logo search
Билеты Налоговое право (полный)

57. Общая характеристика налогов, взимаемых в зарубежных странах.

Общая характеристика систем налогообложения зарубежных стран

Налоговая система любой страны – это совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу – изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.

Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны и в 80-е годы прошлого века.

Преобразования налоговых систем проходили по принципу "лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений". Налоговые системы западноевропейских стран, Соединенных Штатов Америки и России значительно различаются между собой.

Анализ налоговых систем зарубежных стран свидетельствует следующее:

- в США в сфере налогообложения занят единый орган - Служба внутренних доходов с ее региональными и окружны­ми управлениями, насчитывающая в своем составе 120 тыс. служащих на 250 млн. граждан, так что в среднем на одного налогового служащего приходится 2100 граждан. Налоговая служба США при этом обеспечивает собираемость платежей на уровне 95—98% от плановых показателей;

- в Великобритании сбор налогов возложен на Единую службу, насчитывающую 100 тыс. служащих на 65 млн. населения, что составляет 750 граждан на одного налогового слу­жащего, при этом собираемость налогов обеспечивается на уровне 98% от расчетных показателей;

- во Франции сборами налогов занимается Главное налоговое управление Министерства экономики, финансов и бюд­жета, насчитывающее около 83 тыс. налоговых служащих на 63 млн. граждан (на одного налогового служащего приходится 750 граждан), обеспечивающих собираемость налогов на уровне 96 - 98% от расчетных.

Из приведенного анализа следует, что в России и ряде стран Западной Европы на одного налогового служащего приходится в среднем по 750 граждан населения, однако, во-первых, в России в сфере налогообложения задейство­вано два министерства, две службы (ведомства) и несколь­ко фондов, в которых множество чиновников, а не налого­вых сотрудников, и, во-вторых, по собираемости налогов они отстают от налоговых систем вышеуказанных стран в 1,5—2 раза. В сравнении же с налоговой системой США на­логовая система России почти в 3 раза уступает и по пока­зателю граждан, приходящихся на одного налогового слу­жащего.

Отношение налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту по анализируемым странам колеблется от 28.9% в США до 55.3% в Швеции, в среднем по Европе оно -39.9%.

По структуре налоговых поступлений страны можно разделить на следующие группы, в которых:

а) доля налогов на прибыль, товары и услуги, а также отчисления на социальную защиту отличается незначительно и колеблется в пределах 28-35% (Испания, Италия, Германия, Бельгия, Западная Европа в среднем);

б) наибольшей является доля подоходных налогов (от 37 до 58%) в США, Дании, Англии, Швеции, Польше.

в) наибольшей является доля отчислений на социальную защиту (от 38 до 46%) в Австрии, Франции, Нидерландах.

г) наибольшей является доля налогов на товары и услуги (от 42 до 48,1%) в Португалии, Греции, Ирландии.

В числе имущественных налогов во всех развитых странах преобладают:

1. Налог на имущество (недвижимость);

2. Земельный налог;

3. Налог на застройку городских территорий;

4. Налог на приобретение транспортных средств.

5. Налог на строение и сооружения;

6. Налог с владельцев транспортных средств;

7. Налог на наследование и дарение.

Первые четыре вида налогов уплачивают физические и юридические лица, последние три - только физические лица.

Важнейшим, определяющим фактором в развитии налогообложения в экономически развитых странах является тен­денция глобализации мировой экономики. Переход субъектов предпринимательства разных стран к сотрудничеству, раз­мещению капиталов в разных странах и организации производств в различных экономических зонах позволил налого­плательщику самому выбрать страну, в которой будет упла­чена часть налоговых платежей. При этом в стране, на территории которой реализуются отдельные этапы производственного процесса, будет наблюдаться сокращение на­логовой базы, а наличие низких налоговых ставок в одном из государств становится фактором, влияющим на размещение инвестиционных потоков денежных средств. Причем глобализация экономики окажет влияние на собираемость как прямых, так и косвенных налогов. В частности, повышение акцизов на какой-либо товар в одной стране в условиях ликвидации таможенных границ непременно породит бум "туристов" в страну с целью приобретения дешевого товара. В условиях глобализации экономики становится очевидным факт противоречия между глобальным характером налогообложения и доходами юридических и физических лиц. Данная ситуация обострит конкуренцию между государствами за пра­во сбора налогов с субъектов предпринимательства. Особенно это становится заметным в условиях создания оффшор­ных зон и "налоговых гаваней" в странах, которые предос­тавляют предпринимателям возможности законной оптими­зации налоговых платежей.

Промышленно развитые страны от­казались от ликвидации оффшорных зон и "налоговых гава­ней", но вместе с тем приняли пакет налоговых мер, ориен­тирующих национальные налоговые системы не на конфрон­тацию с "налоговыми гаванями", а на снижение высоких налоговых ставок, увеличение числа льгот или прямых суб­сидий и компенсаций для экспортной деятельности инвести­рования, создания новых рабочих мест и т. д. Это положение весьма благоприятно может сказаться на тех компаниях, ко­торые не ведут активной производственной деятельности в странах основного местонахождения. Кроме того, в разви­тых странах нередко предоставляются отсрочки от налогооб­ложения доходов, полученных за рубежом. Все государства понимают, что даже выведенные в оффшорные зоны капи­талы только базируются в них, а реально функционируют в промышленно развитых странах. В эти же страны перево­дятся и доходы с этих капиталов. Правительства развитых стран осознают, что жесткая позиция по отношению к нало­гообложению и взаимоотношениям крупных компаний с "на­логовыми гаванями" может побудить инвесторов и компании покинуть данную страну. Правительства развитых стран понимают, что "налоговые гавани", или "убежища", играют важную роль в смягчении остроты конкурентной борьбы и противоречий между развитыми странами за привлечение капиталов и дают правительству важный аргумент для внут­риполитической борьбы в них, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот предприни­мателям.

Однако в рамках данной конкуренции предприниматели промышленно развитых стран рассматривают реформу налогообложения как одну из основных и первоочередных за­дач в сторону упрощения налоговой системы, что позволит минимизировать нарушение принципа справедливости налогообложения.

Для решения этой задачи в области прямого налогообложения используется концепция совокупного дохода налого­плательщика, который включает все виды финансовых до­ходов, полученных за определенный период времени. Принятие данной концепции означает существенное расширение базы обложения подоходными налогами, поскольку в облагаемую базу включаются не только прямые доходы, но и доходы от недвижимости, ценных бумаг, прироста капита­лов и др.

Одной из важнейших тенденций в реформировании нало­гообложения доходов граждан в промышленно развитых странах наметилась тенденция увеличения вычетов и налоговых льгот, учитываемых при налогообложении доходов населения.

В сфере корпоративного налогообложения наблюдаются тенденции снижения общей ставки налога с одновременным расширением налогооблагаемой базы. В этом случае государство преследует цели поддержания конкурентоспособности национальной налоговой системы, соблюдения принципа спра­ведливости при налогообложении и поддержания достигнутого уровня государственных доходов.

В ряде промышленно развитых стран существуют различные подходы к проблеме налогообложения распределяемой и перераспределяемой прибыли. В частности, прибыль облагается как на уровне компании, так и на уровне акционера; наблюдается уменьшение налогооблагаемой прибыли на уровне компании и уровне акционера; установление специальных ставок на распределяемую прибыль и др.

Общей практикой косвенного налогообложения в развитых странах является использование налога на добавленную стоимость.

Анализ налоговой политики промышленно развитых стран свидетельствует, что одной из главных закономерностей этих стран является повышение роли налогов на потребление. В частности, удельный вес налогов на потребление этих стран вырос с 12 до 18% при практически неизменной доле налога на прибыль и подоходного налога. Промышленно развитые страны в качестве обязательного условия вступления в ЕС выдвинули условие введения в национальную налоговую си­стему НДС на уровне 15—20 %, что, по их мнению, будет способствовать выравниванию условий конкуренции для субъектов экономики в различных странах.