Вопрос 42. Арабский халифат и мусульманское право.
Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии — ислама.
Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда.
В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661—750 гг.), и багдадский, или период правления династии Аббассидов (750—1258 гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.
Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве
На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию.
В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению.
В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому,праву., -визири магди быть двух типов: с широкойвластью или с ограниченными полномочиями, т. е. только исполняющие приказания халифа.
Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии —диваны. Они оформились еще при Омейядах, которые ввели и обязательное делопроизводство на арабском языке.
Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками — эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников — наибов.
Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин — старшин (шейхов).
Верховным судьей считался глава государства — халиф. В целом же отправление правосудия было привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами.
От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах.
Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения и т.д.
Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения.
Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет* верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в.страной фактически стали управлять визири.
Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия.
Распадается халифат на эмираты и султанаты. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в.
Особенности становления и развития мусульманского права. Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке, стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в
рамках Арабского халифата
Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман — Коран и Сунна.
Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой — определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению, к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т. д.)
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге — Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер.
Источники мусульманского права. Важнейшим источником шариата считается Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду.
Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как соб-
ственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и
Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были
высказаны сподвижниками Мухаммеда
К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями, был кияс — решение правовых делпо аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов —фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — кануны.
- Вопрос 1. Предмет, метод и система курса истории государства и права зарубежных стран.
- Вопрос 2. Исторические условия возникновения древневосточных государств, особенности их общественного строя.
- Вопрос 3. Деспотия – основная форма древневосточных государств.
- Вопрос 4. Государственный строй Древнего Египта.
- Вопрос 5. Своеобразие деспотии в Древнем Китае (империя Цинь).
- Вопрос 6. Общая характеристика законов Хаммурапи.
- Вопрос 7. Общая характеристика Законов Ману.
- Вопрос 8. Возникновение государств в Афинах и Спарте. Реформы Тезея.
- Вопрос 9. Реформы Солона и Клисфена, их политическое значение.
- Вопрос 10. Реформы Эфиальта и Перикла.
- Вопрос 11. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V-IV вв. До н.Э.)
- Вопрос 12. Общественный и государственный строй Спарты.
- Вопрос 13. «Царский» период в истории Рима. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия.
- Вопрос 14. Эволюция общественного строя в Риме в период республики.
- Вопрос 15. Государственный строй Рима в период республики.
- Вопрос 16. Кризис республики и военные диктатуры в Риме.
- Вопрос 17. Общественный и государственный строй Рима в период империи.
- Вопрос 18. Римское право: эволюция, системы, значение.
- Вопрос 19. Источники римского частного права.
- Вопрос 20. Правовое положение населения в Риме.
- Вопрос 21. Понятие и эволюция собственности в Риме.
- Вопрос 22. Эволюция обязательственного права в Риме.
- Вопрос 23. Формы гражданского процесса в Риме: легисакционный, формулярный и экстраординарный.
- Вопрос 24. Особенности возникновения государства у германцев. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве ( V-X вв.)
- Вопрос 25. Государственный строй Франкской монархии.
- Вопрос 26. Салическая правдв как памятник раннефеодального права.
- Вопрос 27. Общественный и государственный строй Франции в X-XIII вв. Реформы Людовика IX.
- Вопрос 28. Сословно-представительная монархия во Франции.
- Вопрос 29. Абсолютная монархия во Франции.
- Вопрос 30. Общественный и государственный строй раннефеодальной Англии.
- Вопрос 31. Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II.
- Вопрос 32. Возникновение парламента и сословно-представительная монархия в Англии.
- Вопрос 33. Великая Хартия вольностей 1215г.
- Вопрос 34. Своеобразие абсолютизма в Англии.
- Вопрос 35. Образование Священной Римской империи германской нации, ее общественный и государственный строй.
- Вопрос 36. Золотая булла 1356 г. Общественный и государственный строй в период олигархии курфюстров.
- Вопрос 37. Источники и основные черты феодального права Франции.
- Вопрос 38. Источники и основные черты феодального права в Англии.
- Вопрос 39. Своеобразие абсолютизма в Германии.
- Вопрос 40. Каролина.
- Вопрос 41. Роль римско-католической церкви в политической истории Европы.
- Вопрос 42. Арабский халифат и мусульманское право.
- Вопрос 44. Византийская империя и основные черты Византийского права.
- Вопрос 45. Предпосылки, особенности, этапы и политические течение Английской буржуазной революции.
- Вопрос 46. Реформы Долгого парламента в Англии в 1641-1653г. ( смотри тетрадь по актам парламента).
- Вопрос 47. Диктатура Кромвеля. «Орудие управления» акт 1653 г. (смотри тетрадь по актам).
- Вопрос 48. Формирование конституционной монархии в Англии в конце XVII-XVIII вв.
- Вопрос 49. Хабеас корпус акт 1679 г.
- Вопрос 50. Биль о правах 1689 г.
- Вопрос 51. Акт об устроении 1701 г.
- Вопрос 52. Развитие конституционной монархии в Англии в XVIII в. Формирование парламентской монархии.
- Вопрос 53. Избирательные реформы XIX и XX вв. В Англии.
- Вопрос 54. Образование сша. Декларация независимости 1776 г.
- Вопрос 55. Статьи конфедерации 1781 г.
- Вопрос 56. Конституция сша 1787 г.
- Вопрос 57. Биль о правах сша 1791 г.
- Вопрос 58. Развитие противоречий между Севером и Югом в первой половине XIX в. В сша. Гражданская война в сша, отражение ее итогов в Конституции сша.
- Вопрос 59. Предпосылки, особенности, этапы и политические течения Великой французской буржуазной революции.
- Вопрос 60. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Во Франции.
- Вопрос 61. Конституция 1791 г.
- Вопрос 62. Механизм якобинской диктатуры.
- Вопрос 63. Консульство и Первая империя во Франции.
- Вопрос 64. Политическая история посленаполеоновской Франции XIX в. (1814 – 1871).
- Вопрос 65. Особенности формирования буржуазного права Англии (источники и основные черты). Система буржуазного права Англии