§ 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси
Во Франции становление единой централизованной монархии было осложнено во второй половине XVI в. религиозными войнами между католиками и гугенотами (французские кальвинисты), в ходе которых резко усилились сепаратистские тенденции, особенно на юге страны, а также попытки крупных феодалов отстоять и укрепить независимость от королевской власти.
После Варфоломеевской ночи (1572 г.) в среде гугенотов появились произведения монархомахов (тираноборцев), осуждавших тиранию короля преимущественно с позиций феодальной аристократии. Монархомахи требовали ограничения власти короля сословными учреждениями, предоставления народу права смещать и выбирать монархов, призывали к сопротивлению тиранам. Рассуждая о свободе и правах народа, монархомахи имели в виду лишь привилегии крупной, аристократии. "Когда мы говорим о народе, – писал один из них, – то понимаем под этим словом не весь народ, а лишь его представителей: герцогов, принцев, оптиматов и вообще всех деятелей на государственном поприще". Восстание против тирана и его убийство, по мысли монархомахов, допустимы и правомерны только по инициативе и под руководством должностных лиц аристократии: "Берегитесь господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению дворянства". Кроме монархома-хов-протестантов (Гетман, Ланге, Без и др.) за ослабление королев-
Гл. 9. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 223
ской власти выступали монархомахи-католики, в том числе иезуиты. Показательно, что некоторые монархомахи порицали Макиавелли, приписывая ему защиту тирании.
В целом монархомахи представляли реакционно-феодальное направление. Однако некоторые произведения тираноборческой литературы по содержанию и историческим судьбам выходили за пределы защиты узкосословных интересов аристократической знати. К числу таких произведений относится трактат "Рассуждение о добровольном рабстве", написанный около 1548 г. и изданный гугенотами вскоре после Варфоломеевской ночи. Автор трактата Этъ-ен де Ла Боэси (1530—1563) в ярких красках описывал постыдное и бедственное положение народа и страны под игбм тирании, которая противоречит природе, свободе и равенству людей. Тирания возникает различными способами (договор, сила, наследование) и держится привычкой народа к рабству. Это рабство добровольное, поскольку впавший в привычное заблуждение народ содержит тирана, терпит его прихоти и злодеяния.
В начале трактата резкая критика тирании сочетается с наивными рассуждениями, что опорой тирана является лишь несознательность подданных: если бы все сразу просветились, власти тирана, конечно, тут же пришел бы конец.
Иная концепция излагается во второй половине трактата. Тиран, утверждает Ла Боэси, опирается на нескольких пользующихся его милостями приближенных, каждый из которых, в свою очередь, имеет своих приближенных, так далее. В результате "сотни тысяч, миллионы связаны этой цепью с тираном... ради этого создаются новые должности и новые ведомства, которые все учреждаются на деле не ради реформы правосудия, а для того, чтобы служить новой опорой тирании". Описывая, по сути дела, становление административно-военного аппарата абсолютной монархии, Ла Боэси рассуждает уже не о "добровольном рабстве", а о порабощении "одних подданных с помощью других".
Сила тирана в том, что он, создавая себе приближенных и сторонников, раскалывает народ: "В конечном счете оказывается, что людей, которым тирания выгодна, почти столько же, сколько и тех, которым дорога свобода".
Государство, считал Ла Боэси, – это объединение тиранов, из которых высшие опираются на низших и в то же время при случае грабят их.
Суть тирании, ее "секрет и основу" Ла Боэси видел, таким образом, в организованной иерархии связанных общей выгодой с тираном и между собой прислужников тирании, каждый из которых стремится "обеспечить себе долю в добыче и быть самым маленьким тиранчиком при большом тиране".
Резкое осуждение тирании с позиций естественного равенства и свободы людей, критика ряда реальных качеств абсолютной мо-
224 История политических и правовых учений
нархии (фаворитизм, рост бюрократической иерархии, отсутствие законности, гарантий прав личности, посягательство деспотического государства на имущество состоятельных лиц и др.) обусловили долговременную жизнь трактата; трактат переиздавался неоднократно, в том числе два года подряд (1789 и 1790) в начале Французской революции.
[1] В 1529 г. католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных (т.е., по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то. что вопрос о религии – дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.
§ 5. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена
§ 6. Политико-правовые идеи раннего коммунизма. "Утопия" Т. Мора. "Город Солнца" Т. Кампанеллы
§ 7. Заключение
§ 5. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена
Религиозные войны существенно мешали нормальной жизни общества; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.
С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жак Боден (1530—1596). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении "Шесть книг о государстве" (издано на французском языке в 1576 г., по-латыни для всей Европы – в 1584 г.). Боден впервые в истории политико-правовой мысли сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными". Власть государства постоянна и абсолютна; это – высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти – только бог и законы природы.
Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.
В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.
Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство – именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал еще Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.
Гл 9 Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в 225
Семью Боден называет основанием и ячейкой государства Государство – совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.
Боден – один из первых критиков "Утопии" Томаса Мора. Одобряя некоторые мысли "незабвенного канцлера Англии Т. Мора" о государственных порядках Утопии (см. § 6), Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, "было бы прямо противоположно законам бога и природы". Частная собственность связана с законами природы, поскольку "естественный закон запрещает брать чужое". "Имущественное равенство гибельно для государств", – неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, "то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного, человека с другим".
Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное ^деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее "монархия", противники – "тирания". Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть "аристократия", недовольные ею – "олигархия" и т.д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства – власть никак не разделить "поровну", какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.
Рассматривая различные формы государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско; у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе – разум и справедливость, на юге – религия. На государство влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы. Храбрые жители севера и горцы создали демократию либо выборную монархию; изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются монархии. Народы востока – ближе к южным, запада – к северным.
226 История политических и правовых учений
К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело – в упадке; толпа, народ – "зверь многоглавый и лишенный рассудка" – не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.
Не одобрял Боден и аристократию – государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.
Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования). "Кроме бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим богом как его наместники, дабы править другими".
Упоминания о боге не играют решающей роли в аргументации Бодена. Он ссылается на то, что о прочности и естественности монархии свидетельствует исторический опыт – монархии существуют тысячи лет, и это никого не удивляет; если же республика просуществует всего лет триста-четыреста, то все уже поражаются такому диву, настолько естественному порядку вещей противоречит долговременное существование республики. Боден утверждал, что монархия особенно необходима в больших государствах. В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность (решает один) власти.
Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.
В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в "законные монархии", в которых народ повинуется законам монарха, а монарх – законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать "законы бога и законы природы", которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, – меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.
Гл 9 Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в 227
Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной – в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной (тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными).
Боден считал наилучшей королевскую монархию – государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) – сложное, т.е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты. Они соединяют сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), умеряют, но не ограничивают верховную власть. Они улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения. Хотя Генеральные штаты могут давать королю только советы, а принимать решения не могут, государь не вправе облагать подданных податями без их согласия, ибо, по естественному закону, никто не имеет права брать чужое достояние без воли владельца, утверждал Боден. Лишь в самом крайнем случае монарх может самолично налагать налоги для пользы государства (но Боден готов признать за подданными право пассивного сопротивления тирану в виде отказа платить подати).
Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации). Второй вид соединений государств основан на равенстве – такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой во времена Бодена сохранял суверенитет.
Основная заслуга Бодена – в изучении суверенитета как признака государства, главного качества верховной власти. Обоснованное Боденом понятие суверенитета сохраняет актуальность, хотя после XVI в. в отношениях между государствами многое изменилось. К тому же в политико-правовой идеологии и даже в законодательстве ряда стран термин "суверенитет" нередко использовался не как научное, а как идеологическое или даже публицистическое определение (суверенитет народа, суверенитет нации, суверенитет лично-
228 История политических и правовых учений
сти, суверенитет закона, суверенитет науки и т.п.). Кроме того, в науке о государстве суверенитет нередко отождествлялся с компетенцией государственных органов, их полномочиями, предметом ведения, источником власти и др.
Наиболее существенным после XVI в. изменением прав верховной власти стало изъятие из полномочий носителя суверенитета, перечисленных Боденом, "права войны", запрещенной в середине XX в. основными документами ООН. Это, однако, не означает изменения содержания понятия "суверенитет", данного Боденом. Как отмечено, суверенитет, по Бодену, – независимость государства от другой власти, но не от власти законов природы; к законам природы (к естественному праву) Боден, вслед за Аристотелем, относил не только физические законы, но и такие социальные явления, как существование семьи и частной собственности. Поэтому получилось так, что неограниченная власть государства над гражданами и подданными оказалась подчиненной естественному закону неприкосновенности частной собственности, чем обусловлено давно замеченное противоречие в политико-правовом учении Бодена: монарх может предписать все, кроме произвольного установления налогов и податей; Генеральные штаты ничего не решают, но без их согласия король не должен взимать подати и налоги.
Уже Боден, вопреки Аристотелю, не считал рабство законом природы и рекомендовал его отмену. По мере развития цивилизации, общей культуры человечества и международных связей были запрещены работорговля, а затем и рабство, пиратство, расовая дискриминация, химическое, бактериологическое и некоторые другие виды оружия, угроза силой или ее применение в международных отношениях, всеми государствами признан режим свободного моря и ряд других обязывающих или запрещающих норм и принципов международного права. Все это, однако, не означает отрицания или умаления суверенитета как признака (качества) независимого государства.
В серьезных теоретических исследованиях, посвященных проблемам суверенитета, говорится об отдаленной перспективе отмирания (исчезновения, но не ограничения) суверенитета вместе с государством в результате создания мирового правопорядка и преодоления разобщенности человечества.
В настоящее время учение Бодена о суверенитете актуально в теоретическом и практическом отношениях.
Во-первых, актуален вывод Бодена о том, что суверенитет присущ только государству как неотъемлемое качество верховной власти в стране. Встречающиеся в литературе рассуждения о различиях "власти государственной" и "власти политической" отражают лишь то обстоятельство, что в некоторых государствах, формально конституционных и демократических, реальная власть на самом деле принадлежала не государству, а верхушке правящей партии либо
Гл 9 Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в 229
господствующего духовенства, вершивших все дела от имени государства.
Что касается суждений о "суверенитете личности", "суверенитете нации", то это не более чем публицистические метафоры, призванные подчеркнуть, в частности, право личности на индивидуальность и самобытное проявление, на свободу, права и обязанности в рамках закона либо право нации (этноса) на национально-культурную автономию, обеспечивающую сохранение языка, культуры, нравов, верований, обычаев, т.е. всего, что связано с существованием и сохранением данного этноса.
Во-вторых, суверенитет, по Бодену, неограничен. Как независимость государственной власти от всякой другой власти суверенитет либо есть, либо его нет; неограниченность нельзя ограничить. Формулировки об "ограниченности суверенитета", существовавшие в конституциях СССР и союзных республик, были основаны на смешении понятий "суверенитет" и "компетенция" (по существу речь шла о распределении компетенции между государственными органами СССР и союзных республик) и содержали внутреннее противоречие, которое в последнем варианте союзной Конституции (1977 г.) получило завершенное воплощение в формулировках, согласно которым на одной и той же территории одновременно существуют два суверенных государства – СССР и союзная республика.
В-третьих, Боден подчеркнул такое качество суверенитета, как его неделимость; именно на этом качестве суверенитета основано отмеченное Боденом различие между федерациями и конфедерациями как разновидностями сложных государств.
- О. Э. Лейст история политических и правовых учений
- Оглавление
- § 1. Введение .205
- § 1. Введение 239
- § 1. Введение 354
- § 1. Введение 364
- Глава 1. Предмет истории политических и правовых учений
- § 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин
- 2 История политических и правовых учений
- § 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин
- § 3. Периодизация истории политических и правовых учений
- 8 История политических и правовых учений
- § 4. Многообразие политико-правовых доктрин
- 10 История политических и правовых учений
- 12 История политических и правовых учений
- § 5. Содержание истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин
- 14 История политических и правовых учений
- 16 История политических и правовых учений
- 18 История политических и правовых учений
- 20 История политических и правовых учений
- 22 История политических и правовых учений
- § 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии
- § 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая
- § 4. Заключение
- § 2. Развитие демократических учений. Старшие софисты
- § 3. Учение Платона о государстве и законах
- § 4. Политическое и правовое учение Аристотеля
- § 5. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
- § 6. Заключение
- § 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы
- § 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы
- § 3. Политические и правовые идеи первоначального христианства
- § 4. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный
- § 5. Заключение
- § 2. Теократические теории
- § 3. Политико-правовые идеи средневековых ересей
- § 4. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский
- § 5. Средневековые юристы
- § 6. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского
- § 7. Заключение
- § 2. Политико-правовые направления в исламе
- § 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов
- § 4. Заключение
- § 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- § 4. Политические идеи Владимира Мономаха
- § 5. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- § 6. Заключение
- Глава 8. Политическая и правовая мысль московского государства
- § 1. Введение
- § 2. Формирование политической идеологии Московского государства
- § 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
- § 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
- § 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- § 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- § 6. Политические идеи Андрея Курбского
- § 7. Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- § 8. Заключение
- § 2. Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- § 3. Политико-правовые идеи Реформации
- § 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси
- § 3. Политико-правовые идеи Реформации
- § 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси
- § 6. Политико-правовые идеи раннего коммунизма. "Утопия" т. Мора. "Город Солнца" т. Кампанеллы
- § 7. Заключение
- § 2. Теория естественного права. Учение г. Гроция о праве и государстве
- § 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции 1640—1649 гг.
- § 2. Теория естественного права. Учение г. Гроция о праве и государстве
- § 3. Учение т. Гоббса о государстве и праве
- § 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции 1640—1649 гг.
- § 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. В учении Дж. Локка о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 2. Политико-правовые идеи в первой половине XVII в.
- § 4. Политические и правовые идеи Юрия Крижанича
- § 5. Заключение
- Глава 12. Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII—XVIII вв.
- § 2. Естественно-правовые теории в Германии
- § 3. Правовая теория ч. Беккариа
- § 4. Заключение
- § 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В.Н. Татищев
- § 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В.Н. Татищев
- § 3. Политико-правовая идеология купечества. И. Т. Посошков
- § 4. Заключение
- § 2. Политико-правовая программа Вольтера
- § 3. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- § 4. Теория народного суверенитета ж.-ж. Руссо
- § 5. Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- § 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- § 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"
- § 8. Заключение
- § 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- § 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"
- § 8. Заключение
- § 2. Т. Пейн о государстве и праве
- § 3. Политико-правовые взгляды т. Джефферсона
- § 4. Взгляды а. Гамильтона и федералистов на государство и право
- § 5. Заключение
- § 2. Идеология "просвещенного абсолютизма"
- § 3. Политико-правовая идеология феодальной аристократии. М. М. Щербатов
- § 4. Политико-правовые идеи просветительства и либерализма
- § 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений
- § 6. А. Н. Радищев о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений
- § 6. А. Н. Радищев о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 2. Учение и. Канта о праве и государстве
- § 3. Учение Гегеля о государстве и праве
- § 4. Заключение
- § 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии
- § 3. Традиционализм э. Берна
- § 4. Историческая школа права
- § 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии
- § 3. Традиционализм э. Берна
- § 4. Историческая школа права
- § 5. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм во Франции. Б. Констан
- § 3. Либерализм в Англии. Взгляды и. Бентама на право и государство
- § 4. Возникновение юридического позитивизма. Дж. Остин
- § 5. Теория "надклассовой монархии" л. Штейна
- § 6. Политико-правовое учение Огюста Конта
- § 7. Заключение
- § 6. Политико-правовое учение Огюста Конта
- § 7. Заключение
- Глава 20. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология в западной европе в первой половине XIX в.
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.
- § 3. Заключение
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.
- § 3. Заключение
- Глава 21. Политические и правовые учения в россии в период кризиса самодержавно-крепостнического строя
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований м. М. Сперанского
- § 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи н. М. Карамзина
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований м. М. Сперанского
- § 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи н. М. Карамзина
- § 7. Заключение
- § 5. Политические идеи п. Я. Чаадаева
- § 6. Политико-правовые идеи западников и славянофилов
- § 7. Заключение
- § 1. Введение
- § 6. Заключение
- § 1. Введение
- § 2. Юридический позитивизм
- § 3. Учение р. Иеринга о праве и государстве
- § 4. Государственно-правовая концепция г. Еллинека
- § 5. Проблемы государства и права в социологии г. Спенсера
- § 6. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение марксизма
- § 3. Политико-правовое учение и программа социальной демократии
- § 4. Политико-правовая идеология анархизма
- § 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)
- § 6. Заключение
- § 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)
- § 6. Заключение
- Глава 24. Либеральная политико-правовая идеология в россии в конце XIX – начале XX в.
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение б. Н. Чичерина
- § 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение б. Н. Чичерина
- § 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский
- § 4. Учение о праве и государстве г.Ф. Шершеневича
- § 5. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
- § 4. Учение о праве и государстве г.Ф. Шершеневича
- § 5. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
- § 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой
- § 7. Заключение
- § 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой
- § 7. Заключение
- Глава 25. Политические и правовые учения в европе в начале XX в.
- § 1. Введение
- § 2. Социалистические политико-правовые учения
- § 1. Введение
- § 2. Социалистические политико-правовые учения
- § 7. Заключение
- § 4. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер
- § 5. Психологическая теория права л. И. Петражицкого
- § 6. Школа "свободного права"
- § 7. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Неолиберализм и консерватизм
- § 3. Концепции плюралистической демократии
- § 4. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия
- § 6. Социологическая юриспруденция
- § 7. Реалистические концепции права в сша
- § 8. Нормативизм г. Кельзена
- § 9. Теории естественного права
- § 10. Заключение
- § 8. Нормативизм г. Кельзена
- § 9. Теории естественного права
- § 10. Заключение
- Глава 27. Современная западная политическая наука
- § 1. Введение
- § 2. Становление политической науки
- § 3. Развитие политической науки после 1945 г.
- § 1. Введение
- § 2. Становление политической науки
- § 3. Развитие политической науки после 1945 г.
- § 4. Современная французская политическая наука о власти и государстве
- § 5. Заключение
- § 4. Современная французская политическая наука о власти и государстве
- § 5. Заключение