52. Обеспечение сохранности д-в аф.
Длительная сохранность д-в зависит от создания оптимальных условийих хранения, связанных с благоприятнымитемпературно-влажностным и световым режимами, а также от постоянногособлюдения санитарно- гигиенических требований. Физико-химическим изменениям подвергаются все составные части документов: бумага, красители, клей, картон переплетов. Бумага становится хрупкой и ломкой. Особенно неустойчива современная бумага, которая уже через десять лет желтеет и становится хрупкой.Резкие перепады температуры и излишняя сухость воздуха отрицательно влияют на структуру бумаги, делая ее ломкой; прямые солнечные лучи влияют на структуру бумаги и обесцвечивают краситель, которым нанесен текст; сырость вызывает развитие плесени.Рекомендуется ставить стеллажи в хранилищах таким образом, чтобы документы были освещены минимально, для этого вставка светорассеивающих стекол, а при их отсутствии - окраска стекол белилами или применение штор из плотной темной ткани, раздвижных ставней. Картонирование предохраняет д-ты от пыли. Пыль, попадая между волокнами бумаги, разрушает целлюлозу и тем самым снижает прочность бумаги, способствует увеличению влаги. Для предохранения документов от пыли наилучшим средством является кондиционирование воздуха в архивохранилищах. Однако можно эффективно бороться с попаданием пыли в хранилища и с помощью приточно- вытяжной вентиляции с системой химических фильтров. Уборку помещения следует проводить только влажную.Все материалы (бумага, кожа, клей), гигроскопичны, и потому их состояние зависит от влажности воздуха. При низкой влажности воздуха бумага теряет эластичность, клей становится хрупким, кожа переплетов ссыхается и трескается. Высокая влажность разрыхляет бумагу, деформирует ее края, способствует образованию плесени. В архивохранилищах рекомендуется поддерживать постоянную температуру в пределах от +14 до +20 °С. Допустимые границы относительной влажности воздуха от 45 до 60 %. Для поддержания нормального температурно- влажностного режима, помимо регулирования отопления, большое значение имеет хорошая циркуляция воздуха в помещении. Это достигается проветриванием и правильной установкой стеллажей. При появлении плесени на коробках или делах можно провести простейшую дезинфекцию: сначала следует изолировать пораженные дела, а затем в изоляторе продезинфицировать их трехпроцентным раствором формалина. Для профилактики дела, хранящиеся в помещениях с повышенной влажностью воздуха, систематически просматриваются и могут просушиваться на открытом воздухе при температуре не выше 30 — 35 °С, защищенными от прямых лучей.
Техническое оснащение и оборудование архива.Требования:*наличие помещения, отвечающего по всем параметрам. Основные площади здания отводятся под хранилища; они изолируются от читального зала и административных помещений. Кроме них обязательны: а) комната для приема поступающих дел б) комната для пораженных документов в) рабочие комнаты для сотрудников г) читальный зал с отдельной комнатой для временного хранения д) помещения для обезвреживания документов вентиляцией е) комнаты для реставрации и переплета документов. Здания госархивов должны располагаться по возможности вдали от промышленных предприятий, а также больших водоемов. При отсутствии специальных помещений под архив отводятся помещения, которые можно приспособить для хранилища, кроме чердачных и подвальных помещений, а также, имеющих магистральные трубопроводы. Если архив имеет на хранении особо ценные дела, то для них желательно иметь отдельное хранилище. Двери архива обиваются металлическим листом с асбестовой прокладкой, имеют прочные замки. На окнах, если их расположение не исключает доступ извне, устанавливаются распашные металлические решетки. Отдельно стоящие помещения архива оборудуются архивной сигнализацией.Порядок установки стеллажей: ширина главных проходов (между рядами стеллажей) - 120 см; проходы между стеллажами - 75-80; расстояние м/у стеной и параллельным ей стеллажом - 75; расстояние между стеной и торцом стеллажей - 45; расстояние от пола до нижней полки - 20, а в цокольных этажах - 30 см. Стеллажи устанавливаются перпендикулярно к стенам с оконными проемами и отопительной системой. Стеллажи могут изготавливаться промышленным способом и по заказу учреждения. Размеры стеллажа: высота - 220-240, ширина одностороннего стеллажа при горизонтальном хранении коробок или связок - 35-40, расстояние между полками по высоте - 40 см; при вертикальном хранении ширина одностороннего стеллажа - 25-30 см; расстояние между полками - 35 см. В последнем случае могут быть использованы библиотечные стеллажи, изготавливаемые промышленностью. Электропроводка в хранилищах допускается только скрытая или в газовых трубах, осветительная арматура - полугерметическая; распределительные щиты и отключающие рубильники устанавливаются вне хранилища. Основным противопожарным оборудованием являются углекислотные огнетушители.Понятие «страхового фонда», его формирование. Особо ценные дела хранятся обособленно, в возможно лучших условиях, в местах, удобных для эвакуации (и при чрезвычайных условиях подлежат ей в первую очередь).При сдаче особо ценных дел на государственное хранение вместе с ними передаются три экземпляра описи и страховой фонд.Совокупность страховых копий составляет страховой фонд. Он создается для сохранения ценной документной информации на случай утраты или повреждения оригиналов документов. Одновременно со страховым фондом создается фонд пользования, задача которого состоит в замене оригиналов копиями при проведении работ по использованию документов. Страховая копия особо ценного документа на бумажной основе - это негативный микрофильм первого поколения на фотопленке, а фонд пользования - это позитивный микрофильм (в двух экземплярах) второго поколения, т.е. изготовленный с негативного микрофильма первого поколения, предназначенный для работы по использованию в ведомственном, а затем в государственном архиве.Если сама организация не может изготовить микрофильмы, ей следует обратиться в архивные или другие учреждения, имеющие специальную аппаратуру.Перед передачей дел на страховое копирование они тщательно изучаются, проверяется их физико-химическое состояние, правильность обработки, особенности оформления. Учет страховых копий ведется в архиве по книге учета поступлений и выбытия страхового фонда и фонда пользования и по описям страхового фонда. За единицу учета страхового фонда копий особо ценных дел принимается физически обособленный рулон вне зависимости от количества заснятых на нем фондов, дел, документов.Опись страхового фонда составляется в четырех экземплярах три из них передаются вместе с копиями страхового фонда и фондом пользования на государственное хранение. Опись может составляться на микрофильмы одного или нескольких фондов. Описи нумеруются в валовом порядке. Перенумерация страховых копий запрещается. Данные учета вносятся в опись из книги поступления и выбытия.Проверка наличия и состояния документов.В ходе проверки устанавливается фактическое наличие документа, находящегося на хранении в архиве; выявляются и устраняются недостатки в учете д-в; выявляются д-ты, требующие реставрации, консервации, профилактической и технической обработки. Проверка наличия и состояния д-в должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет. Кроме того, в архивах проводятся единовременные проверки наличия и состояния д-в, если производились перемещения дел в другое помещение; после чрезвычайных происшествий: при смене заведующего архива или лица, ответственного за архив: при ликвидации или реорганизации архива. По окончании проверки наличия и состояния дел в конце каждой описи после заверительной надписи делается запись «проверено», проставляется дата проверки и подпись проводивших проверку работников с указанием их должностей. Если проверкой обнаружена недостача дел, то организуется их розыск.На пропавшие дела, а также дела, не подлежащие восстановлению, составляются соответствующие акты, к которым также составляется справка о проведении розыска.Проверка наличия и состояния документов считается завершенной после внесения изменений в учетные документы проверяемого фонда.
МЕНЕДЖМЕНТ В АРХИВАХ
8.1. Основные функции управления.В современном мире, чтобы быть конкурентоспособными, эффективными и готовыми к постоянному развитию, необходимо знать современные методы и технологии управления и уметь ими пользоваться.
Управление в целом — это общее свойство, присущее технико-технологическим, биологическим и социальным системам:
для сохранения или поддержания существующих параметров системы;
изменения каких-либо параметров на величину (+);
изменения каких-либо параметров на величину (-), т.е. сведения существующих параметров к 0.
Виды управления определяются предполагаемым или реальным объектом управления, при этом существуют:
технико-технологические системы управления (неживые);
автоматизированные системы управления технологическими процессами;
биологические системы (живые);
социальные системы, где главным субъектом и объектом управления является человек.
Именно к последнему виду управления и применяется термин менеджмент.
Менеджмент — это совокупность современных концептуальных моделей и специфических технологий, нацеленных на постоянное изменение и развитие предприятий и организаций в динамично меняющейся среде хозяйствования.
Здесь мы будем употреблять термины менеджмент и управление в одном и том же значении. Хотя, несомненно, в обоих из них имеются нюансы, связанные со спецификой двух исследовательских традиций — западной и отечественной.
Значение понятия «менеджмент» можно представить и графически (рис. 14).
Основными функциями управления на сегодняшний день являются:
организация — предметная деятельность, организация как процесс достижения цели, задач и используемых мер, действий, решений;
прогнозирование — система и процесс определения вероятностей событий:научно-техническое; экономическое; экологическое; политическое;
планирование — система и процесс определения и установления плановых показателей на определенный период времени;
координация — взаимная увязка работ, задач по видам, исполнителям, объемам и срокам;
работа с персоналом — изучение различных способов стимулирования деятельности, психологических мотиваций работников и др.;
маркетинг — вид человеческой деятельности, связанный с изучением спроса на товары и реализацией мер по удовлетворению этого спроса;
паблик рилейшнс — связи с общественностью;
инновации — нововведения на предприятиях, в организациях.
Из перечисленных функций рассмотрим три — наиболее характерные для архивов: планирование, работа с персоналом и маркетинг.
Однако прежде чем приступить к рассмотрению этих функций управления, выясним, что лежит в основе деятельности архива.8.2. Нормативно-правовая база работы архиваВся деятельность в архиве должна базироваться на правов: основе. Нормативно-правовую базу работы архива составляют помимо архивного законодательства, подробно рассмотренного I соответствующем разделе, нормы гражданского, административного и трудового права РФ, постановления и указы прав тельства, ведомственные нормативные акты. К последним отнс -сятся приказы Росархива, постановления ее коллегии, основные правила работы государственных и ведомственных архив:отраслевые инструкции и нормативы, например, примерное положение (устав) об архиве, типовые структуры, типовые нормы времени и выработки на основные виды работ в архивах.
Однако основные нормативные документы, которыми в своей работе руководствуются директор архива и руководители структурных подразделений, должны быть разработаны в самом архиве и утверждены органами управления архивным делом данного субъекта Российской Федерации. Состав этих документов различен для государственных архивов и архивов учреждения (табл. 13).
Таблица 13
Государственный архив | Архив учреждения |
1. Положение об архиве (Устав архива) 2. Положение о структурном подразделении архива 3. Структура и штатное расписание архива 4. Смета расходов архива на год 5. Должностные инструкции сотрудников | 1. Положение об архиве учреждения; положение о центральном отраслевом архиве; положение о центральном архиве министерства, ведомства; положение об объединенном ведомственном (межведомственном) архиве 2. Инструкция о службе документационного обеспечения управления (ДОУ) или инструкция по делопроизводству организации 3. Если в архиве учреждения есть подразделения — положение о структурном подразделении, например положение об электронном архиве учреждения 4. Должностные инструкции сотрудников архива |
Самым важным документом, определяющим деятельность архива, является его Положение (Устав).
Положение о государственном архиве или архиве учреждения (Устав) определяет его юридический статус (юридическое лицо, структурное подразделение), ранг (центральный республиканский, объединенный ведомственный), профиль архива (источники комплектования, состав документов, принимаемых на хранение); задачи, функции, права и обязанности архива, организационные основы деятельности архива.
Положение о структурном подразделение архива определяет задачи, функции права, ортанжгацшо деятельное™ етруктуршуго подразделения архива.
Должностные инструкции сотрудников определяют обязанности, права и ответственность сотрудников архива. Они составляются на всех сотрудников, кроме директора архива и его заместителей.
Штатное расписание — перечень должностей учреждения (организации) с указанием количества и размеров должностных окладов.
Все документы, кроме Положения об архиве и инструкции о службе документационного обеспечения управления (ДОУ), подписываются директором архива.
Положение (Устав) о государственном, центральном отраслевом архивах, центральном архиве министерства (ведомства) утверждается соответствующим органом управления архивным делом. Так, Положение об архиве учреждения, который является юридическим лицом, утверждается в государственном архиве, Положение об архиве учреждения и структурном подразделении — руководством этого учреждения. 8.3. Планирование в архивеПланирование — деятельность по составлению планов, определяющих приоритетные задачи архива.
Планы составляются в соответствии со структурой и штатами архива, поскольку запланированные мероприятия не должны превышать возможности имеющихся подразделений трудовых ресурсов.
Структурные подразделения имеются, как правило, в государственном архиве. Структура государственного архива складывается из отделов, созданных обычно по функциональному принципу, т.е. по направлениям работы архива: отдела комплектования и ведомственных архивов, отдела учета, хранилищ, отдела научно-справочного аппарата, читального зала, отдела использования, приемной (справочного стола) архива и других отделов. За основу при разработке структуры архива берется типовая структура, утвержденная Росархивом, в которой указывается состав структурных подразделений для различных категорий архивных учреждений.
В государственном архиве помимо отделов создаются комета-алиыо совещательные органы, в работе которых принимают участие СОТРУДНИКИ различных структурных подразделений, а также приглашенные специалисты, ученые ИЗ других учреждений. К Та-
ким органам относятся:
экспертная, экспертно-проверочная (экспертно-методическая) комиссии для решения вопросов экспертизы ценности документов (ЭЦД) и разработки научно-методического обеспечения деятельности архива;
научный совет (для координации исследовательской и издательской работы);
комиссия по рассекречиванию документов (для снятия грифов секретности с документов).
Кроме того, для реализации отдельных издательских проектов в архиве могут создаваться временные трудовые коллективы.
В муниципальных архивах и архивах учреждений вместо структурных подразделений могут создаваться группы работников по направлениям деятельности под руководством специалиста.
В архиве учреждения различные направления работы, как правило, распределяются между сотрудниками.
Штатная численность работников архива определяется, исходя из объема документов архива, хронологических границ, статуса архива и финансовых возможностей учреждения (ведомства) и государственного бюджета. Для государственных архивов существуют специальные формулы расчета штатной численности.
Когда штаты и структура архива определены и утверждены директором архива, остается только обеспечить работой трудовой коллектив. Для того чтобы он трудился без авралов и без простоя, существуют планы (табл. 14).
Планирование может быть текущим и перспективным. Перспективные планы (программы) составляются на долгосрочный период — 5, 10, 15 лет.
Текущие планы составляются на период 1 год, 0,5 года, квартал, 1 месяц.
Главным документом по планированию работы в архиве является план работы архива на год.
План составляется на основе анализа отчетов за предыдущие годы, с учетом федеральных и региональных планов развития отрасли.
План работы архива состоит: из введения;
текстовой части — перечня разделов, основных направлений и видов работ с указанием объемов работы, сроков и исполнителей;
расчетной части (основных показателей плана^работы на год);
предложений (плана научно-издательской и научно-исследовательской работы).
Расчетная часть плана включает бюджет рабочего времени по наиболее важным показателям, контролируемым органом управления. Бюджет рабочего времени — это количество рабочих дней в году, которое необходимо затратить на работу по каждому направлению. Он рассчитывается, исходя из штатной численности и типовых норм времени и выработки.
Соответственно, самый важный отчетный документ — годовой отчет архива, который составляется в соответствии с разделами плана и также содержит расчетную часть. К годовому отчету архива могут прилагаться документы централизованного государственного учета: паспорт архива, сведения о состоянии хранения документов в организациях — источниках комплектования.8.4. Работа с персоналом. Работа с персоналом предполагает прежде всего подбор сотрудников с соответствующей квалификацией, деловыми и, конечно же, человеческими качествами для каждого участка и направления. Прежде всего, необходимо помнить основные требования квалификационных справочников1 в отношении основных категорий специалистов.Заведующий архивом. Должностные обязанности. Возглавляет работу по организации и ведению архивного дела на предприятии, в учреждении, организации.
Обеспечивает в соответствии с установленным порядком прием, регистрацию, систематизацию, хранение и использование документов. Руководит работой по составлению справочного аппарата, облегчающего учет и использование архивных документов.
Оказывает методическую помощь в поиске необходимых документов.
Инструктирует работников структурных подразделений о порядке формирования, подготовки и сдачи дел в архив.
Контролирует своевременность поступления в архив документов, законченных делопроизводством.
Обеспечивает проведение работы по экспертизе ценности архивных документов, формированию документов в дела постоянного и временного хранения.
Руководит работой по составлению описей дел для передачи документов в государственные архивы, составлению актов об уничтожении документов, сроки хранения которых истекли.
Осуществляет контроль за состоянием в помещениях архива условий, необходимых для обеспечения сохранности документов.
Организует работу по ведению учета документооборота и количестве дел, выдаче архивных справок на основе данных, имеющихся в документах архива.
Составляет установленную отчетность. Принимает участие в разработке положений и инструкций по ведению делопроизводства и организации архивного дела.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся работы архивов; Единую государственную систему делопроизводства; порядок оформления документов, поступающих в архив, и действующую систему их классификации; структуру предприятия, учреждения, организации; основы организации производства, труда и управления; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Архивариус
Должностные обязанности. Осуществляет работу по ведению архивного дела на предприятии.
Организует хранение и обеспечивает сохранность документов, поступивших в архив.
Принимает и регистрирует поступившие на хранение от структурных подразделений документы, законченные делопроизводством.
Участвует в разработке номенклатур дел, проверяет правильность формирования и оформления при их передаче в архив.
В соответствии с действующими правилами шифрует единицы хранения, систематизирует и размещает дела, ведет их учет.
Подготавливает сводные описи единиц постоянного и временного сроков хранения, а также акты для передачи документов на государственное хранение, на списание и уничтожение материалов, сроки хранения которых истекли.
Ведет работу по созданию справочного аппарата по документам, обеспечивает удобный и быстрый их поиск.
Участвует в работе по экспертизе научной и практической ценности архивных документов.
Следит за состоянием документов, своевременностью их восстановления, соблюдением в помещениях архива условий, необходимых для обеспечения их сохранности.
Контролирует соблюдение правил противопожарной защиты в помещении архива.
Выдает в соответствии с поступающими запросами архивные копии и документы, составляет необходимые справки на основе сведений, имеющихся в документах архива, подготавливает данные для составления отчетности о работе архива.
Принимает необходимые меры по использованию в работе современных технических средств.
Должен знать: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению архивного дела на предприятии; порядок приема и сдачи документов в архив, их хранение и пользование ими; Единую государственную систему делопроизводства; порядок составления описаний документов постоянного и временного хранения и актов об уничтожении документов; порядок оформления дел и их подготовки к хранению и использованию; порядок ведения учета и составления отчетности; структуру предприятия; основы организации труда; правила эксплуатации технических средств; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда.
Кодификатор
Должностные обязанности. Ведет работу по подбору, хранению, систематизации и учету законодательных и нормативных правовых актов и документов.
Выдает необходимые работникам предприятия законодательные и нормативные правовые документы.
Вносит в экземпляры законодательных и нормативных правовых документов в соответствии с принятыми изменениями и дополнениями необходимые отметки.
Подготавливает заявки на размножение законодательных и нормативных правовых документов и рассылает их по структурным подразделениям предприятия.
Составляет перечень устаревших документов.
Ведет учет выдачи-возвращения документов.
Принимает необходимые меры по использованию в работе современных технических средств.
Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие материалы и документы, касающиеся вопросов делопроизводства, правил хранения законодательных и иных нормативных документов; принципы разработки классификаторов и порядок пользования ими; основы организации труда; правила эксплуатации технических средств; основы организации труда; правила эксплуатации технических средств; основы законодательства о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
В государственном архиве также предъявляются определенные требования к квалификации архивиста 1-й и 2-й категорий, ведущего специалиста и других сотрудников. Правильный подбор и расстановка кадров имеет очень большое значение для результатов работы.
8.5. Маркетинг в архивах
Информационный маркетинг. Для решения задач планирования работы руководство архива должно изучить информационные потребности общества, состояние рынка информационных услуг в области архивного дела, спроса отечественного и зарубежного потребителя на архивную информацию.
В основе маркетингового исследования лежат такие показатели интенсивности и эффективности использования документов, как потребители информации, тематика исследований, запросов, публикаций, частота обращений к различным фондам.
Одним из направлений маркетинга является исследование цен на информационные услуги и спроса на мировом рынке ретроспективной документной информации. Основными информационными услугами архивов являются копирование документов, продажа комплектов микрофильмов и микрофиш архивных документов, изданий документов и справочников на CD-ROM, созданий платных информационных ресурсов (машиночитаемых версий исторических источников в Интернет). Ценовую политику на рынке этих услуг определяют продуценты — производители и продавцы информации. Продуцентами могут быть как сами архивы, так и специальные фирмы, занимающиеся публикацией архивных документов на технотронных носителях и продажей микрофильмов и микрофиш.
В отношении ценовой политики американские экономисты рекомендуют не предлагать редкие товары по низким ценам, а ограничить предложение микрографических товаров, установив высокие цены на них. Для повышения цен государственные архивы и библиотеки, которые должны продавать микрофильмы по фиксированной цене, пользуются услугами посреднических фирм, имея постоянный процент от продажи микрокопий фирмой.
Для того чтобы решить эти проблемы, существует механизм информационного маркетинга, который обеспечивает связь потребителей ретроспективной документной информации с ее хранителями, устанавливает, в какой мере информационные услуги архива отвечают требованиям пользователя.
Информационный маркетинг в системе федеральной архивной службы — деятельность по изучению динамики информационного рынка и прогнозированию, спроса потребителей на информационные товары и услуги.
В современных условиях создания отечественного рынка информации и выхода российских архивистов на мировой информационный рынок главная задача маркетинга — дать ориентиры для установления цен на информационные услуги в архивах и микрокопии архивных документов. Чем выше спрос на ту или иную информацию, тем выше ее цена.
Мировой рынок документной информации — совокупность информационных товаров и их потребителей во всех странах мира. Основные действующие лица на этом рынке — продуценты, или продавцы информации, и покупатели информации.
Вместе с тем задачи информационного маркетинга в архивах значительно шире вопросов ценообразования. Так, сведения о количественных характеристиках (числе посетителей, запросов и т.д.) необходимы для планирования работы архива, определения его бюджета и штата. Сведения о качественной стороне использования (категориях пользователей, тематике исследований, доле использованных дел и формах использования и т.д.) помогают выявить ошибки в экспертизе ценности документов, а главное — организовать всю работу по созданию и усовершенствованию справочников системы НСА. Разумеется, фонды, к которым наблюдается устойчивый интерес исследователей, нуждаются в более подробном НСА.
Платные услуги в архивах. Государственные архивы — федеральные, центральные, краевые, областные, муниципальные — относятся к госбюджетным организациям, и основным источником их финансирования является федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации или муниципального образования. За счет государственного финансирования существуют и архивы учреждений и организаций государственной формы собственности.
Поскольку государственное финансирование, как правило, не обеспечивает всех расходов, связанных с нормальной работой архивов (строительство и ремонт зданий архивохранилищ, покупка оборудования и компьютерной техники, оплата коммунальных услуг, оплата труда архивистов), архивам разрешена самостоятельная предпринимательская деятельность.
Чтобы самостоятельная предпринимательская деятельность архива находилась в рамках закона, необходимо строго придерживаться документов, регламентирующих платные услуги, оказываемые архивом:
перечня платных услуг;
цен на платные услуги;
договора на коммерческое использование документов архива.
Перечень платных услуг составляется в каждом архиве и утверждается директором архива. В перечне указываются все виды работ, за которые взимается плата, и исполнители работ.
Перечень каждого архива составляется на основе «Номенклатуры платных работ и услуг, выполняемых архивными учреждениями и организациями», который утверждается Росар-
хивом1. Он предназначен для государственных, объединенных ведомственных и межведомственных архивов.
В номенклатуре указаны услуги, за которые архивным учреждениям категорически запрещается взимать плату, и услуги, за которые плата может взиматься, если их исполнение «не мешает реализации основных задач и функций архива». Ниже приводится перечень платных и бесплатных услуг архива (табл. 15).
В каждом архиве с учетом его возможностей и штата на основе данной номенклатуры составляется свой перечень услуг. Архив вправе сам определять льготные категории пользователей: пенсионеры, детские дома и т.д.
По каждому пункту перечня платных услуг необходимо рассчитать их цену. Список цен на платные услуги утверждается директором архива. Цена рассчитывается с учетом себестоимости работы (расход материала, оплата труда и другие расходы), существующих налогов и рентабельности (прибыли). В принципе, архив имеет право назначить свободную, т.е. любую цену.
Цена на услуги должна иметь экономическое обоснование в соответствии с методическими рекомендациями Росархива2.
Если пользователь собирается реализовать проект, предполагающий получение прибыли за счет использования архивных документов (так называемое коммерческое использование), с ним следует заключить лицензионный договор.
При заключении договора на коммерческое использование документов архива за основу берется «Временное положение об использовании документов государственного архива и центра хранения документации в коммерческих целях», разработанное Росархивом.
Лицензионный договор заключается между архивом и пользователем на определенный срок. Он закрепляет права, обязательства и ответственность сторон.
Основанием заключения договора является оформленное заявкой намерение пользователя, а также следующее инициативное предложение государственного архива:
публиковать архивные документы в печатной, факсимильной, микрографической, электронной и иных формах;
экспонировать архивные документы на платных выставках;
использовать их в коммерческих радио- и телепрограммах при подготовке коммерческих кино- и видеофильмов, звукозаписей;
использовать архивные документы в имущественно-хозяйственных спорах, генеалогических изысканиях, научно-технических разработках и технических, в том числе градостроительных проектах;
создавать тематические базы данных.
При заключении лицензионного договора с пользователя взимается плата за передачу права пользования архивными документами, которая включает расходы на экспертизу заявок, на заключение лицензионного договора, затраты государственного архива, связанные с предоставлением архивной информации, ее цену, договорный проект отчислений от ожидаемого или полученного дохода, иные расходы, связанные с заключением лицензионного договора.
Заключение договора не должно препятствовать использованию документов, являющихся объектом договора с некоммерческими целями.
- 1. Появление архивов в Древнерусском государстве
- 1.2 Архивы княжеств в период феодальной раздробленности
- 8. Архивное дело в первой половине xiXв.
- 10.Архивное дело во второй половине XIX в.
- 14. Зарождение и развитие археографии как научн дисциплины.
- 16. Осн принципы и порядок работы археографа.
- 4)Систематизация документов в публикации
- 8) Оформить нса
- 18. «Археографический ежегодник» - научное издание Археографической комиссии Отделения истории ран; его роль в развитии отечественного архивоведения.
- 19. Архивы литературы и искусства: осбенности комплектования, учета, хранения и использования.
- 26.Классиф-я док-в в пределах арх.Фонда….
- 40. Архивное дело в России в первые годы Советской власти. Декрет Совнаркома от 01 июня 1918 года; особенности формирования Государственного Архивного фонда (1920 годы).
- 42. Развитие архивного дела в довоенный период: передача архивов в систему нквд; положение о Государственном архивном фонде от 29.03.1941 г. Новая система архивов.
- 47. Современная система архивных учреждений рф;Федеральное арх агенство.
- 48. Организация и деятельность вниидад
- 49. Архивное законодат-во в рф, этический кодекс архивиста.
- 51. Ведомственные архивы
- 52. Обеспечение сохранности д-в аф.