logo
ИГП все ответы,кроме 53

3. Законы царя Хаммурапи: общественный строй; земельная собственность; обязательственное право; уголовное право; судебный процесс.

Общественный строй Вавилонского государства

1. Рабство в Вавилоне Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы подразделялись на: царских; храмовых; частновладельческих.

Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

2. Свободное население Вавилона делилось на: полноправных (авилум); неполноправных (мушкену).

Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности. Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей - мушкену. Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям: первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество; далее следовали "редум", "баирум", "декум","лубуттум" - различного рода военнослужащие', в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие, высокое положение в обществе занимало чиновничество', низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

1. Общие понятия Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; 282 статьи законов, обширное заключение.

Источниками при составлении сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; новое законодательство.

2. Собственность При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; храмовые; общинные; частные.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

3. Виды обязательств Законодательству Хаммурапи известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения: ограничение максимального срока отработки долга тремя годами; ограничение процентов, взимаемых ростовщиком; ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Брачно-семейные отношения Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела" право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

5. Виды преступлений и наказаний Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений. против личности; имущественные; против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы; изгнание. При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

6. Процесс Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

4. Государство в Древней Индии.Законы Ману,варны,касты. 1ми жителями Др. И. были дравиды. Период с сер.II тыс. до н.э. до I тыс. до н.э, отмечен образованием кл. общ-ва и гос. Военный вождь племени (раджа) все более возвышался над племенами. Позже должность стала насл. Занятие высших должностей в гос. админ. было привилегией знати. бол значение - цар жрец. дружина стала пост войском. Народ облагался налог. Т.О возник. гос. образования, в форме монарх. или респ. Самое круп. и сильное -Магадха. Наивысшего могущ -при династии Маурьев Несмотря на сильную армию, креп аппарат упр, Маурьям не удалось сохр ед-во гос. Во II в. до н.э. Индия расп на отд гос. образований. Общ строй И. Образ варн. С развитием общ. и имущ. нерав. связано появ сословий - варн. варны станов все более замкнутыми. Утвержд эндогамность (заключ браков между предст 1 варны); наследственно закрепл профессия; поклон одним богам. инд. варны: брахманы (неприкоснов) - члены жреч родов, кшатрии - военная арист, вайшья - ряд общинники, шудры - неравнопр члены общ-ва. Возникн шудр связывается с войнами. деление всех на 4 варны было объявлено извечно сущ. порядком и освящ религией. Для каждой варны -свой закон - дхарма. Гос. упр. -. в вед 2х 1ых варн: жреч обяз- брахманов, воен дело - кшатриев. Вайшьям предпис заним. землед, скотов, ремеслом и торг. Шудрам наход. в услужении у 3х варн. Запрещался переход из одной варны в другую. Сел община. В общины объед знач часть населения - своб земледельцы. Самой распростр. сельская. Рабство. Раб труд не играл значит. роли в эк Др И. Особенность: наличие гос. зак-ва, кот огранич произвол хозяина по отнош к рабам. ( рабы могли иметь семьи, собст, пр на наслед, Гос. строй Магадхско-Маурийская эпоха - усил. монар-х. вл-и Основа гос. - царь.царь -во главе гос. аппарата и обладал зак. вл. Он назнач чиновн, явл главой фискальной адм-ии, верх судьей, ком армией. Совет царских сановников - паришад - постепенно приобрел функции пол совета+ сущ. тайный совет, (особо доверен лица) Постепенно паришад выполн совещ функций. Терр. гос. в эпоху Маурьев дел на провинции. Во главе 4 гл провинций находились царевичи. (особый статус) +сущ дел на обычные провинции , области , округа . Во гл-чиновники . Высокое полож.-чиновники по охране границ/// Законы Ману понятие пр как совокупности самостоят. норм - неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подч правилам этическими (религ хар). Наибол извест Законы Ману (Ману - миф бог). Предпол что они появ между II в. до н.э. и III в. н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, (12 гл) Гл в ЗМ - закрепление существ варнового устройства. Пр собств. Различ.собств. и владен. +охране ч собств- бол внимание. Сущ 7 способов возникн пр собств: наслед, дар, покупка, завоевание, ростовщичество, исполн работы, милостыня. +давность владения (10 лет). Приобр можно было только у собств. Среди осн видов собств - земля. За незаконное присвоение ч собств накладывался бол штраф . ЗМ охраняют и движ имущ. (рабы, скот, инвентарь.) Обяз-ва. тщат разработка. В осн говорится об обязат из договоров. описыв договор займа. твердо устанавл нерушимость и преемственность долг обяз-в. Если должник не уплач долг в срок, он его отрабат. В случае смерти должника долг перех на сына и др родств. Упомин.дог с наемными работн (кармакаров). Кармакары, занятые на землед работах, получ 1/10 урожая, в скотов - 1/10 молока коров, за которыми ухаживали. Был известен и договор аренды земли. Разоряющиеся общинники арендов землю. Договор купли-продажи считался действительным, если соверш в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собств вещи. Брачно-сем отнош хар бол патриархальная семья. Гл семьи - муж. Женщина зависела от супруга и сыновей. Брак-имущ сделку, муж покупал себе жену и она станов его собств. полож. женщины: в детстве -под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. муж мог иметь неск жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью. За измену жена подвергалась страшным карам. Мужчина мог вступать в брак с женщ из более низкой варны, но женщ из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы нет. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Уг пр и процесс. с одной стороны, высок уровнь разв, указание на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления С др стороны, сохран пережитков старины( принципа талиона, ордалия, ответств общ). на 1м месте - гос. (служба врагам царя, поломку гор стены). всех преступ против собств и против личности. Среди имущ прест -кража. Меры, примен к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте прест или нет, соверш кража днем или ночью. З М осужд всякое насилие К насилию относ и убийство, и телесные повреждения. Умышл убийство влекло за собой смертную казнь. сем отнош. суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины. Кр месть не упоминается общее представление об уг процессе. Отделения суда от адм-ии не сущ. Верх суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уг и гр процессом, процесс носил состязат хар-р Осн источ док-в -свидет показания. Ценность показаний соотв. принадлеж. свидетеля к варне. При отсутствии свидет примен ордалии (испытание огнем, водой).