§ 4. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный
Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской властью и церковью временами возникали трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников как на своих чиновников, обязанных исполнять императорские веления; порой императоры притязали на авторитарные решения даже и чисто религиозных вопросов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притязала не только на полную независимость в религиозных делах, но и на участие в политической власти, требуя помощи государства в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и охране церковных богатств.
Притязания церкви на участие в государственной власти обосновывались так называемыми теократическими теориями.
Одним из первых теоретиков теократии был константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345—407). Из слов апостола "всякая власть от бога", рассуждал Златоуст, не следует, что каждый князь лично ставится богом – богом дан лишь общий принцип власти. Библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела церкви, – не истинные цари, они несли наказания за такое вмешательство. Из этого следует назидание: "Оставайся в своих границах – одни пределы царства, другие священства. Однако последнее больше первого... Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души... Последнего княжество выше; поэтому царь преклоняет голову под руку священника".
Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви в эпоху рабовладения было учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия Августина (354—430), прозванного православной церковью "Блаженный", а католической – признанного святым и учителем церкви.
Аврелий Августин, как и другие епископы и выдающиеся церковные авторы первых веков христианства, считается одним из "отцов церкви". Он современник раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.), захвата и разграбления Рима вестготами (410 г.), еретических движений в Северной Африке и в других частях Римской империи. В его трудах изложены основные положения теократической доктрины, оказавшей глубокое и долговременное воздействие на политико-правовое учение церкви.
Гл 4 Политические и правовые учения в Древнем Риме 75
В произведении "О граде божием" Августин писал, что в мире существует два государства: "божий град" (церковь) и "град земной" (государство). Церковь "странствует по земле, имея цель на небе", "церковь и теперь есть царствие небесное". Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви – право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник – Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием, держится принуждением: "При отсутствии справедливости что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре".
Оправдание государства в том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут государства разные: есть два вида земных царств.
Одни – организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, "общество нечестивых". Другие царства – это "христианские государства", власть которых основана на заботе о подвластных..
В конечном счете оправдание государства – в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческихмыслей и желаний.
Августин – один из первых церковников, призывавших насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси. Он настаивал на присылке в Африку войск для подавления донатистов и агонистиков: "Дерзость мужиков восстает против их владельцев".
Проблема уничтожения еретиков и принудительного крещения неверующих занимает немалое место в трудах Августина. Насилие – не зло, если оно применяется в благих целях: отец бьет непослушных детей, бог страданиями учит людей, люди силой удерживают того, кто падает в пропасть. В сочинении "Апология гонений" Августин утверждал, что "лучше раны, нанесенные другом, чем поцелуй врага". В других его сочинениях говорится, что "церковь преследует, любя". Наконец, в "Письме к Донату" Августин писал, что церковь теперь "не только приглашает к добру, но и принуждает к нему".
Источник зла – свободная воля людей, влекущая их от единства к множеству. В делах веры это очень опасно: "Прежде чем понимать, мы должны верить". Еретики хуже отравителей, они – враги единства. Коль скоро цель христианского государства – благо, государство, если неверие не поддается убеждению, должно "принуждать людей, а не учить".
76 История политических и правовых учений
"Вы думаете, что никого не следует принуждать к правде, однако читаете у св. Луки, что господин сказал своим слугам: принуди войти всех, кого найдете"[1].
Правда, рассуждал Августин, Христос никого не принуждал, но "был ли тогда император, который бы верил во Христа и мог бы служить ему в благочестии, издавая законы против нечестия". Во времена Августина большая часть населения Римской империи держалась прежних, языческих культов. Церковь тревожили и неподвластные ей христианские секты еретиков. Поэтому Августин призывал использовать принуждение для крещения язычников и искоренения ересей: "Как же могут цари служить господу в страхе иначе, чем воспрещая и карая в благочестивой строгости то, что противоречит велениям господа?"
Оправдание государства, по Августину, – ив поддержании социального порядка: "Никак не следует о нем (боге) думать, чтобы законам его провидения были чужды человеческие царства, владычество людей и их рабство". Августин выдвинул новый довод в обоснование рабства. Рабство не создано ни природой, ни правом народов – "имя рабства заслужила вина, а не природа". Источник рабства – прегрешение библейского Хама: "Грех – первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду божию, у которого нет неправды". Источник рабства отдельных людей – военный плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны, по учению Августина, не противоречат божьим заповедям.
Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. "Кто сотворил тех и других? – Господь Богатого – чтобы помочь бедному, бедного – чтобы испытать богатого". В произведениях Августина христианское вероучение открыто и откровенно приспосабливается к самым земным интересам власть имущих. "Сколько богатые обязаны Христу, который возмещает им убыток: если был у них неверный раб, Христос обращает его и не говорит ему: оставь своего господина".
Характеризуя "христианское государство" как образец "земного града", Августин писал: "Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог". Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Оправдывая последние, Августин дал обстоятельное толкование заповеди "не убий". Его перетолкование свелось к тому, что "ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от бога".
Гл. 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 77
Теократические идеи Августина в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.
- О. Э. Лейст история политических и правовых учений
- Оглавление
- § 1. Введение .205
- § 1. Введение 239
- § 1. Введение 354
- § 1. Введение 364
- Глава 1. Предмет истории политических и правовых учений
- § 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин
- 2 История политических и правовых учений
- § 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин
- § 3. Периодизация истории политических и правовых учений
- 8 История политических и правовых учений
- § 4. Многообразие политико-правовых доктрин
- 10 История политических и правовых учений
- 12 История политических и правовых учений
- § 5. Содержание истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин
- 14 История политических и правовых учений
- 16 История политических и правовых учений
- 18 История политических и правовых учений
- 20 История политических и правовых учений
- 22 История политических и правовых учений
- § 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии
- § 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая
- § 4. Заключение
- § 2. Развитие демократических учений. Старшие софисты
- § 3. Учение Платона о государстве и законах
- § 4. Политическое и правовое учение Аристотеля
- § 5. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
- § 6. Заключение
- § 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы
- § 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы
- § 3. Политические и правовые идеи первоначального христианства
- § 4. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный
- § 5. Заключение
- § 2. Теократические теории
- § 3. Политико-правовые идеи средневековых ересей
- § 4. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский
- § 5. Средневековые юристы
- § 6. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского
- § 7. Заключение
- § 2. Политико-правовые направления в исламе
- § 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов
- § 4. Заключение
- § 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- § 4. Политические идеи Владимира Мономаха
- § 5. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- § 6. Заключение
- Глава 8. Политическая и правовая мысль московского государства
- § 1. Введение
- § 2. Формирование политической идеологии Московского государства
- § 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
- § 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
- § 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- § 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- § 6. Политические идеи Андрея Курбского
- § 7. Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- § 8. Заключение
- § 2. Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- § 3. Политико-правовые идеи Реформации
- § 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси
- § 3. Политико-правовые идеи Реформации
- § 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси
- § 6. Политико-правовые идеи раннего коммунизма. "Утопия" т. Мора. "Город Солнца" т. Кампанеллы
- § 7. Заключение
- § 2. Теория естественного права. Учение г. Гроция о праве и государстве
- § 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции 1640—1649 гг.
- § 2. Теория естественного права. Учение г. Гроция о праве и государстве
- § 3. Учение т. Гоббса о государстве и праве
- § 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции 1640—1649 гг.
- § 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. В учении Дж. Локка о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 2. Политико-правовые идеи в первой половине XVII в.
- § 4. Политические и правовые идеи Юрия Крижанича
- § 5. Заключение
- Глава 12. Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII—XVIII вв.
- § 2. Естественно-правовые теории в Германии
- § 3. Правовая теория ч. Беккариа
- § 4. Заключение
- § 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В.Н. Татищев
- § 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В.Н. Татищев
- § 3. Политико-правовая идеология купечества. И. Т. Посошков
- § 4. Заключение
- § 2. Политико-правовая программа Вольтера
- § 3. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- § 4. Теория народного суверенитета ж.-ж. Руссо
- § 5. Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- § 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- § 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"
- § 8. Заключение
- § 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- § 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"
- § 8. Заключение
- § 2. Т. Пейн о государстве и праве
- § 3. Политико-правовые взгляды т. Джефферсона
- § 4. Взгляды а. Гамильтона и федералистов на государство и право
- § 5. Заключение
- § 2. Идеология "просвещенного абсолютизма"
- § 3. Политико-правовая идеология феодальной аристократии. М. М. Щербатов
- § 4. Политико-правовые идеи просветительства и либерализма
- § 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений
- § 6. А. Н. Радищев о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений
- § 6. А. Н. Радищев о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 2. Учение и. Канта о праве и государстве
- § 3. Учение Гегеля о государстве и праве
- § 4. Заключение
- § 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии
- § 3. Традиционализм э. Берна
- § 4. Историческая школа права
- § 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии
- § 3. Традиционализм э. Берна
- § 4. Историческая школа права
- § 5. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм во Франции. Б. Констан
- § 3. Либерализм в Англии. Взгляды и. Бентама на право и государство
- § 4. Возникновение юридического позитивизма. Дж. Остин
- § 5. Теория "надклассовой монархии" л. Штейна
- § 6. Политико-правовое учение Огюста Конта
- § 7. Заключение
- § 6. Политико-правовое учение Огюста Конта
- § 7. Заключение
- Глава 20. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология в западной европе в первой половине XIX в.
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.
- § 3. Заключение
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.
- § 3. Заключение
- Глава 21. Политические и правовые учения в россии в период кризиса самодержавно-крепостнического строя
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований м. М. Сперанского
- § 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи н. М. Карамзина
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований м. М. Сперанского
- § 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи н. М. Карамзина
- § 7. Заключение
- § 5. Политические идеи п. Я. Чаадаева
- § 6. Политико-правовые идеи западников и славянофилов
- § 7. Заключение
- § 1. Введение
- § 6. Заключение
- § 1. Введение
- § 2. Юридический позитивизм
- § 3. Учение р. Иеринга о праве и государстве
- § 4. Государственно-правовая концепция г. Еллинека
- § 5. Проблемы государства и права в социологии г. Спенсера
- § 6. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение марксизма
- § 3. Политико-правовое учение и программа социальной демократии
- § 4. Политико-правовая идеология анархизма
- § 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)
- § 6. Заключение
- § 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)
- § 6. Заключение
- Глава 24. Либеральная политико-правовая идеология в россии в конце XIX – начале XX в.
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение б. Н. Чичерина
- § 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение б. Н. Чичерина
- § 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский
- § 4. Учение о праве и государстве г.Ф. Шершеневича
- § 5. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
- § 4. Учение о праве и государстве г.Ф. Шершеневича
- § 5. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
- § 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой
- § 7. Заключение
- § 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой
- § 7. Заключение
- Глава 25. Политические и правовые учения в европе в начале XX в.
- § 1. Введение
- § 2. Социалистические политико-правовые учения
- § 1. Введение
- § 2. Социалистические политико-правовые учения
- § 7. Заключение
- § 4. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер
- § 5. Психологическая теория права л. И. Петражицкого
- § 6. Школа "свободного права"
- § 7. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Неолиберализм и консерватизм
- § 3. Концепции плюралистической демократии
- § 4. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия
- § 6. Социологическая юриспруденция
- § 7. Реалистические концепции права в сша
- § 8. Нормативизм г. Кельзена
- § 9. Теории естественного права
- § 10. Заключение
- § 8. Нормативизм г. Кельзена
- § 9. Теории естественного права
- § 10. Заключение
- Глава 27. Современная западная политическая наука
- § 1. Введение
- § 2. Становление политической науки
- § 3. Развитие политической науки после 1945 г.
- § 1. Введение
- § 2. Становление политической науки
- § 3. Развитие политической науки после 1945 г.
- § 4. Современная французская политическая наука о власти и государстве
- § 5. Заключение
- § 4. Современная французская политическая наука о власти и государстве
- § 5. Заключение