§ 5. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
Обращаясь к идее разделения властей, Коркунов отвергал общепринятое понимание разделения властей как обособление законодательной, исполнительной и судебной власти. Сущность разделения властей, по его мнению, заключается "в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования". При безусловном единстве власти как силы, служащей объектом отношения, возможно, утверждал Коркунов, разделение распоряжения государственной властью.
Взаимное сдерживание органов власти, обеспечивающее свободу граждан, достигается, по его мнению, не только обособлением разных функций государственной власти, но и вообще "совместностью властвования", которое находит проявление в трех формах: 1) в осуществлении одной и той же функции несколькими независимыми друг от друга органами; 2) в распределении между несколькими органами различных, но взаимно обусловленных функций; 3) в осу-
Гл. 24. Либеральная идеология в России в конце XIX – начале XX в. 551
ществлении различных функций одним органом, но различным порядком. Эти формы могут образовывать всевозможные комбинации государственных органов. "Нет ни одного государства, – отмечал Коркунов, – где бы законодательство, исполнение и суд были строго обособлены друг от друга".
Возведением принципа разделения властей к более общему началу – совместного властвования, по мнению Коркунова, объясняется признание за правительством самостоятельного права издавать общие юридические правила в административном порядке. Установление законов и правительственных распоряжений (указов) в Российской империи служит лишь одним из проявлений совместного осуществления государственной власти. Взаимное сдерживание государственных органов выражается, по его мнению, в том, что указы имеют силу только при условии непротиворечия законам (законом Коркунов считал веление верховной власти, состоявшееся при участии Государственного совета; все остальные общие правила, исходящие от монарха, причисляются им к категории высочайших указов, издаваемых в порядке управления). Верховенство законов не может гарантироваться только депутатами либо министрами, необходимо, утверждал Коркунов, чтобы суду принадлежало право проверять юридическую силу указов. Поэтому отделение законодательной функции от правительственной возможно и в абсолютной монархии, где оно подходит под третью форму совместного властвования.
Рассуждая о государстве вообще или о государственном праве стран Запада, Коркунов нередко излагал радикальные идеи. Так, он неоднократно высказывался против ограничений избирательного права, поскольку "государство по самому существу своему призвано служить не отдельным классам, а быть организацией всего народа, как одного целого". При ограниченном представительстве, утверждал Коркунов, неизбежны противоречия между государством и теми слоями народа, которые не представлены в государственных органах, возникает опасность розни, недоверия между государством и обществом.
Особенные возражения Коркунова вызывали цензовые избирательные системы: "Против ограничения избирательного права имущественным цензом в какой бы то ни было форме говорит то веское соображение, что этим искусственно усиливается и так резко проявляющееся различие между имущими и неимущими. Крайнее неравенство экономических условий и вытекающая из этого зависимость неимущих от владельческих классов и так составляет самое больное место современного общества. А всякое искусственное усиление экономического неравенства неизбежно усиливает и так опасный антагонизм общественных классов".
Характеризуя государственный строй самодержавной России, Коркунов отмечал устарелость российских законов о правах граж-
552 История политических и правовых учений
данской свободы, противоречие между гласным судом и местным самоуправлением, с одной стороны, и "странным анахронизмом", каким является бесправие личности перед административным произволом и полное отсутствие хотя бы малейшей свободы общественной деятельности, с другой стороны.
Коркунов с сожалением отмечал, что в России "государственная служба является единственной формой участия подданных в общей политической жизни страны", и потому политические права имеет лишь "узкая сфера наличного служебного персонала", сформированная "на началах сословности", причем "административная власть вооружена правом устанавливать такие ограничения свободы, которые отнюдь не могут быть оправданы необходимостью". Однако Коркунов полагал, что ближайшей перспективой развития государственного строя России должна быть не представительная, ограниченная монархия, как в странах Запада, а "правомерная, но самодержавная монархия".
По мнению Коркунова, упорядочение издания законов, наделение судов правом разрешать противоречия между указами и законами, учреждение административной юстиции в виде самостоятельной системы судов, предоставление им права отмены незаконных распоряжений, обеспечение гражданских прав (неприкосновенность собственности, право граждан на подачу петиций) в России не требуют наделения подданных политическими правами и создания представительства, ограничивающего власть самодержца. "Государь сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной власти безраздельно, но осуществляет ее правомерно", – писал Коркунов.
Заметное место в развитии социологического направления права в России занимает историк и правовед, ученый и политический деятель, член I Государственной думы и Государственного совета Максим Максимович Ковалевский (1851—1916). Он преподавал в Московском (1877—1887 гг.) и Петербургском (1906—1916 гг.) университетах конституционное право, историю политических учений, историю иностранного законодательства и другие предметы. Его перу принадлежит ряд ценных исследований по социологии ("Социология" в двух томах, 1910 г.), по сравнительно-историческому и сравнительно-правовому методам: "Общинное землевладение, причины, ход и следствие его разложения" (1879 г.), "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории и права" (1880 г.), "Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении" (1886 г.), "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений" в трех томах (1906 г.), "Общее учение о государстве" (1909 г.).
Учение Ковалевского о государстве и праве органически связано с его социологической концепцией. Методологической основой
Гл 24. Либеральная идеология в России в конце XIX – начале XX в. 553
его учения явились доктрина О. Конта, взгляды Г. Спенсера, психология Г. Тарда, солидаристские доктрины Э. Дюркгейма и Л. Дюги. Известную формулу О. Конта "порядок и прогресс" он заменил более общим понятием "организация и эволюция". Не всякая эволюция прогрессивна, рассуждал Ковалевский, и не каждая организация основана на порядке – порядок обеспечен лишь там, где общество образует "замиренную среду", основанную на общественной солидарности.
Каждая социальная группа, по Ковалевскому, есть прежде всего, "замиренная среда", в которой вместо борьбы водворяется "солидарность, или сознание общности интересов и взаимной зависимости друг от друга". Факт солидарности, ее требования признаются обществом и становятся социальными нормами. Право возникает и изменяется в результате того, что появляется вначале состояние неудовлетворенности существующим положением вещей, возникают новые требования, которые "переходят силой подражания сперва в общественное мнение, в юридическое сознание масс, а затем – в обычай и закон". Право, по Ковалевскому, – это "нормы, ставящие себе целью поддержание и развитие солидарности", "приводимые в жизнь организованной силой общества – государством", обладающие принудительной силой.
Понятие права в концепции Ковалевского имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право, имеющее нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства, выражает волю не отдельного класса, а целого общества; оно содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами).
Ковалевский отвергал идею прирожденных прав, идущих от "естественного состояния". "Всякая декларация неотъемлемых прав личности может сделаться тормозом для дальнейшего политического развития, если считать ее содержание раз навсегда установленным", – отмечал ученый.
Личные права, по мнению Ковалевского, не зависят от государства, которое не может их отменить, "так как признание их является таким же требованием общественной солидарности, как установление самого факта государственного общежития".
Возникновение и права, и государства, согласно его теории, обусловлено интересами общественной солидарности. Состояние "замиренной среды" с присущей ей взаимозависимостью людей, подкрепляемое принудительной силой (вооруженным насилием), ведет к объединению различных союзов в государстве.
554 История политических и правовых учений
Источник возникновения власти и государства Ковалевский под сильным влиянием теории Тарда усматривал "в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству".
Ковалевский исследовал стадии развития общества и государства. Он писал, что догосударственному состоянию соответствует племенное княжество или правление совета старейшин (родовая организация). Государственности Античного мира свойственна непосредственная демократия, феодализму – сословная монархия, на смену которой приходит "всесословная" стадия развития общества. Последней, по мнению Ковалевского, соответствуют вначале цезаризм, а затем конституционная монархия и республика, дополняемые референдумом и прямым законотворчеством избирательного корпуса.
Исторической закономерностью Ковалевский считал необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит, писал Ковалевский, "противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими". Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым усиление вмешательства государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.
Ковалевский оспаривал "социалистическую доктрину о государстве как о политическом владычестве господствующего экономического класса". Господство одной части общества над другой представлялось ему лишь исключением, нарушением закона общественной солидарности. С этих позиций им осуждалось любое государство, посягающее на "личные права", как "деспотическое государство", "якобинское сверху или снизу".
Ковалевский настойчиво обращал внимание на такое качество "всесословного" общества, как провозглашение гражданского и политического равенства, прав и свобод личности, юридических гарантий этих прав и свобод, которые, по его мнению, обусловливают "общенациональный характер" права, согласование интересов личности, групп, классов, общества в соответствии с социальной солидарностью.
Ковалевский был сторонником глубоких реформ, ведущих к утверждению "всесословного" (т.е. гражданского) общества. Он писал, что революция как средство социального изменения вызывается ошибками правительства, которое не удовлетворяют справедливые, естественные для своего времени требования народа. Кроме того, революция всегда предполагает насилие, а значит, нарушение "замиренной среды" в обществе. "Нам совершенно чужда мысль об уничтожении разом чего бы то ни было и создании сразу нового строя,
Гл. 24 Либеральная идеология в России в конце XIX – начале XX в 555
новой религии или новой морали, – утверждал ученый. – При медленности общественных изменений прогресс более надежен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции, или, выражаясь языком Конта, прогресс желателен только под условием сохранения порядка".
Ковалевский не одобрял самодержавие, но был сторонником сохранения монархии в России: "Республика кажется мне в России так же мало мыслимой, как и монархия во Франции". Он считал возможным эволюционное развитие самодержавия в "демократическую монархию", основанную на конституции и представительном правлении. "Русская империя нуждается в более широких основах: она может быть только империей всенародной, – рассуждал Ковалевский. – Сохраняя наследственное руководительство нации ее историческим вождем, положим в основу русского обновления систему самоуправления общества".
- О. Э. Лейст история политических и правовых учений
- Оглавление
- § 1. Введение .205
- § 1. Введение 239
- § 1. Введение 354
- § 1. Введение 364
- Глава 1. Предмет истории политических и правовых учений
- § 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин
- 2 История политических и правовых учений
- § 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин
- § 3. Периодизация истории политических и правовых учений
- 8 История политических и правовых учений
- § 4. Многообразие политико-правовых доктрин
- 10 История политических и правовых учений
- 12 История политических и правовых учений
- § 5. Содержание истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин
- 14 История политических и правовых учений
- 16 История политических и правовых учений
- 18 История политических и правовых учений
- 20 История политических и правовых учений
- 22 История политических и правовых учений
- § 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии
- § 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая
- § 4. Заключение
- § 2. Развитие демократических учений. Старшие софисты
- § 3. Учение Платона о государстве и законах
- § 4. Политическое и правовое учение Аристотеля
- § 5. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
- § 6. Заключение
- § 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы
- § 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы
- § 3. Политические и правовые идеи первоначального христианства
- § 4. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный
- § 5. Заключение
- § 2. Теократические теории
- § 3. Политико-правовые идеи средневековых ересей
- § 4. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский
- § 5. Средневековые юристы
- § 6. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского
- § 7. Заключение
- § 2. Политико-правовые направления в исламе
- § 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов
- § 4. Заключение
- § 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- § 4. Политические идеи Владимира Мономаха
- § 5. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- § 6. Заключение
- Глава 8. Политическая и правовая мысль московского государства
- § 1. Введение
- § 2. Формирование политической идеологии Московского государства
- § 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
- § 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
- § 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- § 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- § 6. Политические идеи Андрея Курбского
- § 7. Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- § 8. Заключение
- § 2. Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- § 3. Политико-правовые идеи Реформации
- § 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси
- § 3. Политико-правовые идеи Реформации
- § 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси
- § 6. Политико-правовые идеи раннего коммунизма. "Утопия" т. Мора. "Город Солнца" т. Кампанеллы
- § 7. Заключение
- § 2. Теория естественного права. Учение г. Гроция о праве и государстве
- § 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции 1640—1649 гг.
- § 2. Теория естественного права. Учение г. Гроция о праве и государстве
- § 3. Учение т. Гоббса о государстве и праве
- § 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции 1640—1649 гг.
- § 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. В учении Дж. Локка о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 2. Политико-правовые идеи в первой половине XVII в.
- § 4. Политические и правовые идеи Юрия Крижанича
- § 5. Заключение
- Глава 12. Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII—XVIII вв.
- § 2. Естественно-правовые теории в Германии
- § 3. Правовая теория ч. Беккариа
- § 4. Заключение
- § 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В.Н. Татищев
- § 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В.Н. Татищев
- § 3. Политико-правовая идеология купечества. И. Т. Посошков
- § 4. Заключение
- § 2. Политико-правовая программа Вольтера
- § 3. Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- § 4. Теория народного суверенитета ж.-ж. Руссо
- § 5. Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- § 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- § 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"
- § 8. Заключение
- § 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- § 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"
- § 8. Заключение
- § 2. Т. Пейн о государстве и праве
- § 3. Политико-правовые взгляды т. Джефферсона
- § 4. Взгляды а. Гамильтона и федералистов на государство и право
- § 5. Заключение
- § 2. Идеология "просвещенного абсолютизма"
- § 3. Политико-правовая идеология феодальной аристократии. М. М. Щербатов
- § 4. Политико-правовые идеи просветительства и либерализма
- § 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений
- § 6. А. Н. Радищев о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений
- § 6. А. Н. Радищев о праве и государстве
- § 7. Заключение
- § 2. Учение и. Канта о праве и государстве
- § 3. Учение Гегеля о государстве и праве
- § 4. Заключение
- § 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии
- § 3. Традиционализм э. Берна
- § 4. Историческая школа права
- § 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии
- § 3. Традиционализм э. Берна
- § 4. Историческая школа права
- § 5. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм во Франции. Б. Констан
- § 3. Либерализм в Англии. Взгляды и. Бентама на право и государство
- § 4. Возникновение юридического позитивизма. Дж. Остин
- § 5. Теория "надклассовой монархии" л. Штейна
- § 6. Политико-правовое учение Огюста Конта
- § 7. Заключение
- § 6. Политико-правовое учение Огюста Конта
- § 7. Заключение
- Глава 20. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология в западной европе в первой половине XIX в.
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.
- § 3. Заключение
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.
- § 3. Заключение
- Глава 21. Политические и правовые учения в россии в период кризиса самодержавно-крепостнического строя
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований м. М. Сперанского
- § 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи н. М. Карамзина
- § 1. Введение
- § 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований м. М. Сперанского
- § 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи н. М. Карамзина
- § 7. Заключение
- § 5. Политические идеи п. Я. Чаадаева
- § 6. Политико-правовые идеи западников и славянофилов
- § 7. Заключение
- § 1. Введение
- § 6. Заключение
- § 1. Введение
- § 2. Юридический позитивизм
- § 3. Учение р. Иеринга о праве и государстве
- § 4. Государственно-правовая концепция г. Еллинека
- § 5. Проблемы государства и права в социологии г. Спенсера
- § 6. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение марксизма
- § 3. Политико-правовое учение и программа социальной демократии
- § 4. Политико-правовая идеология анархизма
- § 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)
- § 6. Заключение
- § 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)
- § 6. Заключение
- Глава 24. Либеральная политико-правовая идеология в россии в конце XIX – начале XX в.
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение б. Н. Чичерина
- § 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский
- § 1. Введение
- § 2. Политико-правовое учение б. Н. Чичерина
- § 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский
- § 4. Учение о праве и государстве г.Ф. Шершеневича
- § 5. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
- § 4. Учение о праве и государстве г.Ф. Шершеневича
- § 5. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
- § 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой
- § 7. Заключение
- § 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой
- § 7. Заключение
- Глава 25. Политические и правовые учения в европе в начале XX в.
- § 1. Введение
- § 2. Социалистические политико-правовые учения
- § 1. Введение
- § 2. Социалистические политико-правовые учения
- § 7. Заключение
- § 4. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер
- § 5. Психологическая теория права л. И. Петражицкого
- § 6. Школа "свободного права"
- § 7. Заключение
- § 1. Введение
- § 1. Введение
- § 2. Неолиберализм и консерватизм
- § 3. Концепции плюралистической демократии
- § 4. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия
- § 6. Социологическая юриспруденция
- § 7. Реалистические концепции права в сша
- § 8. Нормативизм г. Кельзена
- § 9. Теории естественного права
- § 10. Заключение
- § 8. Нормативизм г. Кельзена
- § 9. Теории естественного права
- § 10. Заключение
- Глава 27. Современная западная политическая наука
- § 1. Введение
- § 2. Становление политической науки
- § 3. Развитие политической науки после 1945 г.
- § 1. Введение
- § 2. Становление политической науки
- § 3. Развитие политической науки после 1945 г.
- § 4. Современная французская политическая наука о власти и государстве
- § 5. Заключение
- § 4. Современная французская политическая наука о власти и государстве
- § 5. Заключение