Вопрос 16. Кризис республики и военные диктатуры в Риме.
Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стремились ограничить крупное землевладение знати и за счет этого создать земельный фонд
для наделения землей мелких землевладельцев, а также ослабить власть оплота знати — сената и восстановить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.
Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на народное движение, сумел, несмотря на сопротивление сената, провести в 133 году до н.э. через народное собрание Аграрный закон. Закон ограничил максимальный размер земли, получаемый от государства. За счет изымаемых излишков создавался земельный фонд, распределяемый между безземельными или малоземельными гражданами. Получаемые ими участки становились неотчуждаемыми, что должно было предотвратить обезземеливание крестьянства. Несмотря на то, что Тиберий Гракх в том же году был убит, его земельная реформа начала осуществляться, и несколько десятков тысяч граждан получили землю.
Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы, ослаблявшие политическое влияние знати, — введение тайного голосования в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123—122 гг. до н.э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна из государственных складов гражданам по очень низким ценам. Последний закон ограничил важное право сената — распоряжаться государственными расходами, так как финансирование продажи зерна переходило к народному собранию, роль которого значительно возросла. Гай провел и военную реформу. Было ограничено число обязательных для римских граждан военных походов, отменялась военная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и вооружение от государства и'моглуг обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.
Наряду с этими мероприятиями в интересах низших слоев римских граждан Гай Гракх провел и мероприятия в интересах всадников. В их пользу был изменен порядок откупа налогов с провинций.
Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном, возросла роль этой магистратуры, оттеснившей на второй план даже консулов. Однако, удовлетворив интересы большинства римских граждан, Гай потерял их поддержку в попытке распространить права римского гражданства на свободных жителей Италии. Сенатской аристократии удалось провалить этот непопулярный среди римских граждан законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сложить с себя полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит.
Провал законопроекта о предоставлении прав римских граждан свободным жителям Италии, считавшимся союзниками Рима, вызвал крайнее недовольство союзников, вылившееся в I в. до н.э. в союзнические войны, существенно осложнившие положение Рима в условиях массовых восстаний рабов и длившихся десятилетиями завоевательных войн в провинциях.
В результате Союзнической войны 91—88 гг. до н.э. жителям Италии удалось уравняться в правах с римскими гражданами. Но это не ослабило политическое напряжение в Риме — обострились противоречия между возникшими в среде свободных граждан группировками оптиматов, опиравшихся на сенат, и популяров, боровшихся против сенатской олигархии. И те и другие использовали подкупаемых люмпенов. Борьба между ними привела в I в. до н.э. к гражданским войнам.
Все более очевидной становится неспособность старых политических учреждений справиться с осложнившейся ситуацией. Предпринимаются попытки приспособить их к новым историческим условиям. Наиболее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал составить проскрипции — списки своих противников, которые подлежали смерти, а их имущество — конфискации. Увеличив число сенаторов, упразднив должность цензора, он пополнил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Ограничена была власть трибуна — его предложения должны предварительно обсуждаться сенатом, — а также и компетенция народного собрания — из нее были изъяты судебные полномочия и контроль за финансами, возвращенный сенату.
Установление пожизненной диктатуры выявило стремление нобилей и верхушки всадников выйти из кризисной ситуации путем установления сильной единоличной власти.
Оно же показало, что попытки приспособить старую государственную форму к новым историческим условиям обречены на неудачу (реформы Суллы были отменены Помпеем и Крассом). После Союзнической войны 91—88 гг. до н.э.жители Италии получили права римских граждан. Если до нее этими правами пользовались около 400 000 человек, то теперь их число возросло до двух миллионов. Включение союзников в римские трибы привело к тому, что комиции перестали быть органами римского народа. Их законодательная деятельность приостанавливается, право избрания должностных лиц утрачивается. Успешные завоевательные
войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государства, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.
Установление пожизненной диктатуры и гражданские войны показали, что профессиональная наемная армия превращается в важный политический фактор. Заинтересованная в успехах полководца, она становится в его руках орудием достижения честолюбивых политических целей,
способствует установлению диктатуры.
Необходимость выйти из острого политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима.
Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпей, Красе, Цезарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для устроения государства". После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. — полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства —периода империи.
- Вопрос 1. Предмет, метод и система курса истории государства и права зарубежных стран.
- Вопрос 2. Исторические условия возникновения древневосточных государств, особенности их общественного строя.
- Вопрос 3. Деспотия – основная форма древневосточных государств.
- Вопрос 4. Государственный строй Древнего Египта.
- Вопрос 5. Своеобразие деспотии в Древнем Китае (империя Цинь).
- Вопрос 6. Общая характеристика законов Хаммурапи.
- Вопрос 7. Общая характеристика Законов Ману.
- Вопрос 8. Возникновение государств в Афинах и Спарте. Реформы Тезея.
- Вопрос 9. Реформы Солона и Клисфена, их политическое значение.
- Вопрос 10. Реформы Эфиальта и Перикла.
- Вопрос 11. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V-IV вв. До н.Э.)
- Вопрос 12. Общественный и государственный строй Спарты.
- Вопрос 13. «Царский» период в истории Рима. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия.
- Вопрос 14. Эволюция общественного строя в Риме в период республики.
- Вопрос 15. Государственный строй Рима в период республики.
- Вопрос 16. Кризис республики и военные диктатуры в Риме.
- Вопрос 17. Общественный и государственный строй Рима в период империи.
- Вопрос 18. Римское право: эволюция, системы, значение.
- Вопрос 19. Источники римского частного права.
- Вопрос 20. Правовое положение населения в Риме.
- Вопрос 21. Понятие и эволюция собственности в Риме.
- Вопрос 22. Эволюция обязательственного права в Риме.
- Вопрос 23. Формы гражданского процесса в Риме: легисакционный, формулярный и экстраординарный.
- Вопрос 24. Особенности возникновения государства у германцев. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве ( V-X вв.)
- Вопрос 25. Государственный строй Франкской монархии.
- Вопрос 26. Салическая правдв как памятник раннефеодального права.
- Вопрос 27. Общественный и государственный строй Франции в X-XIII вв. Реформы Людовика IX.
- Вопрос 28. Сословно-представительная монархия во Франции.
- Вопрос 29. Абсолютная монархия во Франции.
- Вопрос 30. Общественный и государственный строй раннефеодальной Англии.
- Вопрос 31. Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II.
- Вопрос 32. Возникновение парламента и сословно-представительная монархия в Англии.
- Вопрос 33. Великая Хартия вольностей 1215г.
- Вопрос 34. Своеобразие абсолютизма в Англии.
- Вопрос 35. Образование Священной Римской империи германской нации, ее общественный и государственный строй.
- Вопрос 36. Золотая булла 1356 г. Общественный и государственный строй в период олигархии курфюстров.
- Вопрос 37. Источники и основные черты феодального права Франции.
- Вопрос 38. Источники и основные черты феодального права в Англии.
- Вопрос 39. Своеобразие абсолютизма в Германии.
- Вопрос 40. Каролина.
- Вопрос 41. Роль римско-католической церкви в политической истории Европы.
- Вопрос 42. Арабский халифат и мусульманское право.
- Вопрос 44. Византийская империя и основные черты Византийского права.
- Вопрос 45. Предпосылки, особенности, этапы и политические течение Английской буржуазной революции.
- Вопрос 46. Реформы Долгого парламента в Англии в 1641-1653г. ( смотри тетрадь по актам парламента).
- Вопрос 47. Диктатура Кромвеля. «Орудие управления» акт 1653 г. (смотри тетрадь по актам).
- Вопрос 48. Формирование конституционной монархии в Англии в конце XVII-XVIII вв.
- Вопрос 49. Хабеас корпус акт 1679 г.
- Вопрос 50. Биль о правах 1689 г.
- Вопрос 51. Акт об устроении 1701 г.
- Вопрос 52. Развитие конституционной монархии в Англии в XVIII в. Формирование парламентской монархии.
- Вопрос 53. Избирательные реформы XIX и XX вв. В Англии.
- Вопрос 54. Образование сша. Декларация независимости 1776 г.
- Вопрос 55. Статьи конфедерации 1781 г.
- Вопрос 56. Конституция сша 1787 г.
- Вопрос 57. Биль о правах сша 1791 г.
- Вопрос 58. Развитие противоречий между Севером и Югом в первой половине XIX в. В сша. Гражданская война в сша, отражение ее итогов в Конституции сша.
- Вопрос 59. Предпосылки, особенности, этапы и политические течения Великой французской буржуазной революции.
- Вопрос 60. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Во Франции.
- Вопрос 61. Конституция 1791 г.
- Вопрос 62. Механизм якобинской диктатуры.
- Вопрос 63. Консульство и Первая империя во Франции.
- Вопрос 64. Политическая история посленаполеоновской Франции XIX в. (1814 – 1871).
- Вопрос 65. Особенности формирования буржуазного права Англии (источники и основные черты). Система буржуазного права Англии