§ 3. Опека и попечительство над детьми
595
ного учреждения по воспитанию, образованию ребенка и осуществлению над ним опеки (попечительства) весьма сложно. Так, основными задачами воспитательного учреждения являются:
а) создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
б) обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
в) освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
г) обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
д) охрана прав и интересов воспитанников1.
Понятно, что выполнение перечисленных задач относится и к функциональной деятельности опекунов (попечителей).
В случае временного помещения ребенка, уже находящегося под опекой или попечительством, в воспитательное учреждение права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка не прекращаются (ч. 2 п. 1 ст. 147 СК). Причиной временного устройства подопечного ребенка в воспитательное учреждение могут быть различные обстоятельства, не связанные с виновным поведением опекуна или попечителя (болезнь, служебная командировка и т. п.).
Выполнение администрацией воспитательных учреждений обязанностей опекуна (попечителя) осуществляется с соблюдением норм семейного и гражданского законодательства о правах и обязанностях опекуна (попечителя) ребенка. Воспитательное учреждение выступает в защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, а также выполняет иные функции опекуна (попечителя).
Как опекун или попечитель несовершеннолетнего подопечного, воспитательное учреждение несет ответственность за причиненный им вред в порядке и по основаниям, установленным ГК (ст. 1073, 1074). Так, учреждение обязано возместить вред,
причиненный находящимся в нем малолетним подопечным (несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет), если не докажет, что вред возник не по вине учреждения. Причем обязанность воспитательных учреждений по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 2, 4 ст. 1073 ГК).
Если вред причинен находящимся в воспитательном учреждении несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей части (когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда), если не докажет, что вред возник не по его вине. Однако обязанность воспитательного учреждения по возмещению вреда прекращается как по достижении причинившим вред подопечным совершеннолетия, так и в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда до достижения совершеннолетия он приобрел дееспособность в полном объеме (п. 2, 3 ст. 1074 ГК).
Воспитательные учреждения при выполнении обязанностей опекуна (попечителя) руководствуются не только нормами СК и ГК, но и иных федеральных законов. Так, ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»1 предписывает администрации воспитательного учреждения, в которое помещен несовершеннолетний ребенок, утративший попечение родителей, в течение трех месяцев с предварительного разрешения органа опеки и попечительства и с соблюдением иных положений гражданского законодательства2 оформить договор передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетнего, если в жилом помещении не остались проживать другие члены семьи (семья занимала жилое помещение по договору социального найма). Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние (а для совершения таких сделок требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства и соблюдение иных положений гражданского законодательства),
1 См. п. 2 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1 Ведомости РСФСР. 1991. № 28. Ст. 959.
2 См. ст. 26, 28, 37 ГК.
596
- § 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без
- § 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения
- § 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения 501
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § I. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения 503
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения 505
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена 519
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена 559
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 2. Усыновление (удочерение) детей и его отмена
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 3. Опека и попечительство над детьми
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 4. Приемная семья
- § 4. Приемная семья
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 4. Приемная семья
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 4. Приемная семья
- § 4. Приемная семья
- § 4. Приемная семья
- § 4. Приемная семья
- § 4. Приемная семья
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 4. Приемная семья
- § 4. Приемная семья
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- § 4. Приемная семья
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
- Глава 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения