Вопрос 20 Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии.
В государственно-правовой науке понятию демократии всегда придавалось различное толкование, поэтому не удивительно, что всегда существовало множество взаимоисключающих концепций о ней. Один авторы понимали под демократией метод осуществления государственной власти, другие – определяли ее как форму государства, третьи - делали упор на классовый характер демократии, четвертые – понимали под демократией формы осуществления власти и т.д. Однако линия связи демократии вообще с народовластием не оспаривается.
Основной целью осуществления народовластия в России является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование в соответствии с волей многонационального народа органов представительной демократии, а также непосредственной принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.
Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Роль и значение современных форм непосредственной демократии сводятся к следующему: 1) все формы непосредственной демократии способствуют активизации политической жизни любой страны; 2) удельный вес и значение каждой из форм демократии различны и зависят от множества национальных, исторических, политических и иных обстоятельств, характерных для каждого общества; 3) значимость этой формы народовластия столь велика, что фактически все современные конституции содержат положения о формах непосредственной демократии.
Конституция РФ устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».
Референдум – форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемое посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме. Порядок организации и проведения референдума в РФ регулируется ФКЗ от 23 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации»; ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации». Вопросы, подлежащие вынесению на референдум РФ, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум РФ, определяются ФКЗ.
Статья 3 ФКЗ «О референдуме РФ» устанавливает, что вопрос о принятии новой Конституции РФ на референдум выносится в обязательном порядке. Вместе с тем на референдум не могут выноситься шесть групп вопросов:
об изменении статуса субъектов РФ;
о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов;
о принятии и изменении федерального бюджета, изменении и исполнении внутренних финансовых обязательств государства;
о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
об амнистии и помиловании.
Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
ФКЗ устанавливает принципы проведения референдума: участие в референдуме является свободным; голосование – добровольным и тайным и осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; каждый участник референдума обладает одним голосом; предусматриваются гласность и участие общественности при проведении и подсчете голосов.
Решение, принятое на референдуме, общеобязательно, не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории РФ и может быть отменено не иначе, как путем принятия решения на новом референдуме РФ.
Другая форма высшего непосредственного волеизъявления многонационального народа РФ – выборы. На основе норм избирательных законов в России избирается Президент РФ, депутаты Государственной Думы, формируются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, образуются органы местного самоуправления.
Через выборы четко просматривается политическое волеизъявление граждан, их участие в процедуре приобретения и передачи власти. Свое правовое оформление выборы находят через избирательное право – систему правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократическое содержание избирательного права выражается в принципах избирательного права: равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, свобода выборов и добровольность участия в них. При построении всех представительных органов власти в России учитываются принципы многопартийности, разделения властей, федерализма.
Избирательное законодательство указывает на следующие важные принципы: состязательность кандидатов и избирательных объединений, сочетание государственного финансирования выборов с возможностью использования негосударственных средств, проведение выборов избирательными комиссиями, широкое участие населения на всех стадиях подготовки и проведения избирательной кампании.
Также, говоря о формах непосредственной демократии, стоит упомянуть таких видах публичных мероприятий, как собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование. Собрание – совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов. Митинг – форма организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюции, требования и других обращений граждан, проводимая в заранее определенном месте в определенное время. Демонстрация – форма организованного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни. Шествие – форма демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту. Пикетирование – форма публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемая без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Говоря о формах народовластия, нельзя останавливаться только на формах непосредственной демократии. Ее высшие формы проявления – явления не столь часты для того, чтобы управлять государством, тем более ни выборы, ни референдум как таковые для этого не предназначены. Каждодневная форма осуществления демократии – представительная. Она осуществляется в разных формах. На федеральном уровне и уровне субъектов – это избираемые населением законодательные органы, на местном уровне – органы местного самоуправления. Представительное народовластие – наиболее эффективный способ проведения воли народа в жизнь, отражения его интересов на государственной политике.
Нетрудно заметить, что одна форма народовластия не может существовать без другой, поэтому деление демократии на представительную и непосредственную весьма условно.
Запрет выносить на референдум вопросы:
Изменение статуса субъектов РФ
Досрочное прекращение или продление срока полномочий президента, совета федерации, ГД, либо о перенесении срока таких выборов
Об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении и продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ
О персональном составе федеральных органов государственной власти и иных федеральных органов
Принятие или изменение федерального бюджета, исполнение или изменение внутренних финансовых обязательств РФ
Введение или отмена федеральных налогов и сборов, освобождение от их уплаты
Принятие чрезвычайных или срочных мер по обеспечение здоровья и безопасности населения
Амнистия и помилование
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3 Конституционно правовые отношения, их особенности.
- Вопрос 4.
- Вопрос 6 Юридические свойства и структура Конституции рф.
- Вопрос 7: Порядок внесения поправок, изменения (пересмотра) и принятия новой Конституции рф.
- Вопрос 8 Конституционные принципы экономики в России. Взаимовлияние Конституции рф и экономики.
- Вопрос 9 Законы как источники конституционного права России: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 10 Соотношение нормативных правовых актов рф, субъектов рф и местного самоуправления в системе источников конституционного права России.
- Вопрос 11 Конституционализм: понятие и значение.
- Вопрос 12 Понятие суверенитета. Суверенитет народа и суверенитет Российской Федерации.
- Вопрос 13 Основные признаки демократического государства.
- Вопрос 14 Основные признаки правового государства.
- Вопрос 15 Основные признаки федеративного государства.
- Вопрос 16 Основные признаки социального государства.
- Вопрос17 Основные признаки светского государства.
- Вопрос 18 Политическая система: понятие, институты, функционирование.
- Вопрос 19 Форма правления: понятие, основные виды и модели власти.
- Вопрос 20 Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии.
- Вопрос 21 Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов. Особенности российской конструкции.
- Российская модель разделения властей: основные черты
- Вопрос 22 Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России. Конституционно-правовой статус политических партий.
- Вопрос 23 Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы, взаимоотношения с государством.
- Вопрос 25 Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
- Вопрос 26 Конституционно-правовой смысл прав человека. Концепция прав человека и гражданина в России. Принципы конституционного статуса личности в России.
- Вопрос 27 Основные международно-правовые акты в области прав и свобод человека. Общая характеристика и правовое значение.
- Вопрос 28 Классификация конституционных прав и свобод. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- Вопрос 29 Конституционные гарантии защиты прав и свобод.
- Вопрос 31 Российский федерализм: общая характеристика. Принципы российского федерализма.
- Вопрос 34 – Принципы российского федерализма.
- Вопрос 32 Модель разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации.
- Вопрос 34 Условия и порядок замещения должности, прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
- Вопрос 35 Функции и основные полномочия Президента Российской Федерации.
- Вопрос 36 Взаимоотношения Президента рф, Федерального Собрания и Правительства рф с позиций системы сдержек и противовесов.
- Вопрос 37 Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 38 Государственная Дума: принцип формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 39 Законодательный процесс: понятие, стадии, участники.
- Вопрос 40 Природа депутатского мандата в России. Основные права и обязанности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
- Вопрос 41 Депутатский индемнитет. Депутатский иммунитет. Социальные гарантии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
- Вопрос 42 Конституционно-правовой статус Счетной палаты рф.
- Вопрос 43 Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Цели деятельности
- [Править] Требования к кандидатуре
- [Править] Порядок рассмотрения жалоб
- Вопрос 44 Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, основания прекращения деятельности.
- Вопрос 45 Акты Президента рф и Правительства рф: юридическая сила, место в иерархии нормативных правовых актов, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 46 Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика с позиций административной реформы.
- I. Федеральные министерства, федеральные службы
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство
- Вопрос 47 Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Вопрос48 Судебная власть в Российской Федерации. Общая характеристика и строение. Подсистемы судебной власти.
- Вопрос 49 Конституционный Суд Российской Федерации: назначение, порядок формирования, компетенция.
- Вопрос 50 Прокуратура Российской Федерации: место в системе государственных органов, порядок формирования, компетенция. Прокуратура Российской Федерации (ч. 1, 5 ст. 129)