Вопрос 15 Основные признаки федеративного государства.
действительности.
1. Глава 3 КРФ посвящена именно федеративному устройству России. И в статье 65 даётся чёткий перечень тех субъектов, которые входят в РФ. Если говорить о статье 66 КРФ, то в ней сказано о статусе, которым наделяются субъекты государства. Неотъемлемый принцип государственной целостности прослеживается в каждой статье данной главы. Существуют признаки, на которых строится вся система федеративного устройства:
единство экономического пространства – отсутствие таможенных границ между субъектами РФ, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, установление единой рублевой зоны.
единство правового пространства – обеспечивается верховенством конституции.
единство гражданства – Конституцией и ФЗ « О гражданстве РФ» определяются основания и процедура приобретения и прекращения гражданства.
нерасторжимость Российской Федерации – означает, что КРФ не закрепляет право сецессии – право выхода из состава РФ.
симметричность РФ – предполагает равный правовой статус субъектов РФ (например, право издавать собственные законы).
государственные символы.
2. Федеративное устройство России базируется на принципах, закреплённых в КРФ (ч. 3 ст. 5) в числе основ конституционного строя.
1) Государственная целостность (территориальное единство) означает, что Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территорий субъектов РФ, на которые распространяется суверенитет Российской Федерации. Отсюда вытекает территориальное верховенство федеративного государства. В частности, к исключительному ведению центра относятся вопросы, связанные с федеративным устройством и территориальной организацией Российской Федерации, принятием в состав Российской Федерации и образованием внутри нее новых субъектов, определением статуса и защитой государственной границы и др.;
2) Единство системы государственной власти, которое раскрывается в особенностях организации властных структур Российской Федерации. Государственная власть осуществляется не только на обще-государственном уровне, в масштабе Федерации, но а уровне субъектов РФ. Последние имеют возможность влиять на решение общефедеральных вопросов, участвуя в работе Совета Федерации. Вместе с тем в России разграничиваются предметы ведения полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ. Единство системы власти в Российской Федерации обеспечивается и тем, что субъекты РФ образуют систему своих органов на основе единых принципов конституционного строя и общего принципа разделения властей;
3) Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. Этот принцип предусматривает: 1) перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы гос. власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями; 2) предметы совместного ведения РФ и её субъектов (ч.1 ст.72). Правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Т.е. полномочия Федерации и её субъектов тоже разграничены федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения. Конституция закрепляет полноту власти субъектов по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне полномочий Федерации по предметам совместного ведения. Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты Федерации. В пределах своей компетенции и Федерация, и её субъекты принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей её территории. По предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.
4) Равноправие и самоопределение народов в РФ.
Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Государственный язык – русский, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах РФ. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует соблюдения территориальной целостности независимых государств.
5) Равноправие субъектов Федерации. Данный принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации — суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: “Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны”. Это равноправие, прежде всего, проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой РФ; в равном представительстве всех субъектов в СФ.
В то же время имеются и различия в государственной организации субъектов Федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, высших органов государства, что, однако не влияет на их положение в Федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.
6) Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному признаку (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа. Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся и экономически целостной территории. По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. С 1918 по 1992 г. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись только нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства — автономные республики и национально-государственные образования — автономные области и автономные (до 1977 г. — национальные) округа.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3 Конституционно правовые отношения, их особенности.
- Вопрос 4.
- Вопрос 6 Юридические свойства и структура Конституции рф.
- Вопрос 7: Порядок внесения поправок, изменения (пересмотра) и принятия новой Конституции рф.
- Вопрос 8 Конституционные принципы экономики в России. Взаимовлияние Конституции рф и экономики.
- Вопрос 9 Законы как источники конституционного права России: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 10 Соотношение нормативных правовых актов рф, субъектов рф и местного самоуправления в системе источников конституционного права России.
- Вопрос 11 Конституционализм: понятие и значение.
- Вопрос 12 Понятие суверенитета. Суверенитет народа и суверенитет Российской Федерации.
- Вопрос 13 Основные признаки демократического государства.
- Вопрос 14 Основные признаки правового государства.
- Вопрос 15 Основные признаки федеративного государства.
- Вопрос 16 Основные признаки социального государства.
- Вопрос17 Основные признаки светского государства.
- Вопрос 18 Политическая система: понятие, институты, функционирование.
- Вопрос 19 Форма правления: понятие, основные виды и модели власти.
- Вопрос 20 Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии.
- Вопрос 21 Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов. Особенности российской конструкции.
- Российская модель разделения властей: основные черты
- Вопрос 22 Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России. Конституционно-правовой статус политических партий.
- Вопрос 23 Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы, взаимоотношения с государством.
- Вопрос 25 Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
- Вопрос 26 Конституционно-правовой смысл прав человека. Концепция прав человека и гражданина в России. Принципы конституционного статуса личности в России.
- Вопрос 27 Основные международно-правовые акты в области прав и свобод человека. Общая характеристика и правовое значение.
- Вопрос 28 Классификация конституционных прав и свобод. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- Вопрос 29 Конституционные гарантии защиты прав и свобод.
- Вопрос 31 Российский федерализм: общая характеристика. Принципы российского федерализма.
- Вопрос 34 – Принципы российского федерализма.
- Вопрос 32 Модель разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации.
- Вопрос 34 Условия и порядок замещения должности, прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
- Вопрос 35 Функции и основные полномочия Президента Российской Федерации.
- Вопрос 36 Взаимоотношения Президента рф, Федерального Собрания и Правительства рф с позиций системы сдержек и противовесов.
- Вопрос 37 Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 38 Государственная Дума: принцип формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 39 Законодательный процесс: понятие, стадии, участники.
- Вопрос 40 Природа депутатского мандата в России. Основные права и обязанности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
- Вопрос 41 Депутатский индемнитет. Депутатский иммунитет. Социальные гарантии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
- Вопрос 42 Конституционно-правовой статус Счетной палаты рф.
- Вопрос 43 Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Цели деятельности
- [Править] Требования к кандидатуре
- [Править] Порядок рассмотрения жалоб
- Вопрос 44 Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, основания прекращения деятельности.
- Вопрос 45 Акты Президента рф и Правительства рф: юридическая сила, место в иерархии нормативных правовых актов, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 46 Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика с позиций административной реформы.
- I. Федеральные министерства, федеральные службы
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство
- Вопрос 47 Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Вопрос48 Судебная власть в Российской Федерации. Общая характеристика и строение. Подсистемы судебной власти.
- Вопрос 49 Конституционный Суд Российской Федерации: назначение, порядок формирования, компетенция.
- Вопрос 50 Прокуратура Российской Федерации: место в системе государственных органов, порядок формирования, компетенция. Прокуратура Российской Федерации (ч. 1, 5 ст. 129)