Вопрос 29. Абсолютная монархия во Франции.
Изменения в правовом положении сословий в XVI—XVIII вв. Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений.
Как и прежде, первым сословием в государстве было духовенство, насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. населения страны) и державшее в своих руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью.
Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и дворянством.
Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян, насчитывавшее примерно 400 тыс. человек. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве.
Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению. Требовалось доказывать свое дворянское происхождение до третьего-четвертого колена.
Дворянство предоставлялось также в результате пожалования специальным королевским актом.
Несмотря на различия в родовитости и должностях, дворяне имели ряд важных общесословных привилегий: право на титул, на ношение определенной одежды и оружия, в том числе при дворе короля, и т. п. Дворяне были освобождены от уплаты налогов и от всяких личных повинностей. Они имели преимущественное право назначения на придворные, государственные и церковные должности. Подавляющую массу населения во Франции в XVI—XVII вв. составляло третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.
С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельско-хозяйственные рабочие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т. е. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями
Возникновение и развитие абсолютизма. Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI—XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью со-
хранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.
В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы
Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.
Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более' быстрому развитию промышленности и торговли, рационализа-
ции системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII—XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия.
Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами.
Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать).
В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI—XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским
ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация не допускается.
В 1614 году по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официаль-
ное титулование короля: "король божьей милостью".
Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю.
Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон".
Создание централизованного аппарата управления. При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления репятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации.
В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра.
Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов.
Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда
входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники
Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации.
Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну
В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.
Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы.
- Вопрос 1. Предмет, метод и система курса истории государства и права зарубежных стран.
- Вопрос 2. Исторические условия возникновения древневосточных государств, особенности их общественного строя.
- Вопрос 3. Деспотия – основная форма древневосточных государств.
- Вопрос 4. Государственный строй Древнего Египта.
- Вопрос 5. Своеобразие деспотии в Древнем Китае (империя Цинь).
- Вопрос 6. Общая характеристика законов Хаммурапи.
- Вопрос 7. Общая характеристика Законов Ману.
- Вопрос 8. Возникновение государств в Афинах и Спарте. Реформы Тезея.
- Вопрос 9. Реформы Солона и Клисфена, их политическое значение.
- Вопрос 10. Реформы Эфиальта и Перикла.
- Вопрос 11. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V-IV вв. До н.Э.)
- Вопрос 12. Общественный и государственный строй Спарты.
- Вопрос 13. «Царский» период в истории Рима. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия.
- Вопрос 14. Эволюция общественного строя в Риме в период республики.
- Вопрос 15. Государственный строй Рима в период республики.
- Вопрос 16. Кризис республики и военные диктатуры в Риме.
- Вопрос 17. Общественный и государственный строй Рима в период империи.
- Вопрос 18. Римское право: эволюция, системы, значение.
- Вопрос 19. Источники римского частного права.
- Вопрос 20. Правовое положение населения в Риме.
- Вопрос 21. Понятие и эволюция собственности в Риме.
- Вопрос 22. Эволюция обязательственного права в Риме.
- Вопрос 23. Формы гражданского процесса в Риме: легисакционный, формулярный и экстраординарный.
- Вопрос 24. Особенности возникновения государства у германцев. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве ( V-X вв.)
- Вопрос 25. Государственный строй Франкской монархии.
- Вопрос 26. Салическая правдв как памятник раннефеодального права.
- Вопрос 27. Общественный и государственный строй Франции в X-XIII вв. Реформы Людовика IX.
- Вопрос 28. Сословно-представительная монархия во Франции.
- Вопрос 29. Абсолютная монархия во Франции.
- Вопрос 30. Общественный и государственный строй раннефеодальной Англии.
- Вопрос 31. Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II.
- Вопрос 32. Возникновение парламента и сословно-представительная монархия в Англии.
- Вопрос 33. Великая Хартия вольностей 1215г.
- Вопрос 34. Своеобразие абсолютизма в Англии.
- Вопрос 35. Образование Священной Римской империи германской нации, ее общественный и государственный строй.
- Вопрос 36. Золотая булла 1356 г. Общественный и государственный строй в период олигархии курфюстров.
- Вопрос 37. Источники и основные черты феодального права Франции.
- Вопрос 38. Источники и основные черты феодального права в Англии.
- Вопрос 39. Своеобразие абсолютизма в Германии.
- Вопрос 40. Каролина.
- Вопрос 41. Роль римско-католической церкви в политической истории Европы.
- Вопрос 42. Арабский халифат и мусульманское право.
- Вопрос 44. Византийская империя и основные черты Византийского права.
- Вопрос 45. Предпосылки, особенности, этапы и политические течение Английской буржуазной революции.
- Вопрос 46. Реформы Долгого парламента в Англии в 1641-1653г. ( смотри тетрадь по актам парламента).
- Вопрос 47. Диктатура Кромвеля. «Орудие управления» акт 1653 г. (смотри тетрадь по актам).
- Вопрос 48. Формирование конституционной монархии в Англии в конце XVII-XVIII вв.
- Вопрос 49. Хабеас корпус акт 1679 г.
- Вопрос 50. Биль о правах 1689 г.
- Вопрос 51. Акт об устроении 1701 г.
- Вопрос 52. Развитие конституционной монархии в Англии в XVIII в. Формирование парламентской монархии.
- Вопрос 53. Избирательные реформы XIX и XX вв. В Англии.
- Вопрос 54. Образование сша. Декларация независимости 1776 г.
- Вопрос 55. Статьи конфедерации 1781 г.
- Вопрос 56. Конституция сша 1787 г.
- Вопрос 57. Биль о правах сша 1791 г.
- Вопрос 58. Развитие противоречий между Севером и Югом в первой половине XIX в. В сша. Гражданская война в сша, отражение ее итогов в Конституции сша.
- Вопрос 59. Предпосылки, особенности, этапы и политические течения Великой французской буржуазной революции.
- Вопрос 60. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Во Франции.
- Вопрос 61. Конституция 1791 г.
- Вопрос 62. Механизм якобинской диктатуры.
- Вопрос 63. Консульство и Первая империя во Франции.
- Вопрос 64. Политическая история посленаполеоновской Франции XIX в. (1814 – 1871).
- Вопрос 65. Особенности формирования буржуазного права Англии (источники и основные черты). Система буржуазного права Англии