§ 7. Заключение
Укрепление в России феодально-крепостнического строя, обострение порожденных этим общественных противоречий обусловили развитие политико-правовой идеологии. Твердо определилась
Гл. 16. Политические и правовые учения в России во 2-й пол XVIII в. 385
характерная и для последующего времени программная проблематика этих учений; центральными стали проблемы крепостничества и самодержавия. На основе разного отношения к этим проблемам идеологов различных сословий сложилось несколько течений политико-правовой, идеологии. По способам общетеоретического обоснования программных требований политико-правовая мысль России прочно включилась в мировой процесс борьбы рационализма и религии, юридического и теологического мировоззрений.
Общие интересы господствующих дворян-помещиков выражены идеологией "просвещенного абсолютизма". Характерная черта политико-правовой идеологии "просвещенного абсолютизма" – резкое, порой вопиющее противоречие между логико-теоретической основой, взятыми у Просвещения прогрессивными теоретическими посылками и апологией крепостничества. Наряду с порицанием безнравственности и противоестественности крепостного права в системе доводов в его защиту сохранилось выдвинутое еще Татищевым и просуществовавшее до середины XIX в. суждение типа: "Если крепостное право – зло, то его отмена или ослабление – зло еще большее".
Продолжала разрабатываться система доводов, обосновывавших самодержавие, для чего использовались произвольно подобранные идеи Просвещения. Использование этих идей в системе самодержавно-крепостнических политико-правовых взглядов сопровождалось их существенным искажением или чисто декларативным воспроизведением ("Наказ" Екатерины Ц) либо грубым извращением и опровержением их теоретической основы при сохранении некоторых идей или терминологии (критика Щербатовым идеи равенства).
Во второй половине XVIII в. зарождается российский либерализм: дворянский определял наиболее выгодные для помещиков условия отмены крепостного права, в то время как либерализм буржуазного типа почти не касался этой проблемы, делая упор на упорядочение законодательства и создание организационно-правовых гарантий стабильности правопорядка.
Наиболее значительное событие истории русской политико-правовой идеологии второй половины XVIII в. – возникновение революционно-демократической теории. Критическому выступлению Радищева предшествовало порицание отдельных сторон общественно-политического строя России с позиций гуманизма и просветительства Новиковым, Козельским и другими мыслителями. Радищев впервые подверг крепостничество и самодержавие критике как систему, использовав наиболее радикальные идеи школы естественного права, сделал из этих идей конкретные выводы. Не случайно именно творчество Радищева оказало сильное и продолжительное воздействие на последующее развитие общественной и политико-правовой мысли России. Передовые мыслители восхищались личным мужеством первого русского революционера; Пушкин, оценивавший книгу Ра-
386 История политических и правовых учений
дищева как "воззвание к возмущению" и первым выступивший с ее критикой в печати, писал: "Мелкий чиновник, человек безо всякой власти, безо всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка, противу самодержавия, противу Екатерины".
Творчество Радищева сильно повлияло на деятелей русскогоосвободительного движения. "Это наши мечты, мечты декабристов", – писал о книге Радищева Герцен. Пристальное внимание те-г оретиков русского антифеодального движения привлекала проблема соотношения творчества Радищева с деятельностью современных ему писателей и публицистов. Герцен резко противопоставлял как мыслителей Радищева и Щербатова, один из которых смотрит[ вперед, другой – назад. Огарев сопоставлял "струю Радищева и струю Новикова"; это сопоставление нашло развернутое изложение в статье Добролюбова "Русская сатира екатерининского времени". Отмечая, что сатира той эпохи подчас очень остро обличала лишь частные проявления коренных причин зла, он подчеркивал: "Книга, Радищева составляла едва ли не единственное исключение в ряде литературных явлений того времени".
[1] Его младший брат и тезка в том же году выступал в Уложенной комиссии с поддержкой мнения Коробьина.
Глава 17. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КЛАССИКОВ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX в.
§ 1. Введение
§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве
§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве
§ 4. Заключение
§ 1. Введение
Своеобразие немецкой идеологии на рубеже XVIII—XIX вв. определялось спецификой развития общественных отношений в Германии. После религиозных и социальных движений XVI—XVII вв. в стране упрочились крепостнические порядки. Укрепление власти феодалов повлекло за собой усиление политической раздробленности, ослабление бюргерства и, как следствие, снижение темпов развития промышленности.
Экономическая отсталость Германии со всей очевидностью обнаружилась после Французской революции, особенно в ходе завоевательных войн Наполеона, когда часть немецких земель была отторгнута Францией. Угроза полной утраты независимости, нависшая над Германией, заставила правящую верхушку предпринять меры по ограничению крепостничества и преодолению феодальной раздробленности. В то же время немецкая буржуазия извлекла уроки из опыта Французской революции и, стремясь предотвратить развитие аналогичных процессов в стране, добивалась компромисса с дворянством. Выгодные для себя преобразования она надеялась осуществить с помощью постепенных реформ сверху, путем частичных уступок со стороны королевской власти. Отражением этой линии явилась примиренческая позиция немецкого бюргерства по отношению к правящим классам.
Особенности немецкой идеологии XVIII – начала XIX в. определялись и тем, что в стране утверждались отношения веротерпимости между католиками и протестантами. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создавал благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождал философию от необходимости строго придерживаться догматов религии и одновременно повышал требования к аргументации вероучений. Вследствие этого в общественном сознании на первый план выдвигались проблемы мировоззренческого порядка.
Немецкая классическая философия сыграла плодотворную роль в развитии общественной теории. Критически переосмыслив предшествующие доктрины, немецкие философы приступили к систематической разработке методологии теоретического познания. Наиболее полную реализацию эта тенденция получила в трудах представителей классического немецкого идеализма. В философских кон-
388 История политических и правовых учений
цепциях И. Канта и Г. Гегеля были впервые поставлены проблемы активного, творческого характера сознания человека и специфики законов, действующих в обществе, по сравнению с законами природы. Величайшим достижением классической немецкой философии явилось учение Гегеля о диалектике.
Программные требования в философских доктринах, как правило, не отличались последовательностью. Буржуазной политико-правовой идеологии того времени свойственно сочетание прогрессивных концептуальных представлений (например, теоретическое оправдание революции, принципов либерализма) с умеренными, а порой и консервативными практико-идеологическими установками.
- О. Э. Лейст история политических и правовых учений
- Оглавление
- § 1. Введение .205
- § 1. Введение 239
- § 1. Введение 354
- § 1. Введение 364
- Глава 1. Предмет истории политических и правовых учений
- § 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин
- 2 История политических и правовых учений
- § 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин
- § 3. Периодизация истории политических и правовых учений
- 8 История политических и правовых учений
- § 4. Многообразие политико-правовых доктрин
- 10 История политических и правовых учений
- 12 История политических и правовых учений
- § 5. Содержание истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин
- 14 История политических и правовых учений
- 16 История политических и правовых учений
- 18 История политических и правовых учений
- 20 История политических и правовых учений
- 22 История политических и правовых учений
- § 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии
- § 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая
- § 4. Заключение
- § 2. Развитие демократических учений. Старшие софисты
- § 3. Учение Платона о государстве и законах
- § 4. Политическое и правовое учение Аристотеля
- § 5. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
- § 6. Заключение
- § 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы
- § 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы
- § 3. Политические и правовые идеи первоначального христианства
- § 4. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный
- § 5. Заключение
- § 2. Теократические теории
- § 3. Политико-правовые идеи средневековых ересей
- § 4. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский
- § 5. Средневековые юристы
- § 6. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского
- § 7. Заключение
- § 2. Политико-правовые направления в исламе
- § 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов
- § 4. Заключение
- § 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- § 4. Политические идеи Владимира Мономаха
- § 5. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- § 6. Заключение
- Глава 8. Политическая и правовая мысль московского государства
- § 1. Введение
- § 2. Формирование политической идеологии Московского государства
- § 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
- § 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
- § 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- § 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- § 6. Политические идеи Андрея Курбского
- § 7. Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- § 8. Заключение
- § 2. Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- § 3. Политико-правовые идеи Реформации
- § 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси
- § 3. Политико-правовые идеи Реформации
- § 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси
- § 6. Политико-правовые идеи раннего коммунизма. "Утопия" т. Мора. "Город Солнца" т. Кампанеллы
- § 7. Заключение
- § 2. Теория естественного права. Учение г. Гроция о праве и государстве
- § 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции 1640—1649 гг.
- § 2. Теория естественного права. Учение г. Гроция о праве и государстве
- § 3. Учение т. Гоббса о государстве и праве
- § 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции 1640—1649 гг.
- § 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. В учении Дж. Локка о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 2. Политико-правовые идеи в первой половине XVII в.
- § 4. Политические и правовые идеи Юрия Крижанича
- § 5. Заключение
- Глава 12. Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII—XVIII вв.
- § 2. Естественно-правовые теории в Германии
- § 3. Правовая теория ч. Беккариа
- § 4. Заключение
- § 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В.Н. Татищев
- § 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В.Н. Татищев
- § 3. Политико-правовая идеология купечества. И. Т. Посошков
- § 4. Заключение
- § 2. Политико-правовая программа Вольтера
- § 3. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- § 4. Теория народного суверенитета ж.-ж. Руссо
- § 5. Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- § 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- § 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"
- § 8. Заключение
- § 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- § 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"
- § 8. Заключение
- § 2. Т. Пейн о государстве и праве
- § 3. Политико-правовые взгляды т. Джефферсона
- § 4. Взгляды а. Гамильтона и федералистов на государство и право
- § 5. Заключение
- § 2. Идеология "просвещенного абсолютизма"
- § 3. Политико-правовая идеология феодальной аристократии. М. М. Щербатов
- § 4. Политико-правовые идеи просветительства и либерализма
- § 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений
- § 6. А. Н. Радищев о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений
- § 6. А. Н. Радищев о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 2. Учение и. Канта о праве и государстве
- § 3. Учение Гегеля о государстве и праве
- § 4. Заключение
- § 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии
- § 3. Традиционализм э. Берна
- § 4. Историческая школа права
- § 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии
- § 3. Традиционализм э. Берна
- § 4. Историческая школа права
- § 5. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм во Франции. Б. Констан
- § 3. Либерализм в Англии. Взгляды и. Бентама на право и государство
- § 4. Возникновение юридического позитивизма. Дж. Остин
- § 5. Теория "надклассовой монархии" л. Штейна
- § 6. Политико-правовое учение Огюста Конта
- § 7. Заключение
- § 6. Политико-правовое учение Огюста Конта
- § 7. Заключение
- Глава 20. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология в западной европе в первой половине XIX в.
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.
- § 3. Заключение
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.
- § 3. Заключение
- Глава 21. Политические и правовые учения в россии в период кризиса самодержавно-крепостнического строя
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований м. М. Сперанского
- § 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи н. М. Карамзина
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований м. М. Сперанского
- § 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи н. М. Карамзина
- § 7. Заключение
- § 5. Политические идеи п. Я. Чаадаева
- § 6. Политико-правовые идеи западников и славянофилов
- § 7. Заключение
- § 1. Введение
- § 6. Заключение
- § 1. Введение
- § 2. Юридический позитивизм
- § 3. Учение р. Иеринга о праве и государстве
- § 4. Государственно-правовая концепция г. Еллинека
- § 5. Проблемы государства и права в социологии г. Спенсера
- § 6. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение марксизма
- § 3. Политико-правовое учение и программа социальной демократии
- § 4. Политико-правовая идеология анархизма
- § 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)
- § 6. Заключение
- § 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)
- § 6. Заключение
- Глава 24. Либеральная политико-правовая идеология в россии в конце XIX – начале XX в.
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение б. Н. Чичерина
- § 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение б. Н. Чичерина
- § 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский
- § 4. Учение о праве и государстве г.Ф. Шершеневича
- § 5. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
- § 4. Учение о праве и государстве г.Ф. Шершеневича
- § 5. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
- § 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой
- § 7. Заключение
- § 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой
- § 7. Заключение
- Глава 25. Политические и правовые учения в европе в начале XX в.
- § 1. Введение
- § 2. Социалистические политико-правовые учения
- § 1. Введение
- § 2. Социалистические политико-правовые учения
- § 7. Заключение
- § 4. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер
- § 5. Психологическая теория права л. И. Петражицкого
- § 6. Школа "свободного права"
- § 7. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Неолиберализм и консерватизм
- § 3. Концепции плюралистической демократии
- § 4. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия
- § 6. Социологическая юриспруденция
- § 7. Реалистические концепции права в сша
- § 8. Нормативизм г. Кельзена
- § 9. Теории естественного права
- § 10. Заключение
- § 8. Нормативизм г. Кельзена
- § 9. Теории естественного права
- § 10. Заключение
- Глава 27. Современная западная политическая наука
- § 1. Введение
- § 2. Становление политической науки
- § 3. Развитие политической науки после 1945 г.
- § 1. Введение
- § 2. Становление политической науки
- § 3. Развитие политической науки после 1945 г.
- § 4. Современная французская политическая наука о власти и государстве
- § 5. Заключение
- § 4. Современная французская политическая наука о власти и государстве
- § 5. Заключение