logo
ИГП все ответы,кроме 53

5. Образование и развитие государства Древнего Китая.

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий:

  1. период Шань (Инь) (XV—XI вв. до н. э.);

  2. период Чжоу (XI—III вв. до н. э.), в котором выделяются особые периоды:

а) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.); б) Чжаньго - «Борющихся царств» (V—III вв. до н. э.); в) последний период завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э . - III в. н. э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель - ван - и его приближенные, родственники, сановники.

Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана.

В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство.

Со временем происходит разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны. В шаньско-иньском (XV— XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI—X вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы, которых было явное меньшинство, вообще не входили в социальную лестницу.

Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме «кормления» с определенных общин, территорий. Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V в. до н. э. к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.

Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из «одной партии власти» в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленники.

В середине IV в. до н. э. по инициативе сановника Шана Яна была проведена реформа, которой была узаконена свободная продажа и покупка земли.

6. Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристократии к демократии: реформы Солона и Клисфена.

1. Полисный этап истории Древней Греции После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полисный этап принято подразделять на три периода: гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.; архаический период - VIII - VI вв. до н. э.; классический период - V - IV вв. до н. э. Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта. 2. Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще Пе существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания. К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий. 3. Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афинского государства.

Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы: эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков; геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам; демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

Наряду с рабами и свободными людьми существовал такие промежуточный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

4. Афинское государство в V - IV вв. до н. э К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов. В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия. Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

Основные этапы развития Афинской демократии: Соломон, Клисфен, Эфиальт, Перикл.

Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей.Солон провел сисахфию — реформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган - гелиэю (суд присяжных)Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления - Совет четырехсот.Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.Победа демоса была закреплена в 509 г. до н.э. реформами Клисфена.

Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления - коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства.Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило сновой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.