§ 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. В учении Дж. Локка о праве и государстве
Провозглашенная в Англии после казни короля республика просуществовала до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная политика Стюартов вызывала широкое недовольство. В 1688 г. Стюарты были свергнуты; в 1689 г. был принят "Билль о правах",
Гл 10 Политические и правовые учения в Голландии и Англии 259
закреплявший государственно-правовые гарантии законности и правопорядка. Переворот 1688 г., вошедший в историю под названием "Славная революция", оформил становление в Англии конституционной монархии.
Политико-правовые итоги "Славной революции" получили теоретическое обоснование в трудах Джона Локка (1632—1704).
Джон Локк – английский философ и политический мыслитель. Он преподавал в Оксфордском университете, затем был на дипломатической службе. Сблизившись с видным политическим деятелем лордом Эшли (графом Шефтсбери), возглавляющим оппозиционную королю партию вигов, Локк втянулся в политическую деятельность, временами занимал высокие государственные должности, но в результате королевской опалы был вынужден отправиться в эмиграцию. В Англию Локк вернулся после "Славной революции". Философские произведения Локка ("Опыт о человеческом разумении" и др.) внесли существенный вклад в теорию познания.
В произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.; в иных переводах – "Два трактата о государственном правлении", "Два трактата о правительстве") Локк дал критику теологическо-патри-архальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.
Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходил из представления о "естественном состоянии". Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, – "состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью", "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого".
К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет "мое", "твое" от общей собственности; собственность – нечто, неразрывно связанное с личностью: "То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это своей собственностью".
Обоснование частной собственности направлялось как против уравнительных теорий (коль скоро люди не равны по трудолюбию, способностям, бережливости – собственность не может быть равной), так и еще более против феодального произвола, посягательств абсолютной монархии на имущество подданных (произвольные налоги, поборы, конфискации).
260 История политических и правовых учений
В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это – состояние мира и доброжелательности. Закон природы, отмечал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей – каждый обладает властью охранять "свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество".
Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотвратимость наказания. В естественном состоянии эта гарантия недостаточно надежна, ибо неупорядоченное использование каждым своей власти наказывать нарушителей закона природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и толкования конкретного содержания естественных законов, ибо "закон природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей".
Для создания гарантий естественных прав и законов, полагал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.
В духе юридического мировоззрения Локк рассуждал об основаниях распространения власти на тех, кто не участвовал в заключении первоначального соглашения (дети и иностранцы), о праве народа пересмотреть первоначальное соглашение в случае тиранического правления, нарушения естественных прав или их гарантий. Наиболее важны те положения теории Локка, в которых категории естественного права соединяются с теоретически осмысленным опытом английской революции.
Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий.
"Свобода людей в условиях существования системы правления, – подчеркивал Локк, – заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, ког-
Гл. 10. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 261
да этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека".
Согласно теории Локка абсолютная монархия – один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону.
Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, считал Локк, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного. Отсюда – одно из основных положений теории Локка: "Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества".
Пределы власти государства при всех формах правления – естественные права подданных. Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять право подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу этого народа.
Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периода английской революции.
Локк различал законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти.
Гарантия и воплощение свободы – равный для всех, общеобязательный, незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк – сторонник представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу всегда принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. К правам законодательной власти Локк относил также назначение судей; в этом сказалась особенность английского права, одним из источников которого является судебная практика.
262 История политических и правовых учений
Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами использовать политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных.
Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно – слишком велик соблазн для депутатов узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии, править тиранически. К тому же принять закон – недолгое дело; постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильности законов; определенные права депутатов, данные им на время заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, выводящие их из-под власти законов. В этих рассуждениях Локка, аналогичных некоторым идеям левеллеров, был выражен опыт времен революции, осуждение попыток "Долгого парламента" сосредоточить в своих руках всю полноту власти в интересах только какой-либо из политических группировок.
Не менее опасно, заявлял Локк, наделение законодательной властью монарха и правительства – их политические привилегии неизбежно направляются против естественных прав подданных. Законодательная власть – высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх – глава исполнительной власти – имеет так называемые прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства.
Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента. Одним из частных случаев тиранического правления, давшего народу право на восстание, Локк называет взятый из английской истории пример, когда исполнительная власть препятствовала созыву и работе законодательного органа.
Идею разделения властей Локк теоретически обосновывал такими чертами природы человека, как способность создавать общие правила и руководствоваться ими (отсюда законодательная власть), способность своими силами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям (отсюда суд, исполнительная власть), наконец, способность определять свои отношения с другими людьми (этим обусловливается так называемая союзная, или федеративная, власть, ведающая международными отношениями). Вместе с тем из слабости человеческой природы, склонности к искушениям теоретически выводилась необходимость специальных гарантий законности и прав граждан (в том числе разделения властей, недопустимости политических привилегий).
Гл. 10 Политические и правовые учения в Голландии и Англии.. 263
Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивал Монтескье и другие теоретики.
Обоснование естественных прав, выражавших основные принципы гражданского общества в области права (свобода, равенство, собственность), принесло Локку славу основателя -либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков парламентаризма; наконец, стремление ограничить деятельность государства охранительными функциями кладет начало идеям правового государства.
Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень формальных прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания.
- О. Э. Лейст история политических и правовых учений
- Оглавление
- § 1. Введение .205
- § 1. Введение 239
- § 1. Введение 354
- § 1. Введение 364
- Глава 1. Предмет истории политических и правовых учений
- § 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин
- 2 История политических и правовых учений
- § 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин
- § 3. Периодизация истории политических и правовых учений
- 8 История политических и правовых учений
- § 4. Многообразие политико-правовых доктрин
- 10 История политических и правовых учений
- 12 История политических и правовых учений
- § 5. Содержание истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин
- 14 История политических и правовых учений
- 16 История политических и правовых учений
- 18 История политических и правовых учений
- 20 История политических и правовых учений
- 22 История политических и правовых учений
- § 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии
- § 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая
- § 4. Заключение
- § 2. Развитие демократических учений. Старшие софисты
- § 3. Учение Платона о государстве и законах
- § 4. Политическое и правовое учение Аристотеля
- § 5. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
- § 6. Заключение
- § 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы
- § 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы
- § 3. Политические и правовые идеи первоначального христианства
- § 4. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный
- § 5. Заключение
- § 2. Теократические теории
- § 3. Политико-правовые идеи средневековых ересей
- § 4. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский
- § 5. Средневековые юристы
- § 6. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского
- § 7. Заключение
- § 2. Политико-правовые направления в исламе
- § 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов
- § 4. Заключение
- § 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- § 4. Политические идеи Владимира Мономаха
- § 5. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- § 6. Заключение
- Глава 8. Политическая и правовая мысль московского государства
- § 1. Введение
- § 2. Формирование политической идеологии Московского государства
- § 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
- § 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
- § 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- § 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- § 6. Политические идеи Андрея Курбского
- § 7. Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- § 8. Заключение
- § 2. Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- § 3. Политико-правовые идеи Реформации
- § 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси
- § 3. Политико-правовые идеи Реформации
- § 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси
- § 6. Политико-правовые идеи раннего коммунизма. "Утопия" т. Мора. "Город Солнца" т. Кампанеллы
- § 7. Заключение
- § 2. Теория естественного права. Учение г. Гроция о праве и государстве
- § 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции 1640—1649 гг.
- § 2. Теория естественного права. Учение г. Гроция о праве и государстве
- § 3. Учение т. Гоббса о государстве и праве
- § 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции 1640—1649 гг.
- § 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. В учении Дж. Локка о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 2. Политико-правовые идеи в первой половине XVII в.
- § 4. Политические и правовые идеи Юрия Крижанича
- § 5. Заключение
- Глава 12. Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII—XVIII вв.
- § 2. Естественно-правовые теории в Германии
- § 3. Правовая теория ч. Беккариа
- § 4. Заключение
- § 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В.Н. Татищев
- § 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В.Н. Татищев
- § 3. Политико-правовая идеология купечества. И. Т. Посошков
- § 4. Заключение
- § 2. Политико-правовая программа Вольтера
- § 3. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- § 4. Теория народного суверенитета ж.-ж. Руссо
- § 5. Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- § 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- § 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"
- § 8. Заключение
- § 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- § 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"
- § 8. Заключение
- § 2. Т. Пейн о государстве и праве
- § 3. Политико-правовые взгляды т. Джефферсона
- § 4. Взгляды а. Гамильтона и федералистов на государство и право
- § 5. Заключение
- § 2. Идеология "просвещенного абсолютизма"
- § 3. Политико-правовая идеология феодальной аристократии. М. М. Щербатов
- § 4. Политико-правовые идеи просветительства и либерализма
- § 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений
- § 6. А. Н. Радищев о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений
- § 6. А. Н. Радищев о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 2. Учение и. Канта о праве и государстве
- § 3. Учение Гегеля о государстве и праве
- § 4. Заключение
- § 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии
- § 3. Традиционализм э. Берна
- § 4. Историческая школа права
- § 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии
- § 3. Традиционализм э. Берна
- § 4. Историческая школа права
- § 5. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм во Франции. Б. Констан
- § 3. Либерализм в Англии. Взгляды и. Бентама на право и государство
- § 4. Возникновение юридического позитивизма. Дж. Остин
- § 5. Теория "надклассовой монархии" л. Штейна
- § 6. Политико-правовое учение Огюста Конта
- § 7. Заключение
- § 6. Политико-правовое учение Огюста Конта
- § 7. Заключение
- Глава 20. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология в западной европе в первой половине XIX в.
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.
- § 3. Заключение
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.
- § 3. Заключение
- Глава 21. Политические и правовые учения в россии в период кризиса самодержавно-крепостнического строя
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований м. М. Сперанского
- § 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи н. М. Карамзина
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований м. М. Сперанского
- § 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи н. М. Карамзина
- § 7. Заключение
- § 5. Политические идеи п. Я. Чаадаева
- § 6. Политико-правовые идеи западников и славянофилов
- § 7. Заключение
- § 1. Введение
- § 6. Заключение
- § 1. Введение
- § 2. Юридический позитивизм
- § 3. Учение р. Иеринга о праве и государстве
- § 4. Государственно-правовая концепция г. Еллинека
- § 5. Проблемы государства и права в социологии г. Спенсера
- § 6. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение марксизма
- § 3. Политико-правовое учение и программа социальной демократии
- § 4. Политико-правовая идеология анархизма
- § 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)
- § 6. Заключение
- § 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)
- § 6. Заключение
- Глава 24. Либеральная политико-правовая идеология в россии в конце XIX – начале XX в.
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение б. Н. Чичерина
- § 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение б. Н. Чичерина
- § 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский
- § 4. Учение о праве и государстве г.Ф. Шершеневича
- § 5. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
- § 4. Учение о праве и государстве г.Ф. Шершеневича
- § 5. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
- § 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой
- § 7. Заключение
- § 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой
- § 7. Заключение
- Глава 25. Политические и правовые учения в европе в начале XX в.
- § 1. Введение
- § 2. Социалистические политико-правовые учения
- § 1. Введение
- § 2. Социалистические политико-правовые учения
- § 7. Заключение
- § 4. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер
- § 5. Психологическая теория права л. И. Петражицкого
- § 6. Школа "свободного права"
- § 7. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Неолиберализм и консерватизм
- § 3. Концепции плюралистической демократии
- § 4. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия
- § 6. Социологическая юриспруденция
- § 7. Реалистические концепции права в сша
- § 8. Нормативизм г. Кельзена
- § 9. Теории естественного права
- § 10. Заключение
- § 8. Нормативизм г. Кельзена
- § 9. Теории естественного права
- § 10. Заключение
- Глава 27. Современная западная политическая наука
- § 1. Введение
- § 2. Становление политической науки
- § 3. Развитие политической науки после 1945 г.
- § 1. Введение
- § 2. Становление политической науки
- § 3. Развитие политической науки после 1945 г.
- § 4. Современная французская политическая наука о власти и государстве
- § 5. Заключение
- § 4. Современная французская политическая наука о власти и государстве
- § 5. Заключение