logo
госы архив

49. Архивное законодат-во в рф, этический кодекс архивиста.

Законодательство — это один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами власти законов. Специалисты считают, что законодательство - это система не только законов, но и подзаконных актов. Правовой основой для разработки архивного законодательства прежде всего является гос конституционное право, затем условно выделяется «пласт» арх законодательства, а затем акты смежных отраслей, отдельные статьи которых реализуются в арх среде. Необходимо помнить, что законы и подзаконные акты субъектов РФ не должны входить в противоречие с федеральным законодательством. Если же такое случается, то должны действовать статьи и положения того или иного федерального закона.

В своей деятельности архивы вступают в самые разнообразные отношения с другими сферами: бюджетной (действует бюджетное и налоговое законодательство), имущественной (гражданское законодательство), трудовой (законодательство о труде) и т. д.

Федеральные законы и другие нормативные правовые акты, принятые в 1991 -1996 гг. и составленные научно-справочной библиотекой федеральных архивов, в той или иной степени затрагивают архивные учреждения. Таких законов свыше 150, они условно разделяются на три группы:

1) фундаментальные — по всему комплексу вопросов архивной сферы;

2) по процессам комплектования, хранения, учета и вывода документов;

3) о доступе к архивным документам и их использовании

Первую группу представляют главный архивный закон страны -ФЗ от 27 октября 2004 г. «Об архивном деле в РФ» - и Положение об АФ РФ (с дополнением, внесенным Указом Президента от I апреля 1996 г.). К ним примыкают законы и положения об архивных фондах и архивах субъектов РФ.

Во второй группе основное место занимают акты о деятельности так называемых спецслужб и некоторых других министерств и ведомств - об условиях функционирования их собственных архивов и главное - об их праве на долговременное и депозитарное хранение арх д-в. Это - федеральные законы «О внешней разведке» 1996 г. (новая редакция), «О федеральных органах правительственной связи и информации» 1993 г., «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» 1995 г., «Об обязательном экземпляре документов» 1994 г.; утвержденные Указом Президента от 14 марта 1995 г. и распоряжением от 25 марта 1994 г. Положение о МИД РФ и Положение о Президентском архиве; принятый Правительством РФ 13 декабря 1995 г. Устав Гостелерадиофонда. Эту группу дополняют закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. и постановление Гос Думы Федерального Собрания РФ от 21 апреля 1995 г. «О моратории на возвращение культурных ценностей, перемещенных в годы ВОв».Особенностью третьей группы является то, что входящие в нее акты рассматривают более общие проблемы защиты прав и интересов гражданина, обеспечения информационной открытости общества, соблюдения тайны личной жизни, а также коммерческой и государственной тайны. Перечислим важнейшие акты: федеральные законы — «Об оперативно-розыскной деятельности» 1992 г., «О государственной тайне» 1993 г., «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г.; указы Президента РФ — «О снятии ограничительных грифов о-законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий» 1992 г., «О Межведомственной комиссии по защите гос тайны» 1995 г., «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к гос тайне» 1995 г., «Вопросы Межведомственной комиссии по защите гос тайны» 1996 г.; «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР» 1995 г. и «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» 1995 г. и др.

Здесь достаточно неполно перечислены законодательные акты, регламентирующие действия с архивными документами и информацией из них. Но даже из указанного перечня видно, насколько сложно их применять в совокупности при решении конкретной проблемы. Поэтому необходим дальнейший комплексный анализ законодательных актов — архивных и смежных, совершенствование самого архивного законодательства и детальная разработка мер по реализации отдельных законодательных статей.

Этический кодекс архивиста. В любом цивилизованном обществе «венцом», логическим продолжением нормативно-правовой системы является соответствующая этика поведения профессионала, например архивиста, что может быть закреплено этическим или моральным кодексом, кодексом чести или иным подобного рода документом. В сентябре 1996 г. в Пекине на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета архивов был принят Международный этический кодекс архивистов, который установил высокие стандарты, очертил этические рамки поведения для всех тех, кто занят в архивной сфере. Основными принципами международного этического кодекса архивистов являются:

-защита целостности архивных материалов и гарантия их сохранности;

-осуществление ЭЦ, отбор арх д-в и работа с ними при рассмотрении их в историческом, правовом и административном пространстве;

-защита подлинности д-в, обеспечение их сохранности во время архивной обработки, хранения и использования;

-обеспечение доступности арх материалов при сохранении гос, коммерческой, профессиональной тайны и тайны частной жизни, которая может быть в арх д-тах;

-действие в рамках соответствующего законодательства, избегая использования своего положения для нечестного удовлетворения своих или чужих интересов;

-обеспечение сохранности и использования мирового документального наследия в сотрудничестве др с др и представителями других профессий.

Эти этические нормы, содержащиеся в Международном этическом кодексе архивистов, признаны и в нашей стране. Все, кто работает с арх д-ми, должны помнить о профессиональной ответственности и согласовывать свои профессиональные действия с этическими нормами кодекса.

50. в 2004 г. Принят ФЗ «Об арх деле в РФ», в связи с чем утратили свою силу Основы законодательства 1993 г. По ряду позиций закон сохранил преемственность, но есть в нем и «потери». Он регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования док-в АФ РФ и собственных архивных документов государственных и негосударственных учреждениий, организаций и предприятий. Впервые в законе даны определения понятий «документ АФ РФ» и «документ по личному составу», тем самым повысился статус документов по личному составу в деле их упорядочения и сохранения; также даны трактовки двух понятий «временное хранение» — для архивных док-в в целом и для документов АФ РФ. Введены новые понятия - «владелец арх-х д-в» и «пользователь архивных д-в». Для д-в АФ РФ нормативно подтверждены старые и закреплены новые сроки временного хранения документов в организациях до поступления в государственные или муниципальные архивы. В ст. 4 прописаны полномочия муниципальных образований в области арх дела; в ст. 6 - состав АФ РФ и порядок включения в него архивных документов, особенности гражданского оборота документов. Право собственности на архивные документы независимо от их форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов возможно только в соответствии с федеральным законодательством. Изъятые как вещественные доказательства,.они подлежат возврату собственнику или владельцу. Сложным остается вопрос о создании архивов в организациях и на предприятиях. В Основах законодательства 1993 г. запрещалось создание тайных архивов, в том числе затрагивающих права и законные интересы граждан. Организации и предприятия руководствуются в работе как законодательными и нормативными правовыми актами, так и правилами, установленными архивным органом. Они обеспечивают соответствующие материальные и финансовые условия.В законе обобщенно и достаточно подробно прописаны нормы, касающиеся сохранности д-в в случае ликвидации, банкротства или реорганизации организаций и предприятий. Ряд статей посвящен порядку доступа к архивным документам и их использования, государственного учета документов АФ РФ, отнесения организаций и предприятий к числу источников комплектования. Законодательством РФ установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан.

АФ РФ составляет арх д-ты, относящиеся к гос (федеральной и субъектов РФ), муниципальной и частной собственности. Государственную часть АФ составляют арх д-ты, являющиеся федеральной собственностью, хранящиеся в федеральных госархивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. К муниципальной собственности относятся арх мат-лы органов местного самоуправления и муниципальных организаций, а также хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках. К частной собственности относятся архивные документы организаций, не являющихся государственными или муниципальными, а также документальные материалы, созданные или законно приобретенные гражданами (ст. 7—9 Закона об архивном деле). Действующий Закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования Архивного фонда Российской Федерации и других арх д-в независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в России в интересах граждан, общества и государства. Закон провозглашает принцип общедоступности архивной информации, принцип свободы распоряжения пользователем найденной им информации, принцип бесплатности архивной информации государственной части АФ РФ. Арх д-ты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, дарения, мены и тд. Вывоз арх материалов за пределы РФ запрещается. Архивные документы включаются в состав АФ РФ на основании ЭЦД. Решение научно-методических вопросов, связанных с ЭЦД и включением их в состав АФ РФ, а также с определением в его составе особо ценных документов, в том числе уникальных, осуществляется ЦПК специально уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Этот же орган утверждает перечни типовых арх док-в с указанием сроков их хранения. Решение вопросов о включении в состав АФ РФ конкретных д-в осуществляется ЭПК федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в области арх дела в пределах их компетенции (ст. 6 Закона об архивном деле).