logo
kpr_final1

Российская модель разделения властей: основные черты

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом стоит учитывать тот факт,что ст. 11 Конституции РФ устанавливает, что на федеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ.

В Конституции РФ четко прописано, что исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ (ст. ПО Конституции РФ), законодательным органом является Федеральное Собрание - парламент России (ст. 94 Конституции РФ), а правосудие относится к исключительной компетенции судов (ст. 118 Конституции РФ).епнк

Кроме того, весьма интересным будет заметить, что в перечень федеральных органов, осуществляющих государственную власть в России, включен (наряду с органами законодательной, исполнительной и судебной власти) Президент РФ. При этом выборный Президент РФ занимает особое место в системе разделения властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это, однако, не означает, что создана некая фигура, способная лишь контролировать весь механизм государственной власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов- Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд. В то же время многие статьи конституции указывают на то, что фактически Президент признается главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях правительства).Таким образом, конституционная конструкция «1+3» фактически оборачивается конструкцией «2+2».В принципе в этой схеме нет ничего необычного- соединение функций главы государства и главы исполнительной власти встречается часто(например, в США). Предполагается, что Президент РФ не относится ни к одной из ветвей государственной власти, однако тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государства, играет роль своего рода арбитра, основной задачей которого является обеспечение нормального функционирования всех трех элементов. Тем самым, Президент РФ вынесен за рамки классического разделения властей, что дает некоторым ученым основание говорить, о выделении четвертой, президентской ветви власти1.

В отечественной юридической литературе также некоторыми поддерживается выделение "неклассических" видов власти. Так достаточно часто упоминают об особой контрольной власти, органы которой не устанавливают общих правил поведения, не занимаются организаторской работой, не рассматривают конкретных уголовных или гражданских дел, а занимаются лишь расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений. В качестве такого органа можно выделить прокуратуру2.

Но все же на мой взгляд стоит согласиться с мнением В.Д.Горобца о том, что «выделение иных ветвей власти - это искусственная градация, несущая в себе некоторые элементы публицистики и представляющая смешение разнопорядковых понятий»3.

Наряду с этим необычным положением Президента РФ в системе разделения властей по Конституции РФ, мы можем с уверенностью говорить о нетрадиционности российской системы. И эту нетрадиционность обусловливает прежде всего нетипичность выбранной формы правления. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что Россия является республикой, но тут возникает вопрос, к какому виду республики относится РФ. Форма правления РФ не укладывается ни в классическое представление о парламентской республики ввиду отсутствия правила назначения премьер-министра и членов правительства из числа членов парламента и отсутствия принципа подотчетности правительства парламенту, ни в президентскую республику, так как президент по конституционным нормам главой правительства не является.