Вопрос 44. Византийская империя и основные черты Византийского права.
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия.
Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV —середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап
(с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (XIII—XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.
Общественный строй. Господствующий класс Византии IV—VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции в Византии занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа.
Состав эксплуатируемой части византийского общества также отличался значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения различных категорий свободных. К последним относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV—VI вв. свободного крестьянства — важная особенность общественного строя Византии.
Основные же формы феодального землевладения — условные земельные пожалования в виде иронии, арифмоса — утверждаются еще позже, в XI—XII вв.
Господствующий класс в это время состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства
С XI—XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет крестьян свободных и даже государственных, что свидетельствует о формировании в Византии землевладения феодального типа. Частновладельческие византийские крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов
Государственный строй. Византийское государство IV—VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой
законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.
Власть византийского императора в IV—VII вв. не была произвольной.
Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". На этой основе в Византии возникли особые политические организации — так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов — они назывались "голубые" и "зеленые" — составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых — торгово-финансовая верхушка византийских городов.
Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии — константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената,
включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии.
Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы).
Их система была глубоко разработана. В X в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите).
Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными.
Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр — начальник дворца и квестор — главный юрист и председатель консистория. В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как воен-ные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти.
Общая характеристика и источники права Византии в IV—VII вв. Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы.
Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права.
Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года).
Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана. Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.
На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его
институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных
В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычного права.
Потребности судебной практики делали необходимым переработку Свода законов Юстиниана и его изложение в краткой и понятной форме. В 726 году (по некоторым данным — в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была издана Эклога ("избранные законы"), явившаяся важнейшим этапом в развитии византийского права.
Составители Эклоги сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала, поэтому она состояла из 18 небольших титулов, некоторые из них включали только по одной статье. В самом подзаголовке к Эклоге указывалось, что она представляет собой сокращение и исправление "в духе большего человеколюбия" законодательства "великого Юстиниана".
В ряде своих списков Эклога дополнялась Земледельческим, Морским и Военным законами. Наибольшее значение из них имел Земледельческий закон, который по своему содержанию напоминал западноевропейские "варварские правды". Он восполнял существенный пробел Эклоги: регулировал отношения, складывавшиеся в сельских общинах, которые к VIII в. стали играть важную роль в жизни византийского общества
Из других приложений к Эклоге наибольшее значение имел Морской закон, который в Западной Европе получил известность как Родосский морской закон. Составление этого сборника относится к VII—VIII вв. В нем были собраны правовые обычаи, сложившиеся в практике античной и средневековой морской торговли и частично обработанные еще римскими юристами. Морской закон содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию груза в случае опасности на море
Результатом законодательных работ было издание в 879 году Прохирона, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии и оставил заметный след в истории права соседних славянских государств. было издано новое руководство по праву, которое
также имело целью "очищение старых законов" и облегчение пользования правом, изложенным в кодификации Юстиниана. Это руководство получило название Эпанагога Составленные таким образом около 890 г. под руководством видного юриста Симбация "Василики"
("Базилики"), т. е. "царские законы", призваны были заменить собой становившиеся все более труднодоступными для понимания (в том числе из-за языкового барьера) сборники права Юстиниана.
- Вопрос 1. Предмет, метод и система курса истории государства и права зарубежных стран.
- Вопрос 2. Исторические условия возникновения древневосточных государств, особенности их общественного строя.
- Вопрос 3. Деспотия – основная форма древневосточных государств.
- Вопрос 4. Государственный строй Древнего Египта.
- Вопрос 5. Своеобразие деспотии в Древнем Китае (империя Цинь).
- Вопрос 6. Общая характеристика законов Хаммурапи.
- Вопрос 7. Общая характеристика Законов Ману.
- Вопрос 8. Возникновение государств в Афинах и Спарте. Реформы Тезея.
- Вопрос 9. Реформы Солона и Клисфена, их политическое значение.
- Вопрос 10. Реформы Эфиальта и Перикла.
- Вопрос 11. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V-IV вв. До н.Э.)
- Вопрос 12. Общественный и государственный строй Спарты.
- Вопрос 13. «Царский» период в истории Рима. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия.
- Вопрос 14. Эволюция общественного строя в Риме в период республики.
- Вопрос 15. Государственный строй Рима в период республики.
- Вопрос 16. Кризис республики и военные диктатуры в Риме.
- Вопрос 17. Общественный и государственный строй Рима в период империи.
- Вопрос 18. Римское право: эволюция, системы, значение.
- Вопрос 19. Источники римского частного права.
- Вопрос 20. Правовое положение населения в Риме.
- Вопрос 21. Понятие и эволюция собственности в Риме.
- Вопрос 22. Эволюция обязательственного права в Риме.
- Вопрос 23. Формы гражданского процесса в Риме: легисакционный, формулярный и экстраординарный.
- Вопрос 24. Особенности возникновения государства у германцев. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве ( V-X вв.)
- Вопрос 25. Государственный строй Франкской монархии.
- Вопрос 26. Салическая правдв как памятник раннефеодального права.
- Вопрос 27. Общественный и государственный строй Франции в X-XIII вв. Реформы Людовика IX.
- Вопрос 28. Сословно-представительная монархия во Франции.
- Вопрос 29. Абсолютная монархия во Франции.
- Вопрос 30. Общественный и государственный строй раннефеодальной Англии.
- Вопрос 31. Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II.
- Вопрос 32. Возникновение парламента и сословно-представительная монархия в Англии.
- Вопрос 33. Великая Хартия вольностей 1215г.
- Вопрос 34. Своеобразие абсолютизма в Англии.
- Вопрос 35. Образование Священной Римской империи германской нации, ее общественный и государственный строй.
- Вопрос 36. Золотая булла 1356 г. Общественный и государственный строй в период олигархии курфюстров.
- Вопрос 37. Источники и основные черты феодального права Франции.
- Вопрос 38. Источники и основные черты феодального права в Англии.
- Вопрос 39. Своеобразие абсолютизма в Германии.
- Вопрос 40. Каролина.
- Вопрос 41. Роль римско-католической церкви в политической истории Европы.
- Вопрос 42. Арабский халифат и мусульманское право.
- Вопрос 44. Византийская империя и основные черты Византийского права.
- Вопрос 45. Предпосылки, особенности, этапы и политические течение Английской буржуазной революции.
- Вопрос 46. Реформы Долгого парламента в Англии в 1641-1653г. ( смотри тетрадь по актам парламента).
- Вопрос 47. Диктатура Кромвеля. «Орудие управления» акт 1653 г. (смотри тетрадь по актам).
- Вопрос 48. Формирование конституционной монархии в Англии в конце XVII-XVIII вв.
- Вопрос 49. Хабеас корпус акт 1679 г.
- Вопрос 50. Биль о правах 1689 г.
- Вопрос 51. Акт об устроении 1701 г.
- Вопрос 52. Развитие конституционной монархии в Англии в XVIII в. Формирование парламентской монархии.
- Вопрос 53. Избирательные реформы XIX и XX вв. В Англии.
- Вопрос 54. Образование сша. Декларация независимости 1776 г.
- Вопрос 55. Статьи конфедерации 1781 г.
- Вопрос 56. Конституция сша 1787 г.
- Вопрос 57. Биль о правах сша 1791 г.
- Вопрос 58. Развитие противоречий между Севером и Югом в первой половине XIX в. В сша. Гражданская война в сша, отражение ее итогов в Конституции сша.
- Вопрос 59. Предпосылки, особенности, этапы и политические течения Великой французской буржуазной революции.
- Вопрос 60. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Во Франции.
- Вопрос 61. Конституция 1791 г.
- Вопрос 62. Механизм якобинской диктатуры.
- Вопрос 63. Консульство и Первая империя во Франции.
- Вопрос 64. Политическая история посленаполеоновской Франции XIX в. (1814 – 1871).
- Вопрос 65. Особенности формирования буржуазного права Англии (источники и основные черты). Система буржуазного права Англии