logo search
ИГП все ответы,кроме 53

17. Абсолютизм в Германии. Императорская власть. «Княжеский абсолютизм».

Абсолютизм в Германии. Конец XV - первая половина XVI в. в Германии - период экономического расцвета. Однако

развитие экономики происходило несколько по иному, чем в Англии и Франции. Ни один город Германии не

превратился в такой хозяйственный центр страны, каким был, например, Лондон в Англии. Экономическое

развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. В то время как в Англии

и Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс обусловил

объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической

раздробленности.

Реформация и крестьянская воина. Реформация в первой воловине XVI в. ко всем условиям, разъединявшим

Германию, прибавила еще одно - вероисповедание. Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую

(юг) части. Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее значительной была

Крестьянская война 1524-1526 гг. В результате этой войны была разорена часть духовенства, дворянства, княжеские

города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей.

Объективно перед восставшими стояли две задачи: ликвидация феодальной эксплуатации и политическое объединение

страны. Положительное решение этих задач могло способствовать переходу Германии на путь буржуазного развития.

Поэтому решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить

антифеодальное восстание. Крестьянская война принесла выгоды лишь для князей. Княжеская власть усилилась за

счет ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего в ходе Крестьянской войны и вынужденного

искать опоры у княжеской власти. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство.

Тридцатилетняя война. Тридцатилетняя война (1618-1648), которая велась под религиозными лозунгами борьбы

католиков с протестантами, решала политические задачи: северогерманские князья боролись против усиления

императорской власти и создания единого национального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть

еще более усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти. По Вестфальскому миру князья

получили право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами. Вестфальский мир

привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей

продолжала усиливаться. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое

существование, а в остальных пришли в упадок.

Княжеский абсолютизм. В XVII в. в германских княжествах установился абсолютизм, отличающийся от

централизованных абсолютных монархий Запада следующими чертами. Во-первых, как и сословно-представительная

монархия, абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах

отдельных княжеских владений. Во-вторых, княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества

феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям,

в то время как в других странах утверждение абсолютизма было результатом временного равновесия сил дворянства

и буржуазии. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия.

Пруссия постепенно сложилась из отдельных земель, географически иногда даже не соприкасавшихся друг с другом.

В XVIII в. Пруссия становится абсолютной монархией. Управление Пруссией было централизовано. Высший орган

управления – тайный совет должен был объединять управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда

Тайный совет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел,

ставший главным органом управления. Департаменту внутренних дел, который носил название "Генеральная высшая

директория финансов, военных дел и доменов", в отдельных провинциях подчинялись военные и домениальные

палаты, наблюдавшие за ведением военного и домениального хозяйства. Наряду с ними действовали ландраты -

земские советы, назначавшиеся королем из дворян, рекомендованных дворянскими собраниями.

Члены ландратов председательствовали на дворянских собраниях. Ландраты совместно с дворянскими комитетами

ведали делами своего сословия, т.е. были сословными учреждениями. В то же время на ландратов были возложены

общегосударственные функции, т.е. они являлись органами центральной власти и занимались взиманием налогов,

заведованием полицией, рекрутским набором. Члены городских советов (магистратов), управляющих делами города,

назначались правительством. Землевладельцам принадлежали вотчинная полиция и юстиция, а также патронат над

церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управление осуществляли старосты, избиравшиеся сельским

сходом или занимавшие свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно. Прусское государство,

управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую

иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях, и руководить ею, пресекая малейшие попытки

общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело

всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государство можно назвать полицейским.

Австрийский просвещенный абсолютизм. В XVIII в. в Западной Европе получило развитие "просветительское

движение", основанное на трудах целой плеяды философов того времени: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье и др.

Философы-просветители обосновывали необходимость ломки старых государственных и общественных устоев.

Под влиянием просветительской литературы правители ряда государств проводили реформы, имевшие целью

некоторое обновление общественного и государственного строя. Распространение идей Просвещения пришлось на

период абсолютизма. Сочетание неограниченной власти монархов с их стремлением осуществить преобразования,

рекомендованные философами-просветителями, приобрело название политики просвещенного абсолютизма.

Примером такой политики может служить политика Австрии. Австрия представляла собой многонациональное

государство, которое в XVIII в. в отличие от усиливающейся Пруссии, переживало сложную ситуацию. Это было

связано с борьбой за престол. После смерти Карла VI единственной наследницей престола являлась его дочь

Мария-Терезия, но германские законы запрещали наследование престола по женской линии. Марии-Терезии

пришлось завоевывать власть в борьбе с Пруссией и Баварией. Война выявила слабые стороны Австрийского

государства и прежде всего в организации армии, Поэтому, став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы

начала с военной сферы. Была введена система рекрутских наборов. Для подготовки офицерских кадров учреждалась

военная академия. Было ограничено крепостное право: сокращена барщина, введен контроль со стороны государства

за судебной властью помещиков, созданы сборники гражданского и уголовного права.

Финансовая реформа выразилась во введении всеобщего подоходного налога на базе всеобщей переписи населения.

Значительное внимание уделялось образованию: за счет государства создавались школы, специальные учебные

заведения. Все эти реформы сопровождались централизацией государственного аппарата, упразднением остатков

сословно-представительнои монархии. Продолжателем дела Марии-Терезии стал ее сын Иосиф III, выбранный в 1765 г.

императором Германии. Иосиф II отменил крепостное право. Был создан свод законов, воспринявший требования

просветителей в области судопроизводства: отменялись судебные пытки, ограничивалось применение смертной казни.

Школьному обучению было дано светское направление.

Церковная реформа ограничила привилегии католической церкви, был принят эдикт о веротерпимости. Государство оказывало поддержку сельскому хозяйству и промышленности; были уничтожены многие внутренние торговые пошлины, увеличены пошлины на ввозимые товары; освобождены от налогов на 10 лет новые промышленные заведения. Было введено строго централизованное управление, уничтожены различия между областями. Недовольство методами осуществления реформ со стороны как социальных, так и национальных сил привело к массовым выступлениям против проводимых преобразований. Перед смертью Иосиф II отменил все свои реформы. Но те нововведения, которые успели дать результаты, значительно продвинули Австрию в развитии и создали почву для становления капиталистических отношений.

18. Источники феод.права Зап.Европы. Обычное право. Частные кодификации. Городское право. Рецепция римского права. . Развитие феод отнош привело к тому, что источники права, действовавшие в VI-IX вв., в частности варварские правды, потеряли свою силу. Реш роль перешла к обычному праву и притом местному. Во Франции эти обычаи носили название кутюмов. Кутюмы, действ в различ местностях, имели общую основу, обуслов сходством феод отнош и влиянием прежде действ источников права. Но они очень различ в отдельных полож и деталях. Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, примен на терр провинций, сущест местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых городов.В отношении выраж и излож юрид норм Франция делилась на две части. Юг назывался страной писаного права, север Франции - страной обычного права. Так как южные провинции входили прежде в состав Римской империи, на юге Франции продол дейст римское право, за котор призн значение общего обычая. Сохран писаного права на юге Франции объяснялось также сущест там более развитых эк отнош. Римское право выступало в кач объед фактора. Наряду с ним в качестве дополн источника дейст множество местных кутюмов. На севере Франции в течение нескольких столетий не было создано общих юридических памятников.Так же в Германии. Герм право характ. образов многочисл прав укладов, относ к определ терр или кругу лиц. Споры вассалов и сюзерен решались в ленном суде феодала по нормам обычн ленного права. Крепостные суд. по местному дворовому праву. Населен. жило по партикулярным правам. Суд процесс средних веков, и без того громоздкий и медленный, осложнялся отсут писаных источников права. Начиная с XIII в. делаются попытки изложения обычаев в виде сборников, состав юристами-практиками. Во Франции наиболее известными частными кодиф были: “Большой сборник обычаев Нормандии” 1255 г.; “Большой сборник обычаев Франции” 1389 г.: наиболее известна книга “Кутюмы Бовези” 1282 г., составитель которой Бомануар считается первым по времени теоретиком франц права. В Герм партикулярн право запис в Правовые книги. (Саксонское зерцало) Потом зерцало немецких людей. В XIV-XV вв. частные сборники обычаев появ почти во всех провинц. С началом полит объед Франции и с укреп корол власти все больше ощущается неудовлетв правовых источников и делается попытка их упорядоч и офиц редакции. Во второй половине XV и в XVI в. появилось большое колич таких офиц сборников кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобяз сила. Сборники имели огранич местное применение. С усилен корол власти начали приобрет возрастающ знач ордонансы - указы королей, действ на всей терр корол. Наряду с ними сущест распоряж крупных сеньоров - ассизы. Практика городских судов выработ особое гор право, существовашее уже в XII в. и в рассмат период получ особое развитие и значение. С ростом и развитием городов появились собственно гор суды. Помимо перечисл систем права следует указать еще на канонич право. В первую очередь оно регулир вопросы организации и деят катол церкви и содержало ряд положений, оказавших большое влияние на развитие гражд права, особенно в области семейного права. Канон право было одним из факторов внесения единства в разнообр обычаи отдельн местностей. Несмотря на усилия корол власти во Франции в период абсол преодолеть множ источников права, каждая область сохраняла собственные кутюмы. Для единого государства, каковым стала Франция, это было большим недостатком. В то же время некоторые обстоят способ установлен общности права. В числе этих обстоят прежде всего усиление влияния римского права. Распад феод отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особое знач регулир обязат, договор отнош. Закрепленное в сборниках кутюмов феод право, основанное на земельных отнош, не содержало предпосылок для регулир договор права. В то же время эти предпос заключало в себе римское право. Оно давало готовые формулы для юрид выражения производ отнош развивающ товарного хозяйства. Это 1 причина рецепции римс. права. 2 причина усилившегося влияния римского права связана с тем, что короли, находя в нем гос-пр. положения, обоснов их претензии на абсолютную и неогран власть, использ их в своей борьбе с церковью и феод сеньорами. В качестве 3 причины следует указать повыш теоретич интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к наследству Античного мира, вызванного критич отнош буржуазии к феодализму и переоценкой ценностей. Изучение римского права начинается уже с XI в. Здесь большую роль сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов - комментаторов римского права. Во Франции уже в XII-XIII вв. римское право препод в универс. Влияние его было настолько велико, что по настоянию церковников его препод в Парижском универс в 1219 г. было запрещено папской буллой. Теперь оно возрождалось вновь.