Вопрос 13. «Царский» период в истории Рима. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия.
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями
С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину.
Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся
и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь —рекс. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов — сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.
В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы.
Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.
Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.
Реформы Сервия Туллия положили в основу обще-
ственной организации Рима имущественный и территориальный принципы.
Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан —всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии —сотни.
Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия
имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по
куриям.
Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за
которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых
каждая триба имела один голос.
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами.
- Вопрос 1. Предмет, метод и система курса истории государства и права зарубежных стран.
- Вопрос 2. Исторические условия возникновения древневосточных государств, особенности их общественного строя.
- Вопрос 3. Деспотия – основная форма древневосточных государств.
- Вопрос 4. Государственный строй Древнего Египта.
- Вопрос 5. Своеобразие деспотии в Древнем Китае (империя Цинь).
- Вопрос 6. Общая характеристика законов Хаммурапи.
- Вопрос 7. Общая характеристика Законов Ману.
- Вопрос 8. Возникновение государств в Афинах и Спарте. Реформы Тезея.
- Вопрос 9. Реформы Солона и Клисфена, их политическое значение.
- Вопрос 10. Реформы Эфиальта и Перикла.
- Вопрос 11. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V-IV вв. До н.Э.)
- Вопрос 12. Общественный и государственный строй Спарты.
- Вопрос 13. «Царский» период в истории Рима. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия.
- Вопрос 14. Эволюция общественного строя в Риме в период республики.
- Вопрос 15. Государственный строй Рима в период республики.
- Вопрос 16. Кризис республики и военные диктатуры в Риме.
- Вопрос 17. Общественный и государственный строй Рима в период империи.
- Вопрос 18. Римское право: эволюция, системы, значение.
- Вопрос 19. Источники римского частного права.
- Вопрос 20. Правовое положение населения в Риме.
- Вопрос 21. Понятие и эволюция собственности в Риме.
- Вопрос 22. Эволюция обязательственного права в Риме.
- Вопрос 23. Формы гражданского процесса в Риме: легисакционный, формулярный и экстраординарный.
- Вопрос 24. Особенности возникновения государства у германцев. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве ( V-X вв.)
- Вопрос 25. Государственный строй Франкской монархии.
- Вопрос 26. Салическая правдв как памятник раннефеодального права.
- Вопрос 27. Общественный и государственный строй Франции в X-XIII вв. Реформы Людовика IX.
- Вопрос 28. Сословно-представительная монархия во Франции.
- Вопрос 29. Абсолютная монархия во Франции.
- Вопрос 30. Общественный и государственный строй раннефеодальной Англии.
- Вопрос 31. Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II.
- Вопрос 32. Возникновение парламента и сословно-представительная монархия в Англии.
- Вопрос 33. Великая Хартия вольностей 1215г.
- Вопрос 34. Своеобразие абсолютизма в Англии.
- Вопрос 35. Образование Священной Римской империи германской нации, ее общественный и государственный строй.
- Вопрос 36. Золотая булла 1356 г. Общественный и государственный строй в период олигархии курфюстров.
- Вопрос 37. Источники и основные черты феодального права Франции.
- Вопрос 38. Источники и основные черты феодального права в Англии.
- Вопрос 39. Своеобразие абсолютизма в Германии.
- Вопрос 40. Каролина.
- Вопрос 41. Роль римско-католической церкви в политической истории Европы.
- Вопрос 42. Арабский халифат и мусульманское право.
- Вопрос 44. Византийская империя и основные черты Византийского права.
- Вопрос 45. Предпосылки, особенности, этапы и политические течение Английской буржуазной революции.
- Вопрос 46. Реформы Долгого парламента в Англии в 1641-1653г. ( смотри тетрадь по актам парламента).
- Вопрос 47. Диктатура Кромвеля. «Орудие управления» акт 1653 г. (смотри тетрадь по актам).
- Вопрос 48. Формирование конституционной монархии в Англии в конце XVII-XVIII вв.
- Вопрос 49. Хабеас корпус акт 1679 г.
- Вопрос 50. Биль о правах 1689 г.
- Вопрос 51. Акт об устроении 1701 г.
- Вопрос 52. Развитие конституционной монархии в Англии в XVIII в. Формирование парламентской монархии.
- Вопрос 53. Избирательные реформы XIX и XX вв. В Англии.
- Вопрос 54. Образование сша. Декларация независимости 1776 г.
- Вопрос 55. Статьи конфедерации 1781 г.
- Вопрос 56. Конституция сша 1787 г.
- Вопрос 57. Биль о правах сша 1791 г.
- Вопрос 58. Развитие противоречий между Севером и Югом в первой половине XIX в. В сша. Гражданская война в сша, отражение ее итогов в Конституции сша.
- Вопрос 59. Предпосылки, особенности, этапы и политические течения Великой французской буржуазной революции.
- Вопрос 60. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Во Франции.
- Вопрос 61. Конституция 1791 г.
- Вопрос 62. Механизм якобинской диктатуры.
- Вопрос 63. Консульство и Первая империя во Франции.
- Вопрос 64. Политическая история посленаполеоновской Франции XIX в. (1814 – 1871).
- Вопрос 65. Особенности формирования буржуазного права Англии (источники и основные черты). Система буржуазного права Англии