3. Последствия продажи покупателю (потребителю) товара
ненадлежащего качества
В случае продажи товара ненадлежащего качества у покупателя возникает ряд возможностей, установленных ст. 503 ГК. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- либо замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- либо соразмерного уменьшения покупной цены;
- либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- либо возмещения расходов на устранение недостатков товара.
В ст. 18 Закона о защите прав потребителей в дополнение к возможностям, указанным ст. 503 ГК, потребителям предоставляется также возможность требовать замены недоброкачественного товара на товар надлежащего качества другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Все указанные требования покупателя подлежат удовлетворению лишь в том случае, если продавец при заключении договора не оговорил, что реализует товар с недостатками. В противном случае покупатель знает о приобретении товара с недостатками и у него нет оснований выдвигать в связи с этим какие бы то ни было требования. В некоторых случаях такая оговорка может явствовать из самого характера продажи (продажа в специальных магазинах или отделах уцененных товаров, товаров, бывших в употреблении).
Покупатель может свободно выбирать из указанных требований, но вправе предъявить лишь одно из них. По общему правилу предъявление этих требований ничем не обусловлено, однако в законе установлены отдельные исключения из этого правила. Так, право на замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества в отношении технически сложного или дорогостоящего товара <1> может быть реализовано лишь в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 1 ст. 503 ГК, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). В отношении граждан-потребителей перечень таких товаров утверждается Правительством РФ <2>.
--------------------------------
<1> Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
<2> См.: Постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 "Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков" // СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2303.
Согласно п. 3 ст. 503 ГК и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей вместо предъявления требований о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерном уменьшении покупной цены, незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара либо возмещении расходов на их устранение покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не имеет права удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
Анализ ст. 503 ГК и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей показывает, что последствия продажи товара ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи любому покупателю и аналогичные последствия в отношениях с участием граждан-потребителей неодинаковы. Поскольку согласно п. 3 ст. 492 ГК РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются нормы Закона о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним, следует прийти к выводу о том, что последствия продажи товара ненадлежащего качества, установленные ст. 503 ГК, применяются к любым лицам, вступившим в отношения по договору розничной купли-продажи, за исключением граждан-потребителей. В связи с этим, если в договоре розничной купли-продажи одной из сторон является гражданин-потребитель, должны применяться последствия продажи товара ненадлежащего качества, определенные п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, а не ст. 503 ГК РФ.
В отличие от общих положений ГК потребитель согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей вправе при расторжении договора требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В данном случае имеется в виду ситуация, когда применение потребителем одного из последствий продажи товара ненадлежащего качества не покрывает причиненных ему убытков. В этом случае он вправе требовать возмещения убытков в полном объеме (ст. 15 ГК), однако обязан доказать их наличие и размер.
Важной гарантией защиты прав потребителей является правило, установленное п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае, когда срок службы не установлен.
Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем либо обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные требования, предусмотренные п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, либо возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Требования, изложенные в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Кроме того, согласно п. 3 указанной статьи предусматривается возможность обратить требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов потребителя по их устранению либо замене товара на аналогичный непосредственно к изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю либо импортеру. Однако поскольку потребитель не имеет возможности предъявить к изготовителю все требования, изложенные в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, ему также предоставляется право вместо предъявления этих требований возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать от него уплаченной за этот товар суммы.
Пункт 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей содержит весьма важное правило, предоставляющее потребителю, которому продан товар ненадлежащего качества, право предъявить ряд требований, указанных в этом пункте, непосредственно к изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю либо импортеру. Ранее действовавшее законодательство не допускало предъявления каких бы то ни было требований по поводу качества проданного товара к изготовителю, поскольку между ним и потребителем отсутствовали правовые отношения.
Иная ситуация сложилась с принятием Закона о защите прав потребителей, который установил общую обязанность изготовителя выпускать товары надлежащего качества и обеспечивать возможность их использования, ремонта и технического обслуживания (ст. ст. 4 и 6 Закона о защите прав потребителей). В связи с этим, если обязанности продавца удовлетворить требования потребителя, вытекающие из продажи товара ненадлежащего качества, основываются на договоре купли-продажи, то обязанности изготовителя имеют своим основанием прямое указание закона. Коль скоро обязанности изготовителя вытекают из иных оснований, то естественно некоторое несовпадение возможностей потребителя, заложенных в п. 1 и п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Объем требований потребителя к изготовителю определяется общей обязанностью, вытекающей из ст. ст. 4 и 6 данного Закона.
Этой же обязанностью определяется объем требований потребителя в тех случаях, когда он приобрел импортный товар. В п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей лицом, ответственным за недостатки импортного товара, является импортер. Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей импортером признается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории РФ. Импортерами являются российские и иностранные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, поскольку импорт представляет собой неотъемлемую составную часть внешней торговли и определяется как ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе <1>.
--------------------------------
<1> См.: ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850 (с послед. изм.).
Согласно п. 2 ст. 503 ГК в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать только замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. В отличие от этого в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в указанном случае потребитель по своему выбору вправе потребовать от продавца (уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя):
- замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на доброкачественный товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены
либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а от изготовителя (уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) -
- замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- или возврата уплаченной за него денежной суммы.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, а также импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель имеет право участвовать в проверке качества товара.
В тех случаях, когда возникают разногласия с потребителем о причинах возникновения недостатков товара, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель и импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. При этом потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Однако если в результате экспертизы товара было установлено, что недостатки в товаре возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю либо импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
В п. 6 ст. 18 Закона о защите прав потребителей <1> устанавливаются основания освобождения продавца (изготовителя), а также уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя и импортера от удовлетворения требований потребителей. Указанные основания дифференцируются в зависимости от того, установлен ли на товар гарантийный срок или нет. В случае, когда на товар гарантийный срок не установлен, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель и импортер освобождаются от ответственности за недостатки, если потребитель не докажет, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента. В случае, когда на товар установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель и импортер освобождаются от ответственности за недостатки, если они докажут, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
--------------------------------
<1> Данный пункт введен Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ в целях приведения норм Закона о защите прав потребителей в соответствие со ст. 476 ГК. В настоящее время действует в редакции Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (СЗ РФ. 2004. N 52 (часть I). Ст. 5275).
Таким образом, в зависимости от указанных условий распределяется бремя доказывания момента возникновения недостатков. В случае, когда на товар гарантийный срок не установлен, бремя доказывания того, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента, возлагается на потребителя. Если он сможет доказать это, то продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель и импортер будут нести ответственность за недостатки товара. Если же на товар установлен гарантийный срок, то бремя доказывания возлагается на продавца (изготовителя), уполномоченную организацию, уполномоченного индивидуального предпринимателя и импортера. Они будут освобождены от ответственности за недостатки, только если сумеют доказать, что недостатки возникли, во-первых, после передачи товара потребителю и, во-вторых, вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц либо непреодолимой силы.
Наконец, согласно п. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей устанавливается, что доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены либо возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя), уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя или импортера. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя), уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя или импортера в месте нахождения потребителя доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель или импортер обязаны возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров. Исчисление данных расходов должно осуществляться исходя из действующих на момент перевозки тарифов на транспортно-экспедиционное обслуживание граждан.
В Законе о защите прав потребителей содержатся специальные нормы, устанавливающие механизм реализации отдельных требований потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Согласно п. 1 ст. 20 этого Закона, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией, уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения <1>.
--------------------------------
<1> См.: пп. "а" п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7.
В отношении товаров длительного пользования изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) обязан при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством РФ <1>.
--------------------------------
<1> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.
Если недостатки товара устранялись в течение гарантийного срока, то данный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. В том случае, когда устранение недостатков товара осуществляется посредством замены комплектующего изделия или составной части основного товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие или составную часть основного товара устанавливается той же продолжительности, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.
В соответствии со ст. 21 Закона о защите прав потребителей в случае предъявления требования о замене товара ненадлежащего качества продавец (изготовитель, уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в 7-дневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией, уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования.
При отсутствии у продавца (изготовителя, уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара к моменту предъявления указанного требования он должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования, а для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по заявлению потребителя в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы.
Если для замены товара необходимо более 7 дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель, уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение 3 дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей <1>.
--------------------------------
<1> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.
Поскольку товар ненадлежащего качества заменяется на новый товар, гарантийный срок на него также исчисляется заново со дня передачи нового товара потребителю.
Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то в соответствии со ст. 416 ГК обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения, но потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей и ст. 503 ГК РФ требование. Бремя доказывания невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые не может отвечать продавец, а также принятия последним всех необходимых мер для выполнения требований потребителя в указанных случаях лежит на продавце. В том случае, когда указанные обстоятельства будут установлены в стадии исполнения вынесенного судом решения, обязывающего ответчика предоставить потребителю взамен некачественного товара товар той же марки (модели, артикула), суд в соответствии со ст. 203 ГПК решает вопрос об изменении способа исполнения решения <1>.
--------------------------------
<1> См.: п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7.
Согласно ст. 22 Закона о защите прав потребителей требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление им или третьим лицом недостатков товара, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией, уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
В ст. 504 ГК и п. п. 1 - 4 ст. 24 Закона о защите прав потребителей содержатся правила о возмещении разницы в цене при замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества. При замене недоброкачественного товара на соответствующий договору розничной купли-продажи товар надлежащего качества продавец не вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существующей в момент замены товара или вынесения судом решения о замене товара.
При замене недоброкачественного товара на аналогичный, но иной по размеру, фасону, сорту или другим признакам товар надлежащего качества подлежит возмещению разница между ценой заменяемого товара в момент замены и ценой товара, передаваемого взамен товара ненадлежащего качества. Если требование покупателя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена товара, передаваемого взамен его, определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.
В случае предъявления требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления требования об уценке, а если требование покупателя добровольно не удовлетворено - на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены.
При возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено - на момент вынесения судом решения. Кроме того, согласно п. 5 ст. 24 Закона о защите прав потребителей потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторжения договора купли-продажи возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.
- Московский государственный университет
- Раздел VIII. Общие положения об обязательствах и договорах
- Глава 35. Понятие и виды обязательств
- § 1. Понятие обязательственного права
- 1. Обязательственное право как подотрасль гражданского
- 2. Система обязательственного права
- 3. Основные тенденции развития обязательственного права
- § 2. Понятие обязательства
- 1. Обязательство как гражданское правоотношение
- 2. Содержание и определение обязательства
- 3. Основания возникновения обязательств
- § 3. Виды обязательств
- 1. Система обязательств
- 2. Отдельные виды обязательств
- § 4. Субъекты обязательств
- 1. Обязательства с множественностью лиц
- 2. Обязательства с участием третьих лиц
- 3. Перемена лиц в обязательстве
- Глава 36. Исполнение и прекращение обязательств
- § 1. Исполнение обязательств
- 1. Понятие исполнения обязательств
- 2. Принципы исполнения обязательств
- 3. Условия исполнения обязательств
- § 2. Прекращение обязательств
- 1. Понятие и основания прекращения обязательств
- 2. Прекращение обязательств сделкой
- 3. Прекращение обязательств по иным основаниям
- Глава 37. Обеспечение надлежащего исполнения обязательств
- § 1. Понятие, сущность и значение способов обеспечения
- 1. Понятие обеспечения надлежащего исполнения обязательств
- 2. Акцессорные и неакцессорные способы обеспечения
- 3. Иные способы обеспечения исполнения обязательств
- § 2. Неустойка
- 1. Понятие и сущность неустойки
- 2. Обеспечительная функция неустойки
- § 3. Задаток
- 1. Понятие задатка
- 2. Функции задатка
- 3. Особые виды задатка
- § 4. Поручительство
- 1. Понятие поручительства
- 2. Виды поручительства
- 3. Сущность обязательства из договора поручительства
- 4. Содержание и исполнение обязательства
- 5. Последствия исполнения поручителем обязательства
- 6. Прекращение обязательства из договора поручительства
- § 5. Банковская гарантия
- 1. Понятие и сущность банковской гарантии
- 2. Соглашение принципала и гаранта о выдаче
- 3. Содержание, форма и виды банковской гарантии
- 4. Исполнение и прекращение обязательств
- § 6. Залог
- 1. Понятие залога
- 2. Виды залога
- 3. Субъекты залогового правоотношения
- 4. Предмет залога
- 5. Основания возникновения залогового правоотношения
- 6. Оформление залога
- 7. Юридическая природа права залога
- 8. Содержание залогового правоотношения
- 9. Обращение взыскания на заложенное имущество
- 10. Реализация заложенного имущества
- 11. Залог товаров в обороте
- 12. Залог вещей в ломбарде
- § 7. Удержание
- 1. Понятие права удержания вещи
- 2. Предмет права удержания
- 3. Права и обязанности ретентора и должника
- 4. Особые случаи применения права удержания
- Глава 38. Гражданско-правовой договор
- § 1. Понятие и значение гражданско-правового договора
- 1. Сущность и значение договора
- 2. Понятие договора
- 3. Свобода договора
- § 2. Виды договоров в гражданском праве
- 1. Общие классификации гражданско-правовых договоров
- 2. Организационные и имущественные договоры
- 3. Публичные договоры и договоры присоединения
- § 3. Содержание договора
- 1. Существенные условия договора
- 2. Иные виды условий договора
- 3. Толкование договора
- Глава 39. Заключение, изменение и расторжение договора
- § 1. Заключение договора
- 1. Понятие заключения договора
- 2. Порядок и стадии заключения договора
- 3. Оферта
- 4. Акцепт
- 5. Заключение договора в обязательном порядке
- 6. Заключение договора на торгах
- 7. Урегулирование разногласий, возникающих
- 8. Форма договора
- 9. Момент заключения договора
- § 2. Изменение и расторжение договора
- 1. Способы изменения и расторжения договора
- 2. Порядок изменения и расторжения договора
- 3. Последствия изменения и расторжения договора
- 4. Изменение и расторжение договора по соглашению сторон
- 5. Изменение и расторжение договора в судебном порядке
- 6. Изменение и расторжение договора вследствие
- 7. Изменение и расторжение договора в связи с существенным
- Раздел IX. Обязательства по передаче имущества
- 2. Понятие договора купли-продажи
- 3. Стороны договора купли-продажи
- 4. Предмет договора купли-продажи
- § 2. Содержание и исполнение договора купли-продажи
- 1. Обязанность продавца по передаче товара в срок
- 2. Передача права собственности на товар
- 3. Количество товаров
- 4. Ассортимент товаров
- 5. Качество товара
- 6. Комплектность товара
- 7. Тара и упаковка
- 8. Извещение продавца о несоответствиях товара
- 9. Обязанность покупателя по принятию товара
- 10. Обязанность покупателя по оплате товара
- Глава 41. Обязательства из договора розничной купли-продажи
- § 1. Понятие договора розничной купли-продажи
- 1. Определение и специфика договора розничной купли-продажи
- 2. Содержание и исполнение договора розничной купли-продажи
- 3. Последствия продажи покупателю (потребителю) товара
- § 2. Гражданско-правовая защита потребителей
- 1. Понятие потребителя
- 2. Права граждан-потребителей и особенности
- 3. Право потребителей на информацию
- § 3. Виды договоров розничной купли-продажи
- 1. Система отдельных видов договоров
- 2. Продажа товаров с дополнительными условиями
- 3. Продажа товаров с использованием автоматов
- 4. Особенности договора найма-продажи товаров
- 5. Дистанционный способ продажи товаров
- Глава 42. Обязательства из договоров поставки товаров, контрактации и энергоснабжения
- § 1. Договор поставки товаров
- 1. Значение и сфера применения поставки
- 2. Понятие договора поставки
- 3. Заключение договора поставки
- 4. Исполнение договора поставки
- 5. Изменение и расторжение договора поставки
- § 2. Договор поставки товаров для государственных нужд
- 1. Значение и сфера применения договора поставки товаров
- 2. Основания поставки товаров для государственных нужд
- 3. Порядок заключения государственных контрактов
- 4. Исполнение обязательств по государственному контракту
- § 3. Договор контрактации
- 1. Значение и сфера применения контрактации
- 2. Понятие договора контрактации
- 3. Содержание и исполнение договора контрактации
- 4. Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной
- § 4. Договор энергоснабжения
- 1. Сфера применения договора энергоснабжения
- 2. Понятие и признаки договора энергоснабжения
- 3. Содержание и исполнение договора энергоснабжения
- 4. Изменение и расторжение договора энергоснабжения
- § 5. Договор энергоснабжения и иные договоры
- 1. Виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией
- 2. Договоры, заключаемые на оптовом рынке электроэнергии
- 3. Договоры, заключаемые на розничных рынках электроэнергии
- § 6. Договоры на снабжение газом и водой
- 1. Договор на снабжение газом через присоединенную сеть
- 2. Договоры на снабжение водой и прием сточных вод
- Глава 43. Обязательства из договоров продажи недвижимости и предприятий
- § 1. Договор продажи недвижимости
- 1. Понятие и предмет договора продажи недвижимости
- 2. Стороны договора продажи недвижимости
- 3. Форма договора продажи недвижимости
- 4. Содержание договора продажи недвижимости
- 5. Права на земельный участок при продаже
- 6. Исполнение и прекращение договора продажи недвижимости
- § 2. Особенности продажи отдельных объектов недвижимости
- 1. Особенности продажи земельных участков
- 2. Особенности продажи жилых помещений
- 3. Особенности продажи доли в праве собственности
- § 3. Договор продажи предприятия
- 1. Продажа предприятий и иные формы их приобретения
- 2. Понятие, предмет и стороны договора продажи предприятия
- 3. Преддоговорные действия сторон и заключение договора
- 4. Исполнение договора продажи предприятия
- 5. Ответственность сторон по договору продажи предприятия
- Глава 44. Обязательства из договоров мены, дарения и ренты
- § 1. Договор мены
- 1. Понятие договора мены
- 2. Особенности договора мены
- 3. Внешнеторговый бартер
- § 2. Договор дарения
- 1. Понятие договора дарения
- 2. Содержание и исполнение договора дарения
- 3. Пожертвование
- § 3. Договоры ренты и пожизненного содержания с иждивением
- 1. Понятие и развитие рентных отношений
- 2. Понятие, стороны и предмет договора ренты
- 3. Юридическая природа договора ренты
- 4. Защита интересов получателя ренты
- 5. Договор постоянной ренты
- 6. Договор пожизненной ренты
- 7. Договор пожизненного содержания с иждивением
- Раздел X. Обязательства по передаче имущества в пользование
- 2. Существенные условия договора аренды
- 3. Содержание и исполнение договора аренды
- 4. Содержание и осуществление прав арендатора
- 5. Прекращение договора аренды
- § 2. Договор проката
- 1. Понятие договора проката
- 2. Содержание договора проката
- § 3. Договоры аренды транспортных средств
- 1. Понятие и виды договоров аренды транспортных средств
- 2. Договор аренды транспортного средства с экипажем
- 3. Договор аренды транспортного средства без экипажа
- § 4. Договор аренды зданий и сооружений (строений)
- 1. Понятие договора аренды строения
- 2. Права на земельный участок при аренде строения
- 3. Существенные условия договора аренды строения
- 4. Исполнение договора аренды строения
- § 5. Договор аренды предприятия
- 1. Понятие договора аренды предприятия
- 2. Содержание договора аренды предприятия
- 3. Заключение и оформление договора аренды предприятия
- 4. Исполнение и прекращение договора аренды предприятия
- § 6. Договор финансовой аренды (лизинга)
- 1. Понятие финансовой аренды (лизинга)
- 2. Виды лизинга
- 3. Признаки и содержание договора финансовой аренды
- 4. Исполнение и прекращение договора лизинга
- § 7. Договоры аренды земельных участков
- 1. Понятие договора аренды земельного участка
- 2. Содержание, исполнение и прекращение договора аренды
- 3. Договор аренды участка лесного фонда
- § 8. Договор безвозмездного пользования (ссуды)
- 1. Понятие договора безвозмездного пользования (ссуды)
- 2. Сфера применения договора ссуды и его отграничение
- 3. Содержание и исполнение договора ссуды
- 4. Изменение, расторжение и прекращение договора ссуды
- Глава 46. Обязательства из договоров найма жилого помещения и другие жилищные правоотношения
- § 1. Жилищные отношения и их правовое регулирование
- 1. Понятие жилищных отношений
- 2. Право граждан рф на жилище
- 3. Жилищное законодательство
- 4. Жилищные фонды
- § 2. Договоры найма жилого помещения как
- 1. Гражданско-правовые формы удовлетворения
- 2. Сущность и виды договоров найма жилого помещения
- 3. Другие договоры по использованию жилых помещений
- § 3. Обязательства из договора социального найма
- 1. Публично-правовые предпосылки заключения договора
- 2. Предоставление жилого помещения по договору
- 3. Заключение договора социального найма жилого помещения
- 4. Понятие и содержание договора социального найма
- 5. Правовое положение членов семьи нанимателя
- 6. Договор поднайма жилого помещения
- 7. Договор о вселении временных жильцов
- 8. Договор обмена жилыми помещениями, предоставленными
- 9. Изменение обязательств из договора социального найма
- 10. Прекращение обязательств из договора социального найма
- 11. Случаи выселения нанимателя и членов его семьи
- § 4. Обязательства из договора найма специализированных
- 1. Публично-правовые предпосылки заключения договора найма
- 2. Понятие и содержание договора найма
- 3. Прекращение обязательств из договора найма
- § 5. Обязательства из договора коммерческого
- 1. Понятие договора коммерческого найма жилого помещения
- 2. Содержание и исполнение договора коммерческого
- 3. Прекращение обязательств из договора коммерческого
- § 6. Пользование жилыми помещениями в домах
- 1. Жилищно-строительные и жилищные кооперативы
- 2. Право на жилые помещения в домах жилищных кооперативов
- 3. Изменение и прекращение права на жилое помещение
- Раздел XI. Обязательства по производству работ
- Глава 47. Обязательства из договора подряда
- § 1. Общие положения о договоре подряда
- 1. Понятие договора подряда
- 2. Содержание договора подряда
- 3. Исполнение обязательств из договора подряда
- 4. Последствия нарушения обязательств из договора подряда
- § 2. Обязательства из договора бытового подряда
- 1. Понятие договора бытового подряда
- 2. Форма, содержание и исполнение договора бытового подряда
- 3. Последствия нарушения обязательств из договора
- 4. Обязательства из договоров на абонементное обслуживание
- Глава 48. Обязательства из договора строительного подряда
- § 1. Понятие договора строительного подряда
- 1. Определение и предмет договора строительного подряда
- 2. Правовое регулирование отношений строительного подряда
- 3. Публично-правовые предпосылки договора
- 4. Стороны договора строительного подряда
- 5. Риски и их страхование в договоре строительного подряда
- § 2. Содержание и исполнение договора строительного подряда
- 1. Права и обязанности сторон договора
- 2. Подготовка, изменение и уточнение проектно-технической
- 3. Обеспечение строительства и осуществление
- 4. Контроль и надзор за выполнением строительных работ
- 5. Сотрудничество сторон договора строительного подряда
- 6. Сдача и приемка результата работ
- 7. Оплата выполненных работ
- 8. Ответственность за нарушение договора
- 9. Изменение и расторжение договора строительного подряда
- § 3. Договор подряда на выполнение проектных
- 1. Понятие и признаки договора подряда на выполнение
- 2. Стороны договора подряда на выполнение проектных
- 3. Содержание и исполнение договора подряда
- 4. Ответственность за нарушение договора подряда
- § 4. Государственный контракт на выполнение подрядных работ
- 1. Понятие и признаки государственного контракта
- 2. Правовое регулирование отношений по выполнению подрядных
- 3. Стороны государственного контракта на выполнение
- 4. Заключение, содержание и исполнение государственного
- 5. Изменение и прекращение государственного контракта
- § 5. Договор участия в долевом строительстве
- 1. Юридическая природа договоров об участии в строительстве
- 2. Понятие и признаки договора участия
- 3. Стороны договора участия в долевом строительстве
- 4. Заключение договора участия в долевом строительстве
- 5. Содержание и исполнение договора участия
- 6. Обеспечение исполнения обязательств застройщика
- 7. Ответственность сторон и иные последствия нарушения
- 8. Изменение и расторжение договора участия