logo search
госы архив

42. Развитие архивного дела в довоенный период: передача архивов в систему нквд; положение о Государственном архивном фонде от 29.03.1941 г. Новая система архивов.

С 1938 года по постановлению Президиума Верховного Совета СССР ЦАУ было передано в ведение Народного комиссариата внутренних дел СССР.Затем преобразовано в ГАУ НКВД СССР. В 1939 г. центральные архивные управления союзных республик были преобразованы в арх отделы НКВД этих республик, а арх управления краев и областей-в арх отделы управлений внутренних дел. Только в РСФСР не было создано республиканского арх отдела, его функции были переданы ГАУ, что нарушало права республики.28.01.1940 СНК СССР утвердил Положение о ГАУ НКВД СССР, которым ГАУ НКВД СССР стал высшим арх органом, руководящим всем арх делом в СССР как в центре, так и на местах; В ведение ГАУ НКВД СССР было передано определение состава ГАФ СССР и распределение его между архивами, а также проведение учета, хранения и использования документов; ГАУ НКВД СССР был наделен полномочиями по разработке и утверждению правил и инструкций по работе архивов, подготовке и распределению архивных работников; При ГАУ НКВД СССР учреждены Научный Совет и ЦЭПК. 07.04.1941 на основании положения о ГАУ НКВД СССР утверждено положение о край(обл)архнвном отделе, что стало завершением централизации архивов в системе НКВД. В 1940-194] гг. вводятся новые правила, ужесточающие контроль над арх делом в СССР:

-в фондах выделяется секретная часть;

-определяется перечень документов, не подлежащих хранению в госархивах по идеологическим признакам; начинается уничтожение д-в, не нужных для социалистического строительства.

29.03.1941 СНК СССР утвердил пложение о ГАФ СССР и сети госархивов СССР.ГАФ: *образован для централизованного учета, хранения, научного и практического использования документальных материалов СССР; *объединил все документы, имеющие научное, политическое, практическое значение, независимо от времени их происхождения, содержания, оформления, техники и способа воспроизведения; *включил материалы, образовавшиеся в деятельности всех учреждений, организаций, предприятий СССР, а также частных лиц, органов власти и управления, действовавших до образования СССР, - деление ГАФ на досоветский и советский периоды. При этом: *документы ГАФ хранились в центральных, республиканских, областных, краевых, окружных, городских, районных госархивах, а также в ведомственных архивах учреждений, организаций, предприятий; *учету и концентрации в госархивах подлежали д-ты, хранившиеся в рукописных отделах и архивах библиотек, музеев, институтов и других учреждений, имеющие научное, полит, практич значение и входящие в ГАФ; * для временного хранения законченных делопроизводством д-в в учреждениях, организациях, предприятиях создавались ведомственные архивы на правах их отделов; * д-ты хранились в ведомственных архивах до передачи в госархивы:10 лет - для органов власти, управления, общесоюзных, республиканских, областных учреждений, организаций, предприятий;5 лет - для городских и районных учреждений, организаций, предприятий;3 года - для сельсоветов и колхозов;75 лет - для д-в загсов;3 года - для кино- фото- фонодокументов; в случае необходимости д-ты могут храниться в учреждениях, организациях, предприятиях более длительные сроки, но не более 25 лет; * д-ты передавались из ведомственных в госархивы упорядоченными по описям; * отбор д-в на хранение и уничтожение производился по типовым и ведомственным перечням с ведома арх органов; * уничтожение документов без ведома архивных органов было запрещено; * использование арх д-в производилось под контролем ГАУ НКВД СССР; при этом, в случае их публикации, один экземпляр обязательно передавался в тот архив, д-ты которого использовались; * д-ты ГАФ централизованно распределялись по местным и центральным архивам.

Были учреждены следующие центральные архивы:ЦГАОР, ЦГАКА, ЦГАВМФ, ЦГАКФД

43. Начавшаяся 22.06.1941 ВОВ нарушила мирное развитие архивного дела в СССР. Возникли новые задачи-эвакуации архивов из зоны военных действий и собирания военных текущих документов в действующие архивы. Поскольку эвакуация, особенно на начальном ее этапе, была хаотичной, многие д-ты погибли. Ряд архивов, как, например, Смоленский, оказался захваченным фашистами. По мере развития военных событий происходила перестройка и стабилизация арх дела в условиях военного времени.Можно выделить следующие основные д-ты, на основании которых происходила перестройка архивного дела в условиях войны:

1)23.06.1941 - на второй день войны издан приказ ГАУ НКВД СССР о перемещении особо ценных документов из архивохранилищ в безопасные места; 2)05.07.1941 принято постановление СНК СССР "Об эвакуации архивов" (в первую очередь должны эвакуироваться партийные архивы, во вторую - советские, затем все остальные);3) 05.07.1941 вышло распоряжение СНК СССР об уничтожении тех архивов, которые невозможно вывезти из зоны военных действий; 4) в июле 1941г. создан Архивный отдел Наркомата обороны (начало сбора и хранения д-в ВОВ); 5)07.08.1941 издан циркуляр ГАУ НКВД СССР "О научно-издательской работе арх органов НКВД", положивший начало публикаций статей и документов по истории войны. Проведены следующие мероприятия: 1)25.11.1941 в Центральном Архиве Красной Армии создан отдел фондов ВОВ; затем аналогичные отделы в др архивах, собравших до конца войны до 700 тыс. дел, посвященных истории войны;2) в декабре 1941 г. создана Комиссия АН по изучению истории ВОВ (сбор, изучение, публикация военно-исторических д-в); 3) 26.05.1942 проведено совещание в ГАУ НКВД СССР по вопросу развития арх дела (подведение итогов с июня 1941 года, запрещение уничтожения д-в, наведение порядка в архивах); 4) 01-03.06.1943 состоялась конференция историков-архивистов, которая подвела итоги арх развития в военное время и определила задачи восстановительного периода.

44. Архивное дело в СССР в послевоенный период. Развитие арх дела СССР в 1940-е гг. было предопределено ВОВ. На первый план вышли проблемы физического сохранения док-го наследия страны: эвакуация, реэвакуация и последующая за этим первичная научно- техническая обработка, розыск и возвращение документов, вывезенных оккупантами. С конца 1940-х - н50-х начинается активное выявление документов для использования их а народнохоз целях: при восстановлении разрушенных предприятий, шахт, коммуникаций, электростанций, памятников архитектуры и т. п. После ХХ съезда партии в 1956 г.произошли преобразования и в управлении арх делом. Важной вехой стало принятие в 1958 г. постановления Совета Министров СССР «Об утверждении полож о ГАФ СССР и сети центр-х гос архивов СССР»’. В состав ГАФ были включены новые категории материалов (д-ты учрежд и предприятий, образ-х немецко-фаш и др оккупационными властями в период ВОВ на временно захваченной территории СССР), а также мат-лы всех органов власти, управления и негосударственных объединений, существовавших на территории СССР до установления советской власти (в Прибалтике, Западной Украине, Западной Белоруссии, Северной Буковине и др.). Положение установило юр основы деят-ти вед-х архивов, их взаимоотношения с органами управления архивным делом, ответственность руководителей учреждений за сохранность, упорядочение и использование документов и зафиксировало сроки хранения документов в архивах учреждений. В 1960 г. изменились подведомственность и правовое положение ГАУ: оно было передано в непосредственное подчинение Совету Министров СССР и получило название ГАУ при Совете Министров СССР (ГАУ СССР, позднее - Главархив СССР). Это способствовало либерализации доступа к архивным документам. В течение 1960- 1962 гг. во всех союзных республиках архивные органы были переданы из ведения МВД в ведение советов министров республик. 28 июля 1961 г. Совет Министров СССР принял Постановление «Об утверждении положения о ГАУ при Совете Министров СССР и сети центральных государственных архивов СССР». В соответствии с постановлением Совета Министров СССР утверждалась следующая сеть ЦГА СССР: ЦГАОР СССР, ЦГАНХ; ЦГА Советской Армии; ЦГАВМФ; ЦГАЛИ; ЦГАДА; ЦГАКФД, ЦГИА; ЦГВИА. 5 марта 1967 г. постановлением Совета Министров СССР был создан ЦГА звукозаписей . В 1966 г. при Главархиве СССР -ВНИИДАД. В 1976 г. в СССР был принят закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», согласно которому арх док-ты были отнесены к историческим памятникам.атегории памятников.

4 апреля 1980 г. Совет Министров СССР принял Постановление «Об утверждении положения о ГАФ СССР и ГАУ при Совете Мин-в СССР». Это положение действовало более 10 лет до момента распада СССР и принятия арх законодательства РФ. В введении к положению было дано новое толкование документальных памятников, а именно то, что они являются достоянием всего народа. Цель создания ГАФ- централизованный учет, хранение и исследование документов. Важен был факт постановки проблемы: о создании страховых фондов на особо ценные документы не только в гос, но и в вед архивах; о привлечении к ответственности лиц, виновных в хищении, сокрытии, порче, бесхозяйственном хранении, незаконном уничтожении и купле-продаже документов; о расширении состава ГАФ СССР за счет механографических документов; об изменении сроков ведомственного хранения документов; об организации государственного учета ГАФ в учреждениях государственной архивной службы. К положению были составлены два приложения. В приложении 1 закреплялась сеть центральных государственных архивов СССР, находившихся в непосредственном ведении В приложении 2 давался перечень отраслевых гос фондов, министерств, ведомств СССР и организаций, осуществлявших государственное хранение документов ГАФ СССР. К ним были отнесены: объединение «Всесоюзный геологический фонд»; Всесоюзный государственный фонд кинофильмов Гос Комитета СССР по кинематографии; музеи и библиотеки Мин культуры СССР и АН СССР и союзных республик; МИД СССР. В положении были отражены новые функции государственной архивной службы: выполнять на договорных началах по заявкам учреждений ряд работ по обеспечению сохранности, упорядочению и использованию документов, созданию страхового фонда копий; осуществлять организационно-методическое руководство деятельностью ведомственных архивов и делопроизводством учреждений, организаций и предприятий. Т о, деятельность гос арх службы получила правовое закрепление. Гос арх служба к этому периоду имела сложившуюся устойчивую структуру и состояла из органов управления арх делом, гос архивов и научных учреждений. К органам управления относилось ГАУ Совете Министров СССР, которое возглавляло гос арх службу . Главархив СССР непосредственно и через архивные органы союзных республик ведал организацией архивного дела в стране. +существовал АФ КПСС, в состав которого входили д-ты партии и комсомола. Они хранились в партийных архивах, и сведения о них не поступали в органы гос арх сиужбы. Руководство арх делом в союзных республиках осущ гау при советах министров союзных республик; в автономных республиках - ау при советах министров этих республик; в краях, областях и городах республиканского подчинения (Москва и Ленинград) - арх отделы соответствующих исполкомов Советов народных деп-в. Гос архивы /на две группы- госархивы с постоянным сос-м док-в и госархивы с переменным (хранившие д-ты до передачи их в госархивы постоянного хранения). В конце 1991 г. Главархив СССР был ликвидирован все его функции были переданы центральным архивным органам союзных республик, ставших самостоятельными независимыми государствами.

45. Становление самостоятельной системы архивов РФ началось в 1991. После провала августовского путча 1991 произошли:1-ликвидация паралельного хранения партийных, советских документов и документов КГБ;2-открытие доступа ко всем документам по истории советского общества;3-начало архивных реформ по централизации и демократизации архивного дела.

06.07.1992 подписано Соглашение глав государств СНГ о правопреемстве в отношении госархивов бывшего СССР, основными положениями которого были:1-принцип целостности и неделимости фондов;2-сохранение как единого целого документов центральных архивов бывшего СССР;3-неприкосновенность всех архивов государств СНГ.В 1991 г. были реорганизованы прежние партийные архивы:1-на основе Центрального партийного архива Института истории и теории социализма создан Российский центр хранения и изу­чения документов новейшей истории;2-на основе Архива общего отдела ЦК КПСС создан Центр хра­нения современной документации. На базе ликвидированных союзных архивов была создана сеть центральных государственных архивов РФ, в которую вошли:1-Государственный архив Российской Федерации;2-Российский государственный архив древних актов;3-Российский государственный исторический архив;4-Российский государственный военно-исторический архив;5-Российский государственный архив Военно-Морского флота;6-Российский государственный архив экономики;7-Российский государственный архив литературы и искусства;8-Российский государственный военный архив;9-Российский государственный исторический архив Дальнего Востока;10-Российский государственный научно-технический архив;11-Российский государственный архив фотодокументов;12-Центр хранения историко-документальных коллекций (на основе Особого архива);13-Центр хранения документов страхового фонда;14-Российский научно-исследовательский центр космической документации;15-Российский государственный архив кинофотодокументов;' Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории;16-Центр хранения документов молодежных организаций (на осно­ве архива ЦК ВЛКСМ);17-Центр хранения современной документации. Началось формирование Комитета по делам архивов при Пра­вительстве РФ — органа управления архивным делом. 19.06.1992 было принято Постановление Верховного Сове­та РФ "О временном порядке доступа к архивным документам и их использования", согласно которому:1-доступ в архивы был открыт, для всех граждан, учреждений, предприятий, организаций на равных основаниях; 2-доступ ограничен к секретным материалам на 30 лет с момента их создания;3-доступ ограничен к документам личного состава на 75 лет с момента их создания;4-доступ к документам личного состава может быть открыт ранее указанного срока только с разрешения их владельца или его наследников;5-пользователи архивных документов несут полную ответственность за их использование.

Законом РФ "Основы законодательства РФ о культуре" от 09.10.92 №.3612-1 (ред. от 23.06,99) были закреплены следующие основные принципы архивного дела в РФ:1-архивное дело является областью культуры и входит в культур­ное наследие РФ;2-каждый человек имеет прааво на приобщение к культурным ценностям, на доступ к архивным фондам;3-государство обеспечивает целостность архивных фондов, ответ­ственно за, их выявление, учёт, изучение, реставрацию и охрану. В результате указанных преобразований 1991—1992 гг.:1-сформирована система управления и сеть центральных россий­ских архивов;2-определено значение архивов как части культурных ценностей;3-начата разработка системы хранения и использования архивных документов. 07.07.1993 был принят первый в отечественной истории За­кон РФ "Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах" № 5341-1 (далее по тексту - архивный закон), согласно которому:1-формирование, организация хранения, учет, использование архивов и архивных фондов и управление ими проводится в целях обеспечения, сохранности архивных документов и их всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства;2-разграничивается компетенция между РФ и субъектами РФ в архивном деле;3-Архивный фонд РФ определен как все находящиеся на террито­рии РФ архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности;4-закреплено разделение Архивного фонда РФ на государственную и негосударственную части;5-государственную часть АФ РФ составляют архивные фонды и архивные документы,, являющиеся федеральной собственно­стью, государственной собственностью республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, го­родов Москвы и С-П и муниципальной собст­венностью;6-негосударственную часть АФ РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности общественных объединений и организаций, а также с момента отде­ления церкви от государства — в собственности религиозных объединений и организаций, действующих на территории РФ, или в частной собственности и представляющие собой истори­ческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность; юридическим и физическим ли­цам РФ гарантируется право на создание архивов;7-архивные фонды и архивные документы, относящиеся к госу­дарственной части АФ РФ, не могут быть объектом купли-про­дажи или иных сделок;8-право собственника архива независимо от формы собственности охраняется законодательством РФ, ни один архивный документ не может быть без согласия собственника или уполномоченного им органа или лица изъят иначе как на основании судебного решения;9-ведение архивного дела возлагается на Государственную архивную службу России, ее органы и учреждения - госорганы управле­ния архивным делом всех уровней, архивные учреждения, на­учно-исследовательские и другие обеспечивающие архивную службу учреждения.Вся последующая деятельность архивной службы РФ происхо­дит на основе этого Закона. Принимаемые регламентирующие архивные документы развивают отдельные его положения.

46. 17.03.1994 был издан Указ Президента РФ "Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации" № 552(ред. от 01.12.98):1-которым утверждено. Положение об АФ РФ;2-подтверждены главные принципу Основ законодательства РФ об АФ РФ;3-регламентированы вопросы комплектования, хранения, учета, использования документов государственной и негосударственной части АФ РФ. Также данным Указом были определены новые сроки хранения документов в ведомственных архивах до передачи в госархивы на постоянное хранение:15 лет - документы федеральных органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий федерального и республиканского подчинения;10 лет - документы местных органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий краевого и областного подчинения;5 лет - документы органов местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий городского и районного подчинения, предприятий сельского хозяйства;75 лет - документы загса и документов личного состава, записей нотариата и судебных дел, нехозяйственных книг;10 лет - документы совместных предприятий, организаций, объединений;10 лет -. научная, технологическая, патентная документация,15 лет- конструкторская документация,25 лет -проектная документация по капитальному строительству; 5-телеметрическая документация; не более 3 лет - с момента изготовления кинофонодокументов и видеограмм;3 года - фотодокументы;5 лет документы на машинных носителях.Хранение документов в архивах может быть постоянное, временное и депозитарное. Были введены новые правила хранения документов:*постоянное хранение документов государственной части АФ РФ осуществляют государственные архивы, музеи, библиотеки;*временное хранение документов осуществляется в ведомственных архивах фондообразователей;*госархивы комплектуются архивными документами государственной и, по соглашению, негосударственной части АФ РФ (при этом комплектование архивов музеев, библиотек, общественных, религиозных объединений и организаций, частных архивов подлинными документами государственной части АФ РФ запрещается); *при продаже документов негосударственной части АФ РФ государство имеет приоритетное право на их приобретение;*все. документы АФ РФ независимо от их принадлежности и места хранения подлежат государственному учету. Документы государственной части АФ РФ предоставляются для использования всем юридическим и физическим лицам; документы негосударственной части АФ РФ могут использоваться только с• согласия их владельцев;*госархивы имеют право при выдаче пользователям документов для коммерческого их использования заключать с ними лицензионные договоры;*использование документов секретной части возможно спустя 30 лет с момента их создании, для документов личного состава спустя 75 лет после их создания, если их владелец или его на­следники не разрешат использование ранее этого срока;*юридические и физические лица имеют право делать копии архивных документов или выписки из них, если это не угрожает их физическому состоянию;*пользователи несут полную ответственность за использование архивных документов и их сохранность;*юридические и физические лица несут уголовную, администра­тивную и иную установленную законодательством РФ ответственность за нарушение законодательства об АФ РФ и архивах.