они регулируются многими отраслями законодательства, именно в конституционном праве закрепляются основные права и свободы человека, составляющие его правовой статус. В Конституции 1993 года отсутствует раздел об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и социальные функции государства, подчиненные главной цели: охране и содействию реализации прав и свобод человека. В подлинно гражданском обществе, которое сейчас складывается в России, необходимость такого раздела отсутствует, так как гражданское общество независимо и стоит выше государства, строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так и в экономической областях. Хотя, безусловно, что, двигаясь по инерции, в современный период наше общество еще не имеет достаточных навыков самоорганизации, саморегулирования, следовательно, лишь после прошествия определенного времени правовое регулирование в этой сфере снизится. Что же касается устройства государства и государственной власти, то необходимо отметить, что роль конституционного права этой области отнюдь не ограничивается учреждением или закреплением возможности учреждения тех или иных органов государственной власти, чрезвычайно большое значение имеет именно организация системы этих органов, их взаимодействия. Для этой цели конституционное право должно четко закреплять полномочия, задачи и статус органов исполнительной, законодательной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т.д.
Необходимо также заметить, что некоторые ученые, в частности, профессор Авакьян (Сурен Адибекович), полагают, что предметом конституционного права являются политические отношения. Политические отношения в этом смысле – это отношения, возникающие в связи с управлением государственными и общественными делами. При этом не все политические отношения регулируются конституционным правом, многие из них не могут носить правового характера.
В соответствии с предметом той или иной отрасли права выстраивается и совокупность приемов и средств воздействия права на общественные отношения, которая называется методом правового регулирования. Вопрос о методах правового регулирования является без сомнения дискуссионным, некоторые юристы, более того, ставят под сомнение необходимость использования понятия метод правового регулирования для какой-либо отдельно взятой отрасли вообще. Часто построение концепции методов ограничивается сочетанием трех важнейших компонентов, составляющих смысл регулирующего воздействия права на общественные отношения: дозволения, предписания, запрета. Очевидно, что такой критерий неприменим для конституционного права, сочетающего все виды правового регулирования. По этой причине для конституционного права допустимы лишь следующие особенности методов регулирования отношений.
Во-первых, регулирование осуществляется от имени государства и посредством актов государственно-властного характера (в отличие от отраслей частного права, в котором допускается метод регулирования отношений волей сторон, в том числе не отраженных в нормах права). А такое понятие как федеративный договор уходит в прошлое, более того, все существующие ныне договоры лишь дополняют Конституцию РФ.
Во-вторых, специфика метода правового регулирования конституционного права заключается в сочетании общего нормирования, общих установлений с вполне конкретным, подробным регулированием для разных общественных отношений.
В-третьих, в той или иной мере ученые поддерживают идею о статутном, органическом характере конституционного права, то есть в нем закрепляются статусы органов государства и органов местного самоуправления как субъектов конституционных правоотношений.
В-четвертых, конституционное право использует самые важные формы закрепления норм – конституцию и законы.
В-пятых, в конституционном праве используются три группы нормативных предписаний: дозволение, предписание и запрет.
В-шестых, специфика этой отрасли права заключается и в методе установления конституционно-правовой ответственности, санкций. Например, в конституционном праве нет такого метода, как объединение в одной норме трех её традиционных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции. В особенности это касается санкции, которая может быть отнесена сразу к нескольким нормам, находящимся в других статьях нормативно-правового акта. Большинство ученых не выделяют отличий в понятиях системы и структуры конституционного права, понимая под ними в целом – внутреннее единство и последовательность расположения групп норм конституционного права. Обычно в отрасли конституционного права выделяют нормы конституционного права, правовые институты и, наконец, подотрасли. Причем конституционное право включает в себя совокупность норм не только Конституции РФ, федеральных законов, но и других нормативно-правовых актов, в частности, конституций субъектов, уставов субъектов и т.д. И все эти нормы представляют собой механизм, основанный на их взаимодействии.
Говоря о делении на подотрасли можно упомянуть следующие большие блоки норм:
- основы конституционного строя
- конституционный статус человека и гражданина
- государственное устройство России
- Президент РФ
- Федеральное Собрание РФ
- избирательное право
- Правительство и иные органы исполнительной власти РФ
- Прокуратура РФ
- Конституционный Суд РФ
- органы государственной власти субъектов РФ
- местное самоуправление, конституционные основы.
Подробнее необходимо остановиться на институтах конституционного права. Конституционно-правовой институт – совокупность норм права, связанных и взаимообусловленных общностью предмета правового регулирования. Одним из способов выявления институтов права является дробление подотраслей. Так, например, в рамках подотрасли основ конституционного строя можно выделить институты референдума, статуса политических партий. Гражданство, правовое положение иностранцев, лиц без гражданства, основные права и свободы граждан в личной жизни и т.д. – институты подотрасли конституционного статуса человека и гражданина в РФ. Существует также и группа комплексных институтов, которые наблюдаются в различных подотраслях конституционного права. Таким институтом является, например, институт депутата Государственной Думы РФ.
Учитывая все вышесказанное, замечу, что конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Именно она устанавливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они не касались. Во всех других же отраслях российского права те незыблемые, прирожденные права и свободы человек и гражданина, которые закреплены в конституционном праве, получают развитие и конкретизацию. Принципы федеративного устройства нашего государства также является исходным для всех отраслей права. Собственно, сам процесс создания права регулируется конституционными нормами, это говорит об исключительном характере конституционного права. Ведь именно в нем закрепляются виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы, порядок вступления в силу и т.д.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3 Конституционно правовые отношения, их особенности.
- Вопрос 4.
- Вопрос 6 Юридические свойства и структура Конституции рф.
- Вопрос 7: Порядок внесения поправок, изменения (пересмотра) и принятия новой Конституции рф.
- Вопрос 8 Конституционные принципы экономики в России. Взаимовлияние Конституции рф и экономики.
- Вопрос 9 Законы как источники конституционного права России: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 10 Соотношение нормативных правовых актов рф, субъектов рф и местного самоуправления в системе источников конституционного права России.
- Вопрос 11 Конституционализм: понятие и значение.
- Вопрос 12 Понятие суверенитета. Суверенитет народа и суверенитет Российской Федерации.
- Вопрос 13 Основные признаки демократического государства.
- Вопрос 14 Основные признаки правового государства.
- Вопрос 15 Основные признаки федеративного государства.
- Вопрос 16 Основные признаки социального государства.
- Вопрос17 Основные признаки светского государства.
- Вопрос 18 Политическая система: понятие, институты, функционирование.
- Вопрос 19 Форма правления: понятие, основные виды и модели власти.
- Вопрос 20 Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии.
- Вопрос 21 Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов. Особенности российской конструкции.
- Российская модель разделения властей: основные черты
- Вопрос 22 Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России. Конституционно-правовой статус политических партий.
- Вопрос 23 Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы, взаимоотношения с государством.
- Вопрос 25 Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
- Вопрос 26 Конституционно-правовой смысл прав человека. Концепция прав человека и гражданина в России. Принципы конституционного статуса личности в России.
- Вопрос 27 Основные международно-правовые акты в области прав и свобод человека. Общая характеристика и правовое значение.
- Вопрос 28 Классификация конституционных прав и свобод. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- Вопрос 29 Конституционные гарантии защиты прав и свобод.
- Вопрос 31 Российский федерализм: общая характеристика. Принципы российского федерализма.
- Вопрос 34 – Принципы российского федерализма.
- Вопрос 32 Модель разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации.
- Вопрос 34 Условия и порядок замещения должности, прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
- Вопрос 35 Функции и основные полномочия Президента Российской Федерации.
- Вопрос 36 Взаимоотношения Президента рф, Федерального Собрания и Правительства рф с позиций системы сдержек и противовесов.
- Вопрос 37 Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 38 Государственная Дума: принцип формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 39 Законодательный процесс: понятие, стадии, участники.
- Вопрос 40 Природа депутатского мандата в России. Основные права и обязанности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
- Вопрос 41 Депутатский индемнитет. Депутатский иммунитет. Социальные гарантии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
- Вопрос 42 Конституционно-правовой статус Счетной палаты рф.
- Вопрос 43 Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Цели деятельности
- [Править] Требования к кандидатуре
- [Править] Порядок рассмотрения жалоб
- Вопрос 44 Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, основания прекращения деятельности.
- Вопрос 45 Акты Президента рф и Правительства рф: юридическая сила, место в иерархии нормативных правовых актов, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 46 Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика с позиций административной реформы.
- I. Федеральные министерства, федеральные службы
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство
- Вопрос 47 Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Вопрос48 Судебная власть в Российской Федерации. Общая характеристика и строение. Подсистемы судебной власти.
- Вопрос 49 Конституционный Суд Российской Федерации: назначение, порядок формирования, компетенция.
- Вопрос 50 Прокуратура Российской Федерации: место в системе государственных органов, порядок формирования, компетенция. Прокуратура Российской Федерации (ч. 1, 5 ст. 129)