logo search
kpr_final1

Вопрос 20 Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии.

В государственно-правовой науке понятию демократии всегда придавалось различное толкование, поэтому не удивительно, что всегда существовало множество взаимоисключающих концепций о ней. Один авторы понимали под демократией метод осуществления государственной власти, другие – определяли ее как форму государства, третьи - делали упор на классовый характер демократии, четвертые – понимали под демократией формы осуществления власти и т.д. Однако линия связи демократии вообще с народовластием не оспаривается.

Основной целью осуществления народовластия в России является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование в соответствии с волей многонационального народа органов представительной демократии, а также непосредственной принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.

Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Роль и значение современных форм непосредственной демократии сводятся к следующему: 1) все формы непосредственной демократии способствуют активизации политической жизни любой страны; 2) удельный вес и значение каждой из форм демократии различны и зависят от множества национальных, исторических, политических и иных обстоятельств, характерных для каждого общества; 3) значимость этой формы народовластия столь велика, что фактически все современные конституции содержат положения о формах непосредственной демократии.

Конституция РФ устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Референдум – форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемое посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме. Порядок организации и проведения референдума в РФ регулируется ФКЗ от 23 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации»; ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации». Вопросы, подлежащие вынесению на референдум РФ, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум РФ, определяются ФКЗ.

Статья 3 ФКЗ «О референдуме РФ» устанавливает, что вопрос о принятии новой Конституции РФ на референдум выносится в обязательном порядке. Вместе с тем на референдум не могут выноситься шесть групп вопросов:

  1. об изменении статуса субъектов РФ;

  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов;

  3. о принятии и изменении федерального бюджета, изменении и исполнении внутренних финансовых обязательств государства;

  4. о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;

  5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

  6. об амнистии и помиловании.

Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

ФКЗ устанавливает принципы проведения референдума: участие в референдуме является свободным; голосование – добровольным и тайным и осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; каждый участник референдума обладает одним голосом; предусматриваются гласность и участие общественности при проведении и подсчете голосов.

Решение, принятое на референдуме, общеобязательно, не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории РФ и может быть отменено не иначе, как путем принятия решения на новом референдуме РФ.

Другая форма высшего непосредственного волеизъявления многонационального народа РФ – выборы. На основе норм избирательных законов в России избирается Президент РФ, депутаты Государственной Думы, формируются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, образуются органы местного самоуправления.

Через выборы четко просматривается политическое волеизъявление граждан, их участие в процедуре приобретения и передачи власти. Свое правовое оформление выборы находят через избирательное право – систему правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократическое содержание избирательного права выражается в принципах избирательного права: равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, свобода выборов и добровольность участия в них. При построении всех представительных органов власти в России учитываются принципы многопартийности, разделения властей, федерализма.

Избирательное законодательство указывает на следующие важные принципы: состязательность кандидатов и избирательных объединений, сочетание государственного финансирования выборов с возможностью использования негосударственных средств, проведение выборов избирательными комиссиями, широкое участие населения на всех стадиях подготовки и проведения избирательной кампании.

Также, говоря о формах непосредственной демократии, стоит упомянуть таких видах публичных мероприятий, как собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование. Собрание – совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов. Митинг – форма организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюции, требования и других обращений граждан, проводимая в заранее определенном месте в определенное время. Демонстрация – форма организованного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни. Шествие – форма демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту. Пикетирование – форма публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемая без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Говоря о формах народовластия, нельзя останавливаться только на формах непосредственной демократии. Ее высшие формы проявления – явления не столь часты для того, чтобы управлять государством, тем более ни выборы, ни референдум как таковые для этого не предназначены. Каждодневная форма осуществления демократии – представительная. Она осуществляется в разных формах. На федеральном уровне и уровне субъектов – это избираемые населением законодательные органы, на местном уровне – органы местного самоуправления. Представительное народовластие – наиболее эффективный способ проведения воли народа в жизнь, отражения его интересов на государственной политике.

Нетрудно заметить, что одна форма народовластия не может существовать без другой, поэтому деление демократии на представительную и непосредственную весьма условно.

Запрет выносить на референдум вопросы: